Пятница, 22.11.2024, 17:31


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

Использование в речи антонимов
Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.

    1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои (Бл.). 6. Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью (Бл.). 7. Я видел: ива молодая Томилась, в озеро клонясь, А девушка, венки сплетая, Все пела, плача и смеясь (Бл.). 8. Ведь тот же огненный желток, что скрылся за борт, он одному сейчас - Восток, другому - Запад (Возн.). 9. Я соловей: я без тенденций и без особой глубины… Но будь то старцы иль младенцы. Поймут меня, певца весны (Сев.). 10. Она была не хороша, не дурна собою (Г.). 11. Не легковесен ты и не тяжел (Марш.). 12. И перекрыты выходы и входы, И путь один - туда, куда толпа (Выс.). 13. Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 14. Пока мы о прошедшем сожалеем, жизнь день грядущий в прошлый превратит (Гамз.). 15. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб (Ок.). 16. Философия - древняя наука, рассуждающая об уме и глупости, о правде и лжи, о жизни и смерти (из газ.). 17. Приходите в любой день - в начале и в конце недели, в первых и в последних числах месяца: я всегда вам рад (из газ.). 18. Меня не то чтоб ругают, но и не то, чтоб хвалят (Дост.). 19. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако и не тонкие (Г.). 20. Золотом платят за подлость, За мужество - только свинцом (Моз.).


    Разграничьте в тексте антонимы и слова, которые противопоставлены лишь в контексте. Определите их стилистические функции.

    1. Я музыка горя, ты музыка лада! Ты музыка счастья, я нота разлада (Возн.). 2. Все летит, летит Земля мильоны верст… Вдруг да в бездорожье улетели? А дорога наша: колыбель - погост, Майский дождь - февральские метели (Марк.). 3. Ищу я выход из ворот, но нет его - есть только вход, и то не тот (Выс.). 4. Все девы издали прелестны, и поэтичны, и милы - вблизи скучны, неинтересны, и меркантильны, и пошлы (Сев.). 5. Меж ежедневных Черных речек я светлую благодарю, меж тыщи похоронных свечек - свечу заздравную твою (Возн.). 6. Поле любимо, но небо возлюбленно (Возн.). 7. Поминают, когда мертвы, забывая, когда живые (Возн.). 8. Встречал беду и радость на дороге я. Смеялся, плакал я, но время мчалось… И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Гамз.). 9. Идут - красивые и безобразные. Идут веселые, идут печальные. Такие схожие - такие разные. Такие близкие, такие дальние… (Гип.) 10. Если я богат, как царь морской, Крикни только мне: «Лови блесну!» Мир подводный и надводный свой, Не задумываясь, выплесну! (Выс.) 11. Корабли постоят и ложатся на курс. Но они возвращаются сквозь непогоды. Не пройдет и полгода, и я появлюсь, Чтобы снова уйти на полгода (Выс.). 12. Белый аист московский на белое небо взлетел, Черный аист московский на черную землю спустился (Ок.).


    Разграничьте антонимы и конверсивы, а также слова, противопоставленные лишь в контексте. Определите их стилистическое использование в следующих предложениях. Различайте при этом антитезу простую и сложную, оксюморон, анти-фразис и каламбур.

    I. 1. Кто не успел, тот опоздал. 2. Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится. 3. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти. 4. Поменьше говори, побольше услышишь. 5. Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь. 6. Бери, пока дают. 7. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. 8. Сильнее тот, кто меньше любит. Кто больше любит, тот слабей… Кто больше любит, тот богаче, кто меньше любит, тот бедней (Сол.). 9. Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо (Гете). 10. Время собирать камни и время разбрасывать камни (Библия).

    II. 1. Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь - сущее бедствие (Т.). 2. Тогда эта игра светов и теней - комического, трагического, трогательного, прекрасного, ужасного в жизни - потешала меня (Л. Т.). 3. Легкое дело - тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить - тяжелое дело (Ключ.). 4. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Лих.). 5. Полюбил богатый - бедную, Полюбил ученый - глупую. Полюбил румяный - бледную, Золотой - полушку медную (Цв.). 6. Я глупая, а ты умен. Живой, а я остолбенелая (Цв.). 7. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума. Светила нам только зловещая тьма (Ах.). 8. Не веселая, не печальная. Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая (Заб.). 9. Пусть равномерны промежутки. Что разделяют наши сутки. Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы (Марш.). 10. Чую с гибельным восторгом - Пропадаю, пропадаю (Выс.).

    III. 1. Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (Ес.) 2. Да, богат я, богат с излишком! Был цилиндр, а теперь его нет… (Ес.) 3. Нет, товарищ, не забудь на войне жестокой: у войны короткий путь, у любви - далекий (Твард.). 4. Я сердце по свету рассеять готов. Везде хочу поспеть. Нужны мне разом юг и север, восток и запад, лес и степь (Твард.). 5. Есть радость ясная в начале, обида темная - в конце (Дуб.). 6. Вот и поезд, вот и - «здравствуй!» Повстречались - разошлись (Молч.). 7. О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ (Евт.). 8. Враг может новым быть, а друг - он только старый (Евт.). 9. Поздней осенью свежий и колкий Бродит ветер, безлюдию рад. В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят (Ахм.). 10. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей? («ЛГ»)


    Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы. Сравните свои варианты с авторскими (слова, которые использовал автор см. в конце упражнения).

    1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем …, чаще энергичен, чем …, и наоборот (Л. Т.). 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и … (Л. Т.). 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … (Ч.). 4. Тянулась жизнь - как и у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и … … … (Шол.). 5. Каким бы ни был писатель - крупным или …,- он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен … (Лун.).


    Примечание. Альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.


   Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.

    1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Конькобежцы выступят в Дзержинске, где умеют варить «быстрый» лед. 6. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 7. Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено. 8. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче. 9. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных. 10. С опозданиями у нас в группе все благополучно. 11. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти («Кр.»). 12. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.


    Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, указывая речевые ошибки, исправленные редактором. В случае несогласия с ним дайте свои варианты правки.


    1. Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем?

    1. Почему в феврале надои снижаются с каждым днем?

    2. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков.

    2. При внимательном обследовании было выявлено много недостатков в работе горняков.

    3. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки.

    3. На девочке было рваное платье и растоптанные детские ботинки.

    4. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место взрыв.

    4. В июле прошлого года на Вокзальной площади ночью произошел взрыв.

    5. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой…

    5. Жидкость в стенках капилляра опускается до уровня, определяемого формулой…

    6. Мы знаем, что еще живы сейчас предки А.С. Пушкина.

    6. Мы знаем, что еще живы потомки А.С. Пушкина.

    7. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.

    7. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно снижается.

    8. Старожилами должны стать молодые интеллигенты: врачи, учителя, инженеры, артисты.

    8. Закрепиться на новом месте должны молодые интеллигенты: врачи, учителя, инженеры, артисты.

    9. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умнее, другой работоспособнее.

    9. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а о людях уж и говорить не приходится: кто-то умнее, кто-то глупее, один ленивый, другой работящий.

    10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

    10. Эти мысли не только обращены в прошлое, но и устремлены в будущее.


    Назовите ошибки, возникшие при употреблении антонимов, дайте варианты стилистической правки предложений.

    1. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 2. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 3. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 4. Молодые старокраматорцы выступили с инициативой… (имеются в виду рабочие Старокраматорского машиностроительного завода). 5. Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но достаточно печальна. 6. Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 7. В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. 8. Герой мыслит и действует логически, а героиня - эмоционально. 9. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 10. Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией. 11. Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слова поддержки. 12. При достаточно высоких минусовых температурах тяжело дышать не только людям, но и животным.


    Определите стилистические функции антонимов и слов, противопоставленных в контексте.

    1. Все «хорошо» и «плохо» уходят в мир иной. Была моя эпоха повернута спиной Ко всем своим кошмарам, пожарам и ветрам, И к красным комиссарам, и к белым юнкерам. Мы все еще в дороге - и люди, и страна. Но где ж лицо эпохи? Кругом одна спина. И как же мы узнаем, куда наш путь ведет, Когда мы отступаем, когда идем вперед (Крив.). 2. Люблю тебя сейчас Не тайно - напоказ. Не «после» и не «до» в лучах сгораю. Навзрыд или смеясь, Но я люблю сейчас, А в прошлом не хочу, а в будущем - не знаю (Выс.). 3. Я не знаю, ты жив или умер. На земле тебя можно искать Или только в вечерней думе По усопшем светло горевать (Ахм.). 4. До чего земля большая, Величайшая земля. И была б она чужая, Чья-нибудь, а то - своя (Твард.). 5. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом (Гонч.). 6. Передо мной - холодный мрак могилы, Перед тобой - объятия любви (Н.). 7. Сколько раз мы молчали по-разному, но не «против», конечно, а «за»… Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду. А молчальники вышли в начальники, Потому что молчание - золото (Гал.). 8. Бедная богатая Света (заголовок). 9. Эти непростые простые вопросы (заголовок). 10. Наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом (из газ).


    Укажите стилистические ошибки в заметке (при этом особое внимание обратите на употребление слов, имеющих синонимы, антонимы). Отредактируйте текст.

    В старом селе новые порядки

    Село Лапино - одно из самых далеких сел Ступинского района. В старину Лапино было глухим, темным, ничем не заметным уголком. В нем трудно было найти человека, умеющего подписать свое имя. Крестьянство жило бедно, нищенствовало, голодало. Такова была извечная участь и у других деревенских поселений. После революции лицо села в корне преобразовалось: возник колхоз «Новый путь». Хозяйство его год за годом росло и крепло. В центре села расположился клуб, библиотека, почта, больница, магазин. Большое количество газет и журналов поступало по почте в избу-читальню.

    Теперь село снова обезлюдело, средства массовой информации селом не интересуются, престарелые сельские жители, оставшиеся здесь доживать свою старость, не выписывают газет. В этом году колхозные поля остались не засеянными, на них культивируются сорняки. Так долго длиться не может.

    Рассказывают, что в Лапине землю продают «новым русским». Если они захотят стать фермерами, крестьянами-единоличниками, арендаторами, село может заново возродиться. Пусть здесь, на старой русской земле, восстановятся новые порядки и жизнь снова забьет другим ключом!


    Проанализируйте использование лексических средств в отрывках из газетной статьи, отметьте случаи неудачного выбора лексических эквивалентов, синонимов, речевую недостаточность, речевую избыточность. Отредактируйте текст.

    Золотая коллекция

    I. Рассказывают, что гнездо исключительных по красоте оперения павловских серебристых кур было продано в конце прошлого века в Австралию по весу золота. Увы, этой поистине русской породы в нашей стране сейчас нет. Остались лишь, и то в весьма незначительном числе, павловские золотистые…

    А знаете, сколько весит дающая деликатесное мясо и крупные яйца курица породы «брама»? До семи килограмм. Самая же маленькая, декоративная «бен-тамка» - всего 400 грамм. Что имеющая ореховый окрас курица породы «нью-гемпшир» несет того же цвета яйца, которые сохраняются значительно дольше, чем привычные всем нам белые? Слышали ли, что кукареканье петуха измеряется… четвертями: чем больше их умещается в одном аккорде, тем певец считается более голосистее. Чемпионы среди них - петухи «юрловские голосистые».

    Все эти и многие другие знания об удивительном разнообразии куриной породы я получил в Московском областном обществе любителей птицеводства и разведения животных. Оно размещается в небольшом флигельке дома № 16 по улице Чехова и насчитывает более ста лет своего существования. Созданное в 1880 году, оно записало в своем уставе, что его целью является поощрение «сельских хозяев и любителей к разведению лучшей и более прибыльной домашней птицы». Эта его цель осталась актуальной и в наш бурный век, и это определяет наши планы на будущее.

    II. Теперь немного истории. Считается, что предками наших хохлаток и пеструшек были так называемые банкиевские куры, заселявшие заросшие кустарником и бамбуком леса Индии, Бирмы, Филиппин и Суматры. В диком состоянии они ведут оседлый образ жизни, плохо летают, питаются семенами растений, всевозможными зернами, насекомыми, червями.

    Человек обратил внимание на этих птиц как на один из источников питания очень давно, когда еще только начал возделывать и обрабатывать землю. Одомашнены куры были в Юго-Восточной Азии, и первое упоминание о них ученые встретили в ведах древних индусов за несколько тысячелетий до нашей эры. Постепенно эти куры покорили Китай, затем Запад. О домашних курах, которых он встречал на островах Тихого океана, упоминает знаменитый мореход Магеллан.

    Постепенно куры все больше и больше входили в быт человека. Они отдавали ему мясо, яйца, перья. И не только. В античные времена большой славой стали пользоваться петушиные бои, положившие, как предполагается, начало искусственной селекции этой птицы. Появились бойцовые виды петухов, которые и использовались для петушиных боев.

Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (05.10.2012)
Просмотров: 4894 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0