Загадка 1. Задумано слово из девяти букв.
о ... ... ... ... ... ... ... ь
В «Большом толковом словаре
современного русского языка» Д.Н. Ушакова одно
из двух его значений определяется так: «Отделить,
выделить из чего-нибудь общего, поставить в
особое положение» (с. 572). В «Толковом словаре
живого великорусского языка» В.И. Даля к нему
приводится следующий ряд: обокромить, отделить
особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из
общего; противоположное по значению – обобщать.
Что же это за слово? (Обособить.)
Загадка 2. В природе участок, выделяющийся чем-нибудь
среди других или окруженный водой, называется ... ... ... ... ... ...
(остров)
В обществе о человеке, который отделился от
других говорят, что он о ... ... ... ... ... ... ... с я
(обособился).
Загадка 3. Как, при помощи чего можно
выделить слово, смысловой отрезок внутри
предложения а) в устной речи, б) на письме? (Интонацией,
запятыми, тире.)
Задание 1. Выделите интонационно и запятой
(запятыми) слова, отрезки предложения.
1) Обращение: Вечерний ветер тише вей!
2) Вводное слово:
Кажется до колокольчиков, ландышей
Только дотронешься – и зазвенят.
3) Деепричастие:
Холмов тяжелые горбы
Сдвигаясь морщатся от зноя.
4) Деепричастный оборот:
Белым пламенем горит калина
Все дороги лета озарив.
5) Причастный оборот:
Дождь по кустам пробегавший и падавший
Остепенился, ушел на закат.
6) Одиночные определения (прилагательные),
соединенные союзом и:
В саду всю ночь костры горят,
Там теплый дым пахуч и розов
Укутал яблони до пят
От майских утренних морозов.
7) Существительные после местоимения
(приложение):
Так вот оно мгновение
Когда молчанье – золото!
(Примеры из стихотворений Н.И. Рыленкова)
Задание 2.
1) Вспомните, являются ли обращения и вводные
слова членами предложения. (Нет.)
2) Проанализируйте примеры из задания 1 и
ответьте, когда и для чего обособляются члены
предложения, т.е. укажите цель, причины и условия
обособления.
Цель обособления
|
Для говорящего, пишущего – быть
наиболее точно понятым; |
для слушающего, читающего –
понять сказанное, написанное. |
Причина обособления: |
1) Необходимомость сделать
более ясным образ, усилить смысл выделенного
отрезка предложения; 2) уточнить, пояснить,
конкретизировать. |
Условия обособления: |
1) Место обособленного
члена (до или после слова, к которому относится); 2)
степень распространенности;
3) чем выражен обособленный член предложения;
4) наличие/отсутствие дополнительного значения. |
3) Перечислите, какие члены предложения
обособляются и когда (5-й и 6-й пункты дополняются
учителем).
Обособляются
1.
Определения и приложения, относящиеся к личному
местоимению.
2. Распространенные определения и приложения,
стоящие после определяемого слова.
3. Приложения, определения с добавочным
обстоятельственным значением (условия, уступки,
причины).
4. Два или более одиночных определения после
определяемого слова с другим определением перед
ним.
5. Одиночные определения, отделенные от
определяемого слова другими словами.
6. Дополнения, выраженные существительными с
предлогами: наряду с, вместо, кроме, за
исключением, помимо, сверх, включая и др.
7. Обстоятельства (деепричастия, деепричастные
обороты, обороты с предлогом несмотря на).
Не обособляются
1. Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия
или входящие в состав сказуемого (стоя, не
глядя, молча, сидя и др.):
Танки идут гремя…
Путь до звезды короче
Между двумя и тремя
Часами ночи.
2. Фразеологизмы с деепричастиями: сломя
голову, спустя рукава, раскрыв рот.
3. Приложения с союзом как, со значением «в
качестве»:
Мы знаем Н.И. Рыленкова как поэта советской
эпохи.
Задание 3. Прочитайте текст, найдите
обособление.
В 2009 году исполнится 100 лет со дня рождения
Николая Ивановича Рыленкова (1909–1969), поэта,
известного многим со школьной скамьи по
стихотворению «Все в тающей дымке…».
Признанный мастер стиха, он унаследовал лучшие
традиции русской классики и фольклора. В основе
его творчества – любовь к родной природе,
раздумья об истории и современности; поэт
поднимает нравственно-этические проблемы.
Лирике поэта свойственны песенный характер и
афористичность.
Задание 4. Составьте по данной схеме
лингвистический текст и приведите в качестве
примеров стихотворные строки.
Обособленные члены предложения
1. Выраженные прилагательным:
Незримый, с тобою вместе
Я кланяюсь иван-чаю,
Как будто прощаюсь с детством,
Как будто юность встречаю.
2. Прилагательными:
Вдруг от строк твоих, милых и грустных,
Просветлеет вдали небосклон.
3. Причастным оборотом:
Настоянная на травах,
Дымится в лугах роса,
По речке на переправах
Скликаются голоса.
4. Существительным (приложение):
Мы, старики, теперь и в поле едем,
И на луга траву косить идем.
5. Выраженные одиночным деепричастием:
На перьях сухих чернобыла
Дрожал, догорая, закат…
6. Деепричастным оборотом:
Еще с утра от жареного мяса
Щекочет ноздри сладковатый дым,
Тяжелый гусь, в печи перетомяся,
Весь пропитался жиром золотым.
7. Существительным (авторское выделение):
Вдруг потемнело на опушке
И гром ударил, как из пушки,
За ним, без всякой проволочки,
Полился ливень, как из бочки.
8. Наречием (авторское выделение):
Ветер, чуть слышно,
Стучится в окно.
Задание 5. Прочитайте примеры, найдите
обособленные члены предложения. Определите
причину и условия обособления.
Там все сулило день чудес:
И поздний вздох зари морозной,
И сосны, тронутые бронзой.
Уж было времени в обрез,
Чтоб мог к утру проститься лес
С зимой, теперь совсем не грозной.
Все: и вечерних облаков изломы,
И скрип колес, ведущих верстам счет,
И запах обмолоченной соломы –
Нам возвещало осени приход.
Пусть осень, завершая круг забот,
Нежарким солнцем сентября согрета,
У наших остановится ворот.
Как мне близки, как мне родны
Они, ровесники мои,
Я понял только в дни войны,
У смятой танком колеи.
Ловит тень свою березка,
Нагибаясь над водой.
Мастер, творящий свой мир, как бог,
Он мастер лишь потому,
Что, кроме прочих земных дорог,
Прошел труднейшую из дорог –
Дорогу к себе самому.
Не бойся показаться старомодным,
Зовя полынь полынью, медом мед.
Стремленье быть простым и благородным
Не по веленью моды в нас живет.
Когда ученикам
Какой-нибудь чудак,
Наморщив важно лоб,
Забыв о целом мире,
Начнет доказывать,
Что дважды два – четыре, –
Те про себя решат:
«А что-то тут не так!».
От встречи с зимой зардевшиеся,
На первой ее дорожке
Ловят снежинки девочки
В розовые ладошки.
Чтоб
страшный сон, мечты губя,
Вдруг не подкрался к изголовью,
Как теплым облаком, тебя
Я окружу моей любовью.
(Примеры из стихотворений Н.И. Рыленкова.)
Задание 6. Выберите подходящее по смыслу
продолжение.
1) Читая роман, а) у меня бежали слезы; б) я очень
сильно переживал за героев.
2) Гавкая, а) Коля отмахивался от Тузика;
б) Тузик бежал за Колей.
3) Добежав до дыры в заборе, а) поросенок юркнул в
соседский двор; б) соседский двор огласился
визгом поросенка.
Задание 7. Придумайте предложения по
данному началу.
1) Туман, густой и холодный…
2) Туман, окутавший яблоневый сад…
3) Туман, расстилаясь…
4) Над рекой, в тумане…
5) В тумане над рекой…
Уточняющие члены предложения
В какую часть таблицы вы отнесете следующие
предложения?
1) В подлеске, над плеском
Босоногой струи,
Весне заскучать
Не дают соловьи.
2) День пришел тропинкой заревою,
Русый день в рубашке голубой,
И умылись яблони росою,
Покраснели вишни за избой.
Сравните:
Мы придем поздно, в одиннадцать вечера
(уточнение). Мы придем поздно – в одиннадцать
(пояснение). Вскоре приступили к самому
главному – строительству реабилитационного
центра (пояснение).
Еще один тип пояснительных отношений –
включение:
Давайте встретимся в библиотеке, в отделе
периодики.
Уточняться могут как главные члены
предложения, так и второстепенные.
1) Есть Рим и Вена, Лондон и Париж,
Светильники и алтари Европы…
2) Ветер улегся, даже затих.
3) Я люблю ягоду, особенно землянику.
4) Августовской ночью на поле,
В золотую зыбь пшеницы,
Часто-часто звезды капали…
Задание 8. Определите: двойное обозначение
избыточно или нет, то есть оправданно ли оно
функционально.
1) Изюбр, или пятнистый олень, обитает в
лесах Забайкалья и Дальнего Востока.
2) В урожайные годы, или грибные годы,
грибы часто попадаются кучками, семьями, даже
растут двойничками.
3) В одном месте на прогалинку выбежал ушкан, то
есть заяц, сел на задние лапки и стал умываться.
Задание 9. Составьте предложения, в
которых второе обозначение используется для раскрытия
сущности явления, разъяснения, более точного
обозначения. Определите стиль речи
составленных вами предложений.
Задание 10. Составьте предложения а) со
значением конкретизации, используя для этого
союзы: а именно, как то, будь то; б) с
отношением включения, выраженным с помощью слов: в
том числе, особенно, в частности. Задание 11. Решите, будете или нет вы
обособлять второстепенные члены предложения в
следующих примерах.
1) Ветер злой и холодный уныло запел свою песню
похожую на вой голодного волка.
2) Злой и холодный ветер дул прямо в лицо.
3) Свежий ветер доносил глухие раскаты грома.
4) Ветер свежий и порывистый доносил раскаты
грома.
5) В углу у окна стоял новый компьютер.
6) В углу у окна за шкафом стоял новый компьютер.
7) Две старушки пили чай с ватрушками за столом с
длинной до пола скатертью.
Напоминание: в основе обособления –
необособления – намерение говорящего, пишущего.
Однажды, вечером, все собрались в гостиной. –
Уточняющее обстоятельство обособляется.
Однажды вечером все собрались в гостиной. –
Второе обстоятельство не обособлено, так как
автор не хотел придать ему уточняющее значение.
Задание 12. Придумайте рассказ, включив в
него предложения со следующими уточняющими
членами предложения.
Вариант 1. Горе-рыболовы
• Рано утром, еще на заре…
• Немного позже, примерно через полчаса…
• Сбоку, в карман…
• У самой воды, на песке…
• Обеими руками, крепко-крепко…
• Кроме ерша да мелкого окуня…
Вариант 2. Кладоискатели.
• Однажды вечером, после захода солнца…
• У самой изгороди, с правой стороны, под
дубом…
• Тут, в стороне от дороги…
• Окончательное, единственное условие…
• На лбу, над правой бровью…
• На левой ноге, под коленом…
• …, особенно тетя Даша.
Задание 13. Однажды ученик, придя в школу
без учебника по русскому языку, показал учителю,
что в его портфеле только атлас по географии.
Учитель не растерялся и предложил забывчивому
дитяти составить предложения с обособленными и
уточняющими членами, используя карты. Проверьте:
все ли предложения без ошибок?
1) Каспийское море находится около Кавказских
гор, рядом с Прикаспийской низменностью.
2) Полуостров Таймыр, достигавший высокой
отметки на ртутном столбе, занимал первое место.
3) Природная зона, в частности степь, является
средой обитания птиц: орлов, беркутов.
4) На полуострове Камчатка и ныне есть
действующие и потухшие вулканы.
5) Плотность населения ливийцев, живущих в
Африке, колеблется от одного до десяти человек на
квадратный метр.
6) Охотники, убивая в Уссурийской тайге опасных,
но уникальных хищников, уссурийских тигров,
пополняют Красную книгу.
Задание 14. Исправьте неправильно
составленные предложения из задания 13 или
составьте предложения с обособленными и
уточняющими членами по атласу к учебнику
истории.
Задание 15. Спишите текст, вставьте вместо
пропусков подходящие по смыслу обособленные и
уточняющие члены предложения, расставьте знаки
препинания.
Встреча с коброй
В
самом радужном настроении я шагал по холмам ________
с проворным мальчиком с копной курчавых волос на
голове. Неожиданно я провалился в пустой колодец
________. Свистнул тишина. Негромко крикнул никто не
откликался. Мальчик ________ испугался и побежал
домой рассказать что случилось.
Надо выбираться самому подумал я. Вдруг сверху
________ послышался тонкий свист и прямо передо мной
в _________ закачалась страшная треугольная голова
____________. Ведь это кобра. Страшная и опасная тварь
мелькнуло у меня в голове. Змея ритмично
раскачивалась холодные ________ глаза смотрели на
меня не _________. Через мгновение последует бросок
удар ядовитыми зубами и конец. Вот где настигла
смерть пронеслось в сознании. Пройти всю войну и
умереть на дне заброшенного колодца.
Вдруг слышу Здесь он Здесь Сюда ребята! К ногам
упал тонкий канат. Ты жив Юра Хватай веревку.
Рывок подтягивание и я на твердой земле среди
друзей. Ну вот и все бормочу я _______. Ох как устал.
Пить шепчут губы и я бессильно опускаюсь на
камень. |