Вторник, 06.12.2016, 13:09

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

Использование в речи многозначных слов и омонимов

    Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.

    1. Чацкий: …Но Скалозуб? Вот загляденье: за армию стоит горой, и прямизною стана, лицом и голосом герой… Софья: Не моего романа (Гр.). 2. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. «По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь» (П.). 3. Увы! каламбур лучше стихов! Ну да все равно! Если он вышел из пустой головы, то, по крайней мере, стихи из полного сердца (Л.). 4. Тот, кто играет словами, не всегда играет чувствами (Л.). 5. «Что о нем [о Петербурге] рассказать? Очень большой и живой город… Погода в нем сырая, а…» - «А люди сухие, - перебил Бенковский. - Далеко не все. Есть много совершенно размякших, покрытых плесенью очень древних настроений» (М. Г.). 6. Все люди, покойные и беспокойные, будут абсолютно покойными, ибо всем, рано или поздно, придется лечь в могилу (М. Г.). 7. У которых есть, что есть, - те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть… (Марш.) 8. Вилюйская ГЭС жар-птицей посажена в каменное гнездо, чтоб она светила до самого края полярной ночи, чтоб в небе светила там важничали не очень (Щип.). 9. Разве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия - не подбирается (Фон.). 10. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Стан.). 11. «Из одних перлов состоит только перловая каша», - язвительно перебил его Петушков (Гран.). 12. Труднее всего провести время («ЛГ»). 13. В любви все средства хороши. И чем они крупнее - тем лучше (Н. Бог.). 14. Мы накануне великого подъема - подъема цен. 15. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. 16. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (из газ.). 17. В своем последнем слове подсудимый Григорьев сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь…» Судьи предоставили ему такую возможность (из газ.). 18. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э. Кр.).


    Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях постановка ударения необходима?

    1. Личность поэта вырастает в лирике, он становится, по слову Блока, больше себя, чувствует, как говорил Маяковский, - «я» для меня мало (Пап.). 2. Они [конкистадоры] убивали перуанцев и сжигали их дома (Верз.). 3. Ты не почитай себя стоящим только здесь вот, в сущем, в настоящем (Март.). 4. Западные державы… вопреки здравому смыслу заявляют, что не признают заключения мирного договора (из газ.). 5. В отличие от служебной записки, докладная записка имеет больший объем и большую значимость. 6. Временную протяженность можно воссоздать в памяти, измеряя ее вехами событий. 7. Мальчишка срезал прутья. 8. Мы опускаемся на большую глубину. 9. Как чудно он себя ведет! 10. «Вы не учите мальчика», - с раздражением заметил отец.


    Укажите стилистические приемы создания юмора.

    1. Не щеголяй, приятель, тем, что у тебя избыток тем, произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы (Мин.). 2. За завтраком лились вина и речи. Летели фуражки, летели камни, летели крики, летел визг… Нищие проходили медленно, отягощенные годами, мешками, увечьями (С.-Ц.). 3. Трест Нарпит получил 868 тысяч рублей чистой прибыли. Прибыль огромная, но, к несчастью, не такая чистая, как это кажется директору Пастухову и начальнику сектора заготовок Левину. Она сложилась из ежедневного систематического обворовывания потребителя… (И. и П.) 4. Ax вы, разбойник, ах, злодей, ну как вы поживаете? Вы раздеваете людей, когда их одеваете (Марш.). 5. Влюблен редактор был в одну из дам, он говорил: я вам роман издам. Ах, что за книга! Чудный том! Я пью его, как ром античный… И дама убедилась в том, что он мужчина романтичный (Козл.). 6. Он скажет слово «за» и кается… Он постоянно за-икается! (Э. Кр.) 7. …Палка с золотой монограммой, толстое золотое обручальное кольцо на правом указательном пальце и отливающие золотом толстые усы, тщательно закрученные в два кольца (С.-Ц.). 8. Марк Туллий Цицерон был рабом своего красноречия. Гней Помпей был рабом своего успеха. Юлий Цезарь был рабом своего величия. Один был в Риме свободный человек: раб Спартак (Крив.).


    В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова и придумайте с ними другие словосочетания, показывая их полисемантизм.

    1. Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя. 2. Жаль, что и близкие бывают недалекими. 3. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают. 4. Мы можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. 5. Закон сохранения материи вызывает сомнения при общении с закройщиками. 6. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану. 7. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. 8. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. 9. В психиатрической больнице. Родственники больного: «Профессор, как он?». Профессор: «Сдвиги есть». 10. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.


    Прочитайте шутки, каламбуры; укажите причины словесной игры в каждом случае.

    1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 2. Народ был, народ есть, народ будет есть. 3. Защитник вольности и прав В сем случае совсем не прав (П.). 4. И не заботилась о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой (П.). 5. Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»). 6. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии (П.). 7. Одно, брат, дело - огурцов посол. Другое - если ты посол (Козл.). 8. Я не шагал, а семенил на ровной брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Выс.). 9. Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»). 10. Бывает гол король на сцене, но и на поле гол - король! (Е. Ильин) 11. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (Ч.). 12. Край родимый, как ты сердцу дорог, Как твои просторы широки, Отчего же на твоих просторах Муки много больше, чем муки? (Крив.)


    Проанализируйте омонимические рифмы, разграничивая омонимию (полную и неполную), омографию, омофонию и омоформию.

    1. Я мог бы зажечься любой из тем, мне в голову льющихся лавою, но я не хочу зажигаться тем, что для всех сегодня не главное (Куб.). 2. Не оттого ли стал он заноситься, от спеси нос задрав на метр, что в списки метров начал заноситься, хоть видно за версту, что он не метр (Козл.). 3. Над горами звездный рой, звезд на небе - пропасть, яму ближнему не рой, сам сорвешься в пропасть (Козл.). 4. Гляди, решивший землю исходить, вначале на людей, а после на строения и научись в сужденьях исходить из справедливости, а не из настроения (Козл.). 5. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел (Козл.). 6. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл.). 7. - Чем заняты таланты? Возвести! - Да продолжают славный воз вести! - А бездари? - Те мнят, что делают погоду. - А критики? - Темнят. Или молчат по году (Козл.).


    Проанализируйте значения многозначных слов, употребленных в следующих заголовках газетных статей и заметок. Можно ли считать антонимами слова, придающие заголовкам характер каламбура? (Для справок используйте толковые словари русского языка и словари синонимов.)

    «Высокие скорости, низкие мотивы», «Чистый вымысел и грязные цели», «Искусственное волокно и натуральная канитель», «Условная экономия и безусловные убытки», «Ходячие заблуждения и лежалые товары», «Старый Леонардо и Новый Свет», «Чем слабы силачи?», «Почему не весело на «веселье»?», «Не сладко в «сладком» цехе», «Луна далекая и близкая», «Лужков будет сажать новых русских на Ходынке», «От этих пробок у москвичей «съезжает крыша»», «Каждому москвичу врежут… по счетчику», «Брак по-научному».


    Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения.

    1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Сейчас судьи вынесут очки. 4. Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы. 5. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. 6. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет. 7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству. 8. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 9. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев. 10. Начало победам наших спортсменов положил Серик Нурказов… И лишь Р. Себиев оступился, уступив по очкам Э. Роузу. 11. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 12. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.


    Проанализируйте употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы; укажите индивидуально-авторскую омонимию, речевую недостаточность, ставшие причиной неуместных каламбуров. Устраните их.

    1. Для развития науки большое значение имеет открытие научно-исследовательского института по изучению мхов и лишайников в Ялте. 2. ВОЗ доставит медикаменты в районы, пострадавшие от землетрясения. 3. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. 4. Мощные рыбоперерабатывающие плавбазы выпускают непосредственно в море рыбную продукцию. 5. Работник жилищно-коммунального хозяйства Бать весной отгрохал такую домовину, которая годится не только для стоянки автомобиля, но и для жилья. 6. На базе исследований нашей лаборатории строится опытно-промышленный завод. 7. Виновниками семейных вспышек обычно бывают родители, которые переносят грипп на ногах. 8. Установлено, что ткачи седьмого корпуса используют брачные покрывала в качестве покрышек на станки. 9. Билет годен только для помывки одного лица (объявление в бане). 10. Окна остались незастекленными, потому что снабженец не поехал к завхозу и не выбил у него все стекла, которые нужно, чтобы закончить работы. 11. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации… 12. Бригадир насильно заставляет колхозного пастуха пасти свои четыре головы. 13. На одного оператора падает 51 корова. 14. Сами телята, упитанные, веселые, говорят всем своим видом, что им здесь хорошо. 15. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 16. Ребенок требует ухода матери. 17. У прямой кишки нет секретов. 18. Будем ждать, что покажут данные обследования. 19. Живем мы с мужем небогато, на одну зарплату. 20. А под окном, чуть дыша, бедный художник стоит (из песни).


    Укажите причины возникновения нелогичности, неясности, двусмысленности и комизма высказывания; выделите слова, ставшие источником невольных каламбуров.

    1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 2. Вечером в этот день писатель выехал в Москву. 3. На предприятии есть световая газета, где отражается жизнь лучших коллективов. 4. Опять оказались не на высоте стоящих перед ними задач рабочие котельной, которые все еще работают с холодком. 5. На стене - диаграмма, отражающая рост свиней в хозяйстве за последние три года. 6. Несмотря на серьезные финансовые затруднения в этом году, Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне. 7. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей. 8. «Hoc» Гоголя наполнен богатым содержанием. 9. Выступавший заявил: «Меня всю жизнь двигали по аппарату». 10. В жизни ветеранов осталось немного удовольствий, и самое большое - посидеть. 11. Венгерская публика была покорена юношами и девушками в украинских костюмах. 12. Голова крупного рогатого скота ежедневно прибавляет в весе в среднем на 516 граммов. 13. Время размножения с 15 до 17 (объявление о работе с ксероксом). 14. Продаются крылья для «Москвича» (объявление).


    Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку редактора, назовите исправленные им ошибки. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.


    1. За год учебы мы потеряли шесть студентов.

    1. За один учебный год из института было отчислено шесть студентов.

    2. Продавца можно подобрать и в самом поселке.

    2. Человека на должность продавца можно найти и среди жителей поселка.

    3. Давно пишется о том, что защита наших футбольных команд хромает.

    3. Уже писали о том, что защита наших футбольных команд играет плохо.

    4. В сооружении красочного завода принимают участие различные строительно-монтажные организации.

    4. В строительстве завода по производству красок принимают участие различные строительно-монтажные организации.

    5. Чем дождливее год, тем больше случаев провалов.

    5. Чем дождливее год, тем чаще бывают провалы почвы.

    6. Для лесных ландшафтов Юго-Восточной Азии характерны планирующие животные.

    6. Для лесов Юго-Восточной Азии характерны животные, которые во время прыжка планируют в воздухе.

    7. Если удастся пройти в тыл предводителей стада - бородачей, то можно, выскочив на тропу, снимать обтекающий вас поток животных.

    7. Стадо животных можно удачно сфотографировать, если зайти к нему с тыла, миновав бородачей-предводителей.

    8. Просматривая разбросанные в разных музеях полотна Иванова, поражаешься вложенному в работу исполинскому труду.

    8. Внимательно изучая полотна Иванова, находящиеся в разных музеях, поражаешься огромному труду, вложенному художником в картины.


   Укажите речевые ошибки и погрешности в слоге; особое внимание обратите на употребление многозначных слов, имеющих омонимы. Отредактируйте текст для газеты.

    Когда сыр плачет

    Сыр. Его остроароматные ломтики придают нашему утреннему завтраку особый аппетит. «Российский», «Прибалтийский», «Пошехонский»… В витринах магазинов головки похожи, словно двойнята. Тонкая парафиновая оболочка надежно укрывает секреты каждого.

    - Чтобы разгадывать и создавать их, нашим сыроделам приходится много трудиться, - рассказывает главный инженер маслосырзавода. - Сыр очень капризен в изготовлении. Только точное выполнение технологии может дать необходимые вкусовые качества.

    Борьбу за них сыроделы начинают вести с самого начального момента - заготовки сырья. Работники завода сами часто выезжают в хозяйства, выискивают фермы, которые могут поставлять сыропригодное молоко.

    …Дело не в одной только технике, сыр надо понимать, чувствовать надо! Это дается только многолетним опытом. И он уже, можно смело сказать, пришел к угличским сыроделам. В этом году завод выработал уже сверх плана 50 тонн сыра. На достигнутом коллектив не думает успокаиваться. В этом месяце здесь перешли на новый вид закваски, которая значительно замедляет развитие вредных для сыра масляно-кислых бактерий. При его созревании устраняются такие нежелательные пороки, как затхлость, горечь.

    В канун праздника мы хотели назвать имена лучших сыроделов завода, но сделать это оказалось непросто. Все работницы по многу лет трудятся в цехе, и каждая вкладывает свою частицу в общий котел, все вместе они ответчики за качество, за то, чтобы сыр, как говорят здесь, «плакал». Разрежешь головку, а в глазках рисунка поблескивают молочные «слезинки». Их матовые шарики и есть первые вестники удавшегося сыра.

Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (05.10.2012)
Просмотров: 2110 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0