Вторник, 06.12.2016, 05:54

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СТИЛИСТИКА

Фоника. Благозвучие речи
 Проанализируйте чередование гласных и согласных звуков; покажите единство звуковой и смысловой стороны речи, выделяя фонетически выразительные слова и поэтические строки.
    Дыхание свободно
    в каждой гласной,
    В согласных -прерывается
    на миг.
    И только тот гармонии
    достиг,
    Кому чередованье их
    подвластно.
    Звучат в согласных
    серебро и медь.
    А гласные даны тебе для
    пенья.
    И счастлив будь, коль
    можешь ты пропеть
    Иль даже продышать
    стихотворенье.

    (С. Я. Маршак.)

Исследуйте звуковой строй стихотворения Г.Р. Державина. Какие приемы звукописи использовал поэт, чтобы, по его выражению, «одоброгласить» стих, достичь «гладкотекущести»?

     Соловей во сне


    Я на холме спал высоком,
    Слышал глас твой, соловей,
    Даже в самом сне глубоком
    Внятен был душе моей:
    То звучал, то отдавался,
    То стенал, то усмехался
    В слухе издалече он;
    И в объятиях Калисты
    Песни, вздохи, клики, свисты
    Услаждали сладкий сон.
    Если по моей кончине,
    В скучном, бесконечном сне,
    Ах! не будут так, как ныне,
    Эти песни слышны мне;
    И веселья, и забавы,
    Плясок, ликов, звуков славы
    Не услышу больше я, -
    Стану ж жизнью наслаждаться,
    Чаще с милой целоваться,
    Слушать песни соловья.

   Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере.


    Таков завет и звук таков,
    И по косе вдоль жала,
    Смывая мелочь лепестков,
    Роса ручьем бежала.
    Покос высокий, как постель,
    Ложился, взбитый пышно,
    И непросохший сонный шмель,
    В покосе пел чуть слышно.
    И с мягким махом тяжело
    Косье в руках скрипело.
    И солнце жгло,
    И дело шло,
    И все, казалось, пело:
    Коси,коса,
    Пока роса,
    Роса долой -
    И мы домой.

   В чем особенность фоники отрывков из юмористических произведений.

    1. Скрипят скреперы. Рычат экскаваторы. Огрызаются бульдозеры. С ревом проносятся КрАЗы. Скрежет тормозов… Пробка! Диспетчер врубает рубильник. Гаражи изрыгают свору рыжих «ТАТР». В прорыв брошена гастрольная труппа театра. Вырисовываются горы раствора, роба прораба. Роба просит кирпича. Гремит увертюра.

    2. В наше время киберов, лазеров, квазеров и мазеров мы не можем довольствоваться морально устаревшими сонниками и должны поставить дело сновидений на службу всем хорошим людям…

    3. Это уже далеко не та мышка - вредитель и мот, которую мы наблюдали в «Курочке рябе», и тем более не та, что мы встречали у «Кота в сапогах». В «Репке» перед нами предстает мышка совершенно нового, передового формата. Она как бы является собирательным образом нелишних мышей. Хочется невольно воскликнуть: «Побольше бы таких мышей в книжках для наших малышей!»

    4. Отдыхал на юге: мотался из мотеля в мотель.


   Укажите недочеты фоники в отрывках из произведений начинающих авторов, рукописи которых редактировал М. Горький. Сравните свои наблюдения с замечаниями Горького, приведенными в конце упражнения.

    1. Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как капли, упадают один за другим удары великопостного колокола. 2. …Актрис с страстными взглядами. 3. -Очень жаль! -жестоко ответил Жан. Жан жадно сжал ее. 4. Она неожиданно нашла, что наши отношения нужно - даже необходимо - понять иначе. 5. Синие зимние тени ложились от сосен на снег. Не оглядываясь, медленно она шла по грязной улице. Но он сказал, закуривая трубку: «А не пора ли нам идти, мой друг?» 6. Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами. 7. С рыком сорвался с цепи. 8. Они имели с бригадой Котовского свыше полутораста стычек. 9. Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и усталости туманилось в глазах. 10. Изредка из дребезжащей калитки высовывалось лицо молодайки. 11.- У-у-у-ух, - вырвался волчий вой у Шило. 12. Черными точками маячат дозоры. А кругом южная равнина. Уперлась она в Кавказские горы. 13. Эх, братишка, дай добраться… 14. Сквозь огненный град свинца и гранат прошли свой путь полки.


    Замечания М. Горького:

    1. Горький подчеркнул слово опрозраченном и написал: «Этих «как ка» можно найти сотнями на страницах скучной книги Новикова». 2. Фраза, где три с невыносимо свистят. 3. Едва ли красивы и такие фразы… Может быть, в стихах это назвали бы аллитерацией, в прозе это - небрежность. 4. Здесь - на-не-нно-на-на-но-ну-не-на - нечленораздельны, а такие построения нередки. 5. Иногда переводчик заботится о музыкальности, - получаются стихи:


    Синие зимние тени ложились от сосен на снег.
    Не оглядываясь, медленно она шла по грязной улице.
    Но он сказал, закуривая трубку: «А не пора ли нам идти, мой друг?»

    6. Автор не слышит в своей фразе хихиканья, не замечает «мыло». 7. Нет никакой надобности совать в одну фразу столько свистящих звуков. 8. Горький выделил слоги «ста», «сты». 9. Горький выделил трижды окончание «лось» и написал: «Плохо». 10. Выделены созвучия «из», «из», для замены первого слова предложен синоним - иногда. 11. Есть глагол «шить». Так вот: «ушило», «ушила» неловко здесь. 12. Выделены слова дозоры, горы и сделано примечание: «В прозе надобно избегать рифмующихся слов, не ставить их рядом в одной фразе». 13. Выделены созвучия «бра», «бра». 14. Выделены слова град, гранат.


    Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недочеты в звуковой организации; устраните их. При этом различайте случайные звуковые повторы, неуместную рифму и сознательное использование звукописи с целью усиления действенности речи.

    1. «Урок - впрок». 2. «За штилем - шторм». 3. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 4. «Магистраль, зовущая вдаль». 5. «Медали за модели». 6. «Твои планы, планета?» 7. «Полный ход, «водоход»! 8. «Кто за тобой, горновой?» 9. «Старая ставка на страх». 10. «Целебное дыхание калины». 11. «Грани гранита». 12. «Льготы Аэрофлота».


    Прочитайте предложения; укажите недочеты фоники (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Устраните ошибки в звуковой организации речи.

    1. В связи с уточнением замера зазора в разделе четвертом подряд изъят. 2. Когда стали думать и гадать, что делать, чтобы ликвидировать сырость в свинарнике, вспомнили вдруг о заброшенном запарнике. 3. Над двадцатигекгарной плантацией вздымаются дымы костров. 4. Выступающий управляющий щедро приводил примеры, доказывающие, что общение молодежи в общежитии оставляет желать лучшего. 5. Проверкой, проведенной комиссией, назначенной дирекцией, было установлено нарушение дисциплины в третьем цеху. 6. Организуем систематически тематические выставки. 7. Преемственность молодежи в славных делах подразделения помогает единению всего коллектива. 8. По окончании экспедиции по традиции в одном из дворцов культуры Северодвинска состоится отчет любителей подводного спорта перед своими земляками.


   Дайте оценку сочетаемости звуков в аббревиатурах. Приведите примеры нарушения норм благозвучия в аббревиатурах, отмечая скопление согласных и стечение гласных. Назовите аббревиатуры, созданные в соответствии с требованиями благозвучия речи.

    ВЗТТМ, МППТ, МОАУ, ВЗТПП, УАИ, ФИА, МПТШП, УНИИО, ГВЫТМ, ВЗИТЛП, ДЮСШ, СИРЕНА, ВНОС, МНИ, АИСТ, АСУ, ГОСТ, МАМА (Московская автомеханическая академия).


    Укажите трудные для произношения сочетания звуков; выделите многосложные и односложные слова. Насколько художественно мотивирована звуковая организация речи в приведенных примерах?

    1. Взыграйте, ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот! (П.) 1. Свобода взметнулась неистово. И в розовосмрадном огне тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне (Еc.). 3. Хочу постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь (Еc.). 4. В некой разлинованности нотной, нежась, наподобие простынь, железнодорожные полотна, рельсовая режущая синь… Железнодорожные полотна, ножницами режущий гудок (Цв.). 5. В гудящей мембране едва различимы слова, они задохнулись от тысячемильного бега (Луг.). 6. Толщи вод угрюмо сохранили память об исчезнувшей земле и в десятитысячелетнем иле, в десятитысячелетней мгле (Нар.). 7. А крылами взмахнувших уток мне прикрыла лишь осень очи (Н. А.). 8. Тянет ветром свежо и студено, пахнет мокрой сосною крыльцо, и потягивается освобожденно утка, вылепившая яйцо (Евт.). 9. Мы говорим не «штормы», а «шторма» - слова выходят коротки и смачны. «Ветра» - не «ветры» - сводят нас с ума, из палуб выкорчевывая мачты. Мы на приметы наложили вето, мы чтим чутье компасов и носов. Упругие, тугие мышцы ветра натягивают кожу парусов (Выc.).


    Покажите выразительную роль фоники в прозаических текстах, отмечая случаи звукоподражания.

    I.1. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища. «Пуфф!» - вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно-белым цветами - дым, и «бумм!» - раздавался через секунду звук этого дыма. «Пуф-пуф!» - поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь, и «бум-бум» - подтверждали звуки то, что видел глаз. 2. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и роста трав. 3. Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами. Теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон, побрякивая брусницами и звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то веселыми криками, подгоняли друг друга (Л. Т.).

    II. Почтовый поезд номер такой-то мчится на всех парусах от станции «Веселый Трах-Тарарах» до станции «Спасайся, кто может!». Локомотив свистит, шипит, пыхтит, сопит… Вагоны дрожат и своими неподмазанными колесами воют волками и кричат совами! На небе, на земле и в вагонах тьма… «Что-то будет, что-то будет», - стучат дрожащие от старости лет вагоны… «Огогогого-о-о!» - подхватывает локомотив (Ч.).

    III. Завтра заревет и закружится на своих осях первая великанная цистерна вращающейся печи, а вон из этой страшной трубы заклубятся седые облака пыли и пара. Разве это не стоит того, чтобы эти несметные толпы народа пришли сюда и порадовались общей победе? (Гл.)

    IV. Гром громыхнул за краем земли и неуклюже покатился над лесом. Гром ворчал так долго, что казалось, он обегает кругом всю огромную землю. Он затихал, когда запутывался в чаще, но, выбравшись на просеки и поляны, гремел еще угрюмее, чем раньше (Пауст.).


    В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки.

    1. Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2. Уполномоченный рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении последней следует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент. 4. Не боимся прямо сказать: если бы так всегда работалось, завалили бы завод коленвалами. 5. Информация о температуре выдается в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 6. Последний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 7. Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 8. На юге уже весна шагает широким шагом. 9. Цифры показывают положение, противоположное нормальному, и причиной тому является отсутствие достоверного учета.


    В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, устраните недочеты фоники.

    1. Я лишь последний год войны прихватил - и то хватило горя… 2. Дом был вовсе не так богат, как выглядел на первый взгляд. 3. При выходе из проходной меня задержали Липатовы. 4. Отбросив вечерние страхи и сомнения, семенили люди. 5. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. Пламя плевалось искрами и издавало оглушительный треск. 6. Опустившись на стул, он застыл остолбенелым. 7. Тогда я еще не питал неприязни к этому упитанному юнцу. 8. Плуг заглубился на заданную глубину. 9. Прибор понравился. Он предназначен для работы в схемах простого и программного автоматического регулирования. С ним можно осуществлять непрерывную запись регулируемого параметра и его показания, показания задания от ручного или программного задающего устройства и показания величины давления на исполнительном механизме. 10. Во многом способствует улучшению работы и лучшая организация труда и отдыха.


    Дайте стилистическую оценку звуковой организации речи в юмористическом стихотворении.

    Качание прав


    На правленье управы
    правоведов поправ,
    я исправно заправил
    про неправильность правил
    и бесправие прав:

    - Правомерно ль расправой
    правоту выправлять?
    Без приправы из справок
    заправила не вправе
    управлять-направлять.

    Тут заправский исправник
    (костоправ и правша)
    правосудие справил,
    с правой справно ка-ак вправил.
    Правоверные - ша…

    Я не праведник, право.
    Эй, правители, правь!
    Уж я правду подправлю,
    переправлю, исправлю…
    Прапраправнук, я прав?
    (Феликс Ефимов.)
Категория: СТИЛИСТИКА | Добавил: admin (04.10.2012)
Просмотров: 1417 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0