Различают три типа ошибок на правописание безударных
гласных:правописание безударных гласных проверяемых ударением, не
проверяемых ударением, правописание чередующихся безударных
гласных. Почему так много ошибок на правописание безударных гласных? Это
объясняется тем, что учащиеся не умеют быстро и правильно выделять
корень, не могут правильно подобрать родственные слова для проверки
безударной гласной в силу недостаточного общего лингвистического
развития.
Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы научить производить структурный анализ и анализ смысловой.
На уроках в 5-6 классах повторяется правило правописания безударных
гласных и способы их проверки с обязательным приведением примеров.
Например, корневую гласную можно проверить:
- изменением числа: толпа - толпы, тропинка – тропы, дерево – деревья, роса – росы, гроза – грозы, сосна – сосны
- замена одной части речи другой: белил – побелка, бежать – побег,, засмолить – смолка
- прибавлением суффикса: трава – травушка, седой – седенький, молодой – молоденький
- изменением времени: привозил – привозит, уносил – уносит, смотрел – смотрит, копилось – копится, затопила – затопит.
При выполнении домашних и классных заданий на внутренних полях в
рабочих тетрадях учащиеся обязательно записывают проверочные слова к
словам с безударной гласной.
Практические навыки грамотного письма вырабатывается путем разнообразных тренировочных упражнений.
В течение всех лет обучения используются различные виды работ по данной
теме: работа по карточкам, предупредительные диктанты, объяснительные
диктанты, словарные диктанты, выборочные диктанты и другие виды работ.
Приведу примеры некоторых видов работ:
1. Объяснительные и предупредительные диктанты:
Последний сне..
Сан..ч..ки п..скрип..вая с..ex..ли на м..ст..вую.
Вот и сквер. Со..нце уже (не) (по) зимн..му гре..т. На улиц., снег по..та..вать стал запачкался.
Уб..рают его дворники. А здесь белый (белый) л..жит утр..ний
праз..н..чный (не) затопт..н..ый. Горка д..р..вян..ая. (Не) было её
ран..ше. И к..чают..ся на к..челях два м..лыша. (Н. Артюхова.)
Зимний день
П..т..плело. Ст..ял (не) яркий зимний д..нёк. Ш..л тихий и ре..кий
сне.. . В б..зветри.. и (не) понять было, пада..т или п..дыма, .тся
большие сн..ж..ны.
Под р..спиеными дугами княжеской тройки зв..нел з..лоч..ый
к..л..колец а на х..мутах пр..ст..жных, ярившихся на тугой вож..е,
сворачивавшихся (в) клубок,
м..лодич..но п..гр..мыхивали с..ребр..ные круглые ш..ркунцы.
О хитр..сти
Хитр..сть — всё р..вно что мелкая м..нета на к..торую (не) куп..ш..
многого. Как мелк..й м..нет..й можно пр..ж..ть час два так хитр..с..т..ю
можно там пр..крыть что (нибудь) тут ..бм..нуть п..р..иначить а ее (не)
хват..т ..б..зреть д..лёкий г..ризонт св..сти нач..ло и к..нец
крупного, главного события.
Хитр..с..ть бл..з..рука: хорошо вид..т только под нос..м а не (в)
даль и (от) того ч..сто сама п..п..да..т..ся в ту (же) л..вушку к..торую
р..ставила другим. (И. Гончаров.).
2. Словарные диктанты с выделением корней:
Цветочный аромат, выглянуло из-за туч, кормить птенцов, раздаваться в
тишине, поливать фиалки, приближаться к лесу, появится на горизонте,
удивляться поведению, потемнеть от сырости, задавать тон, бродить по
просеке, наслаждаться картиной.Соединить провода, увязать в трясине,
исчезать в ночи, пропадать в горах, сотрясаться от ударов грома, пахучий
кустарник, с тяжелой ношей.
Распрямить плечи, выкопать яму, исчезать в долине, прославлять героя, удаляться от берега, проливать воду.
Видно издалека, относиться заботливо, бегущая вдоль реки тропинка,
одинокие золотые березки, косматые дожди, веселые полянки, большая
картина, очарованный странник, удивительная жизнь, световая камера,
грозовая туча, часовая цепочка.
3. Работа по карточкам:
Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор (с скобках).
На Урале целые р…ды зар…стающих озер.
Если посм…треть с х…лма, увидите п…л…су б…р…гов.
Зам…чательно то, чтообр…зовавшиеся т…рфяники сохр…нили в…дяной ур…вень – он в д…линах пон…жается.
Почва к…лышется под с…п…гами, как п…л…тном…терии, в других м…стах н…га во…бще проваливается.
Кое-где есть полузат…нувшиеся л…пухами "окна”, не зам…рзающие и в ж…стокийм…роз.
Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с
ними словосочетания (главное в этом задании – правильно определить
лексическое значение данных слов):
Развевался – развивался, примерять – примирять, поласкать –
полоскать, поседел – посидел,слезать – слизать, запевать – запивать,
посветить – посвятить.
Увидать – увядать, спешите – спишите, обежать – обижать, залезать –
зализать,отворить – отварить, разредить – разрядить, умолять – умалять.
Сторожил – старожил, чистота – частота, сжевать – сживать, далекий – долина,скрепить - скрипеть.
4. Выборочные диктанты.
Из диктуемого учителем текста (или предложений) выписать в две
колонки слова с безударными гласными проверяемыми и непроверяемыми.
1. Обнажена прозрачная река,
Оголены пустынные холмы.
Лес чист и неподвижен, и зимы
Холодная судьба недалека.(М.Дудин)
2.Среди множества ремесел и искусств,
воздействующих на человеческую душу,
нет силы более доброй и более беспощадной,
чем поэзия. Она все может. Она бескорыстна,
она доверяется тебе вполне,
она готова отдать тебе всю неисчерпаемость свою.
5. Самостоятельная работа учащихся по составлению небольших словарных диктантов на изученное правило.
После проверки учителем данной работы из общего количества выбираются слова, в которых учащиеся допустили ошибки.
С данными словами на уроках ведется работа, а затем пишется контрольный
словарный диктант.Придумывание своих собственных примеров требует от
учащихся более активной мысли, а это является очень важным средством
развития речи.
1. Включение игровых моментов в урок.
Например:
- кто быстрее найдет в тексте слова с безударными гласными;
- кто больше подберет однокоренных слов:
хлеб (хлебный, хлебушек, хлебец, хлебница, хлебозавод),
труд (трудиться, трудовой, трудящийся, труженик, труженица),
приближение (приблизиться, близкий, близко, ближайший, близёхонько) и т.д.
- кто точнее истолкует значение слова с безударной гласной;
- кто быстрее составит словосочетание или предложение со словом с безударной гласной.
Каждый учитель, обучая детей русскому языку, хочет добиться полного
усвоения ими правил грамматики и выработать навыки применять их на
практике.
Постоянно при выполнении синтаксического разбора предложения предлагаю
учащимся найти в нем слова на изученные правила и объяснить их
правописание, обозначить условия выбора той или иной орфограммы.
Например:
И стоит береза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огне.(С.Есенин)
Тропинка бежала вдоль ручья, вилась по отвесной круче.
Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдалеке извивалась между холмами.
Изредка раздавался одинокий голосок птички, как будто удивлённой наступлением тишины.
Удивительно красив лес осенью! На кромке горизонта пологой радугой засветилась заря.
Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой следы на мокрой траве.
Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие
ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и
гусиный пух.
Туман, расстилавшийся над равниной, постепенно исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые оживляют природу.
Одинаково очаровывают и доставляют наслаждение развевающиеся на ветру
летом густые кроны деревьев и обнажившиеся по осени ветки с последними
висящими на них листочками.
На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
На дворах и домах снег лежит полотном
И от солнца блестит разноцветным огнем.
Багряная печальная луна висит еще вдали. (И.Бунин)
Золотой метелью мчится желтый лист. (Ф.Глинка)
В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя
проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на
сомнительные гласные.
Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.
К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например,
такие: агроном, капуста, горизонт, календарь, фестиваль, корзина,
делегация и др.
Для закрепления правописания словарных слов предлагаю такие задания:
№1 Вставьте пропущенные буквы, проверьте по словарю.
№2 Придумайте словосочетания или предложения с данными словами.
№3 Используя слова с непроверяемыми безударными гласными, напишите сочинение на одну из тем.
№4 Запишите из диктуемых учителем предложений слова с непроверяемой безударной гласной.
Нельзя не сказать еще об одном виде чередования, который является тоже
важным для правописания. Встречается он в практике не так часто. Это
слова с гласными, проверяемыми чередованием сочетаний в корне.
Для ознакомления учащихся с данным видом привожу несколько примеров:
1.Дохнул осенний хлад, дорога промерзает.
2.Там царь Кащей над златом чахнет.
3.У Лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе том.
4.Там о заре прихлынут волны.На брег песчаный и пустой.
Знание полногласных и неполногласных сочетаний помогает правильному
письму.При изучении темы "Фонетика” вновь возвращаемся к правописанию
безударных гласных.
Выполняя фонетический разбор слова, повторяем правило, подбираем
однокоренные слова, при этом видим часть слова, в которой может быть
допущена ошибка.Фонетический разбор помогает лучше усвоить
орфографические правила, основанные на расхождении между звуками и
буквами.
При изучении темы "Словообразование” повторяем определение однокоренных
слов, их отличие от форм одного и того же слова, ведем работу над
словами с безударной гласной, подбираем однокоренные слова, выделяем
морфемы.
Систематическое повторение орфограмм – залог успешной работы по повышению грамотности учащихся.
В 5 классе программа знакомит учащихся с безударными чередующимися
гласными в корнях слов, в 6 классе изучение данной темы продолжается
Все корни с чередованием гласных подчинены определенным правилам.
Однако ошибки в правописании составляют большой процент от всех
допущенных в письменных работах.
Причин тому несколько:
- неправильное выделение корня; незнание корней с чередованием гласных;
- неразличение корней с чередованием и с гласными, проверяемыми ударением;
- не учитываются исключения.
Первое, что должны усвоить учащиеся, чередующиеся гласные нельзя проверять ударением,
второе – выучить корни с чередованием,
третье – понять условия выбора гласной.
Объясняю учащимся, что корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:
- зависящие от ударения: - гар- - -гор (исключение: пригарь, выгарки), зар- - -зор (исключение: зоревать, зорянка)
- от следующей после гласной буквы: лаг- - -лож (исключение: полог), раст, ращ, рос (исключение: Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, отрасль), скак – скоч (исключение: скачу, скачок)
- от суффикса: кас – кос, бер – бир, мер – мир, тер – тир, пер – пир, дер – дир, жег – жиг, блест – блист, стел – стил, чет – чит (исключение: сочетать, сочетание)
- от лексического значения: равн – ровн (запомнить: равнина, уровень, равняйсь), мак – мок (обмакнуть, вымокнуть)
Изучив тему "Чередующиеся гласные в корне слова” и получив понятие о
чередовании, учащиеся применяют свои знания на практике, выполняя
различные задания и упражнения. Если в каком-либо слове допущена ошибка,
то это слово разбирается и объясняется выбор орфограммы.
1. Для проведения выборочных диктантов использую предложения из художественных произведений.
Например такие:
Белый пар по лугам расстилается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
Встает заря во мгле холодной.
Вся комната янтарным блеском озарена.
Давно в ней искра разгоралась.
Давно все думы и желанья Гирей с моими сочетал.
Зари багряной полоса объемлет ярко небеса.
Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета.
Румяной зарею покрылся восток.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Уж реже солнышко блистало, короче становился день.
Украина глухо волновалась.
2. Распределите слова в 2 колонки - с безударными гласными, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне слова.
Один из учащихся выполняет работу на доске, остальные в тетрадях.
Сидеть, отпереть, загорать, полог, косичка, положение, коснуться,
отрасти, росинка, бегать, зарисовать, зори, зажигать, глядеть, выкосить,
пировать, сумерки, пират, помирать.
3. Найдите "третье лишнее”:
Гореть, угорать, гора
Пара, парный, паровой
Горе, нагорный, горевать
Носильщик, носатый, поднос
Пот, потолок, потливый
Лето, летний, лететь
Море, морщины, морской
Наводить, подводник, наводчик
Гусь, гусыня, гусеница
Водитель, водник, водопой
Примерка, примерочная, вымерло
Коснется, прикосновение, косьба
4. Вспомните и запишите пословицы, в которых есть слова с безударной
гласной.Графически объясните выбор орфограммы, подберите однокоренные
слова.
Например:
Все виды заданий, перечисленные в данной работе, используются при
закреплении навыков грамотного письма в 7-9 классах с более усложненными
по лексике примерами.В работе использованы отрывки из художественных
произведений известных русских писателей и поэтов.
|