Пятница, 06.12.2024, 02:31


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » СИНТАКСИС

Дидактический материал по теме "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Загадка 1. Задумано слово из девяти букв.

о ...  ...  ...  ...  ...  ...  ...  ь

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н. Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение» (с. 572). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля к нему приводится следующий ряд: обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению – обобщать. Что же это за слово? (Обособить.)

Загадка 2. В природе участок, выделяющийся чем-нибудь среди других или окруженный водой, называется

...  ...  ...  ...  ...  ...

(остров)

В обществе о человеке, который отделился от других говорят, что он

о ...  ...  ...  ...  ...  ...  ...  с   я

(обособился).

Загадка 3. Как, при помощи чего можно выделить слово, смысловой отрезок внутри предложения а) в устной речи, б) на письме? (Интонацией, запятыми, тире.)

Задание 1. Выделите интонационно и запятой (запятыми) слова, отрезки предложения.

1) Обращение: Вечерний ветер тише вей!

2) Вводное слово:

Кажется до колокольчиков, ландышей
Только дотронешься – и зазвенят.

3) Деепричастие:

Холмов тяжелые горбы
Сдвигаясь морщатся от зноя.

4) Деепричастный оборот:

Белым пламенем горит калина
Все дороги лета озарив.

5) Причастный оборот:

Дождь по кустам пробегавший и падавший
Остепенился, ушел на закат.

6) Одиночные определения (прилагательные), соединенные союзом и:

В саду всю ночь костры горят,
Там теплый дым пахуч и розов
Укутал яблони до пят
От майских утренних морозов.

7) Существительные после местоимения (приложение):

Так вот оно мгновение
Когда молчанье – золото!

(Примеры из стихотворений Н.И. Рыленкова)

Задание 2.

1) Вспомните, являются ли обращения и вводные слова членами предложения. (Нет.)

2) Проанализируйте примеры из задания 1 и ответьте, когда и для чего обособляются члены предложения, т.е. укажите цель, причины и условия обособления.

 

Цель обособления

 

   Для говорящего, пишущего – быть наиболее точно понятым;
   для слушающего, читающего – понять сказанное, написанное.
Причина обособления: 1) Необходимомость сделать более ясным образ, усилить смысл выделенного отрезка предложения;

2) уточнить, пояснить, конкретизировать.

Условия обособления: 1) Место обособленного члена (до или после слова, к которому относится);

2) степень распространенности;

3) чем выражен обособленный член предложения;

4) наличие/отсутствие дополнительного значения.

3) Перечислите, какие члены предложения обособляются и когда (5-й и 6-й пункты дополняются учителем).

Обособляются

1. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению.

2. Распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова.

3. Приложения, определения с добавочным обстоятельственным значением (условия, уступки, причины).

4. Два или более одиночных определения после определяемого слова с другим определением перед ним.

5. Одиночные определения, отделенные от определяемого слова другими словами.

6. Дополнения, выраженные существительными с предлогами: наряду с, вместо, кроме, за исключением, помимо, сверх, включая и др.

7. Обстоятельства (деепричастия, деепричастные обороты, обороты с предлогом несмотря на).

Не обособляются

1. Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия или входящие в состав сказуемого (стоя, не глядя, молча, сидя и др.):

Танки идут гремя
Путь до звезды короче
Между двумя и тремя
Часами ночи.

2. Фразеологизмы с деепричастиями: сломя голову, спустя рукава, раскрыв рот.

3. Приложения с союзом как, со значением «в качестве»:

Мы знаем Н.И. Рыленкова как поэта советской эпохи.

Задание 3. Прочитайте текст, найдите обособление.

В 2009 году исполнится 100 лет со дня рождения Николая Ивановича Рыленкова (1909–1969), поэта, известного многим со школьной скамьи по стихотворению «Все в тающей дымке…».

Признанный мастер стиха, он унаследовал лучшие традиции русской классики и фольклора. В основе его творчества – любовь к родной природе, раздумья об истории и современности; поэт поднимает нравственно-этические проблемы. Лирике поэта свойственны песенный характер и афористичность.

Задание 4. Составьте по данной схеме лингвистический текст и приведите в качестве примеров стихотворные строки.

Обособленные члены предложения


1. Выраженные прилагательным:
Незримый,
с тобою вместе
Я кланяюсь иван-чаю,
Как будто прощаюсь с детством,
Как будто юность встречаю.

2. Прилагательными:
Вдруг от строк твоих, милых и грустных,
Просветлеет вдали небосклон.

3. Причастным оборотом:
Настоянная на травах,
Дымится в лугах роса,
По речке на переправах
Скликаются голоса.

4. Существительным (приложение):
Мы, старики, теперь и в поле едем,
И на луга траву косить идем.

5. Выраженные одиночным деепричастием:
На перьях сухих чернобыла
Дрожал, догорая, закат…

6. Деепричастным оборотом:
Еще с утра от жареного мяса
Щекочет ноздри сладковатый дым,
Тяжелый гусь, в печи перетомяся,
Весь пропитался жиром золотым.

7. Существительным (авторское выделение):
Вдруг потемнело на опушке
И гром ударил, как из пушки,
За ним, без всякой проволочки,
Полился ливень, как из бочки.

8. Наречием (авторское выделение):
Ветер, чуть слышно,
Стучится в окно.

Задание 5. Прочитайте примеры, найдите обособленные члены предложения. Определите причину и условия обособления.

Там все сулило день чудес:
И поздний вздох зари морозной,
И сосны, тронутые бронзой.
Уж было времени в обрез,
Чтоб мог к утру проститься лес
С зимой, теперь совсем не грозной.

Все: и вечерних облаков изломы,
И скрип колес, ведущих верстам счет,
И запах обмолоченной соломы –
Нам возвещало осени приход.

Пусть осень, завершая круг забот,
Нежарким солнцем сентября согрета,
У наших остановится ворот.

Как мне близки, как мне родны
Они, ровесники мои,
Я понял только в дни войны,
У смятой танком колеи.

Ловит тень свою березка,
Нагибаясь над водой.

Мастер, творящий свой мир, как бог,
Он мастер лишь потому,
Что, кроме прочих земных дорог,
Прошел труднейшую из дорог –
Дорогу к себе самому.

Не бойся показаться старомодным,
Зовя полынь полынью, медом мед.
Стремленье быть простым и благородным
Не по веленью моды в нас живет.

Когда ученикам
Какой-нибудь чудак,
Наморщив важно лоб,
Забыв о целом мире,
Начнет доказывать,
Что дважды два – четыре, –
Те про себя решат:
«А что-то тут не так!».

От встречи с зимой зардевшиеся,
На первой ее дорожке
Ловят снежинки девочки
В розовые ладошки.

Чтоб страшный сон, мечты губя,
Вдруг не подкрался к изголовью,
Как теплым облаком, тебя
Я окружу моей любовью.

(Примеры из стихотворений Н.И. Рыленкова.)

Задание 6. Выберите подходящее по смыслу продолжение.

1) Читая роман, а) у меня бежали слезы; б) я очень сильно переживал за героев.

2) Гавкая, а) Коля отмахивался от Тузика; б) Тузик бежал за Колей.

3) Добежав до дыры в заборе, а) поросенок юркнул в соседский двор; б) соседский двор огласился визгом поросенка.

Задание 7. Придумайте предложения по данному началу.

1) Туман, густой и холодный…

2) Туман, окутавший яблоневый сад…

3) Туман, расстилаясь…

4) Над рекой, в тумане…

5) В тумане над рекой…

Уточняющие члены предложения


В какую часть таблицы вы отнесете следующие предложения?

1) В подлеске, над плеском
   Босоногой струи,
   Весне заскучать
   Не дают соловьи.

2) День пришел тропинкой заревою,
    Русый день в рубашке голубой,
    И умылись яблони росою,
    Покраснели вишни за избой.

Сравните:

Мы придем поздно, в одиннадцать вечера (уточнение). Мы придем поздно – в одиннадцать (пояснение). Вскоре приступили к самому главному – строительству реабилитационного центра (пояснение).

Еще один тип пояснительных отношений – включение:

Давайте встретимся в библиотеке, в отделе периодики.

Уточняться могут как главные члены предложения, так и второстепенные.

1) Есть Рим и Вена, Лондон и Париж,
    Светильники и алтари Европы…

2) Ветер улегся, даже затих.

3) Я люблю ягоду, особенно землянику.

4) Августовской ночью на поле,
   В золотую зыбь пшеницы,
   Часто-часто звезды капали…

Задание 8. Определите: двойное обозначение избыточно или нет, то есть оправданно ли оно функционально.

1) Изюбр, или пятнистый олень, обитает в лесах Забайкалья и Дальнего Востока.

2) В урожайные годы, или грибные годы, грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.

3) В одном месте на прогалинку выбежал ушкан, то есть заяц, сел на задние лапки и стал умываться.

Задание 9. Составьте предложения, в которых второе обозначение используется для раскрытия сущности явления, разъяснения, более точного обозначения. Определите стиль речи составленных вами предложений.

Задание 10. Составьте предложения а) со значением конкретизации, используя для этого союзы: а именно, как то, будь то; б) с отношением включения, выраженным с помощью слов: в том числе, особенно, в частности.

Задание 11. Решите, будете или нет вы обособлять второстепенные члены предложения в следующих примерах.

1) Ветер злой и холодный уныло запел свою песню похожую на вой голодного волка.

2) Злой и холодный ветер дул прямо в лицо.

3) Свежий ветер доносил глухие раскаты грома.

4) Ветер свежий и порывистый доносил раскаты грома.

5) В углу у окна стоял новый компьютер.

6) В углу у окна за шкафом стоял новый компьютер.

7) Две старушки пили чай с ватрушками за столом с длинной до пола скатертью.

Напоминание: в основе обособления – необособления – намерение говорящего, пишущего.

Однажды, вечером, все собрались в гостиной. – Уточняющее обстоятельство обособляется.

Однажды вечером все собрались в гостиной. – Второе обстоятельство не обособлено, так как автор не хотел придать ему уточняющее значение.

Задание 12. Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения.

Вариант 1. Горе-рыболовы

Рано утром, еще на заре…

Немного позже, примерно через полчаса…

Сбоку, в карман…

У самой воды, на песке…

Обеими руками, крепко-крепко…

Кроме ерша да мелкого окуня…

Вариант 2. Кладоискатели.

Однажды вечером, после захода солнца…

У самой изгороди, с правой стороны, под дубом…

Тут, в стороне от дороги…

Окончательное, единственное условие…

На лбу, над правой бровью…

На левой ноге, под коленом…

…, особенно тетя Даша.

Задание 13. Однажды ученик, придя в школу без учебника по русскому языку, показал учителю, что в его портфеле только атлас по географии. Учитель не растерялся и предложил забывчивому дитяти составить предложения с обособленными и уточняющими членами, используя карты. Проверьте: все ли предложения без ошибок?

1) Каспийское море находится около Кавказских гор, рядом с Прикаспийской низменностью.

2) Полуостров Таймыр, достигавший высокой отметки на ртутном столбе, занимал первое место.

3) Природная зона, в частности степь, является средой обитания птиц: орлов, беркутов.

4) На полуострове Камчатка и ныне есть действующие и потухшие вулканы.

5) Плотность населения ливийцев, живущих в Африке, колеблется от одного до десяти человек на квадратный метр.

6) Охотники, убивая в Уссурийской тайге опасных, но уникальных хищников, уссурийских тигров, пополняют Красную книгу.

Задание 14. Исправьте неправильно составленные предложения из задания 13 или составьте предложения с обособленными и уточняющими членами по атласу к учебнику истории.

Задание 15. Спишите текст, вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу обособленные и уточняющие члены предложения, расставьте знаки препинания.

Встреча с коброй

В самом радужном настроении я шагал по холмам ________ с проворным мальчиком с копной курчавых волос на голове. Неожиданно я провалился в пустой колодец ________. Свистнул тишина. Негромко крикнул никто не откликался. Мальчик ________ испугался и побежал домой рассказать что случилось.

Надо выбираться самому подумал я. Вдруг сверху ________ послышался тонкий свист и прямо передо мной в _________ закачалась страшная треугольная голова ____________. Ведь это кобра. Страшная и опасная тварь мелькнуло у меня в голове. Змея ритмично раскачивалась холодные ________ глаза смотрели на меня не _________. Через мгновение последует бросок удар ядовитыми зубами и конец. Вот где настигла смерть пронеслось в сознании. Пройти всю войну и умереть на дне заброшенного колодца.

Вдруг слышу Здесь он Здесь Сюда ребята! К ногам упал тонкий канат. Ты жив Юра Хватай веревку. Рывок подтягивание и я на твердой земле среди друзей. Ну вот и все бормочу я _______. Ох как устал. Пить шепчут губы и я бессильно опускаюсь на камень.

Категория: СИНТАКСИС | Добавил: admin (05.06.2012)
Просмотров: 8813 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 3.3/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0