I. ПОВТОРЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Безударные гласные
корня, |
проверяемые ударением |
чередующиеся |
не проверяемые ударением |
глота'ть – гло'тка |
убирать |
кастрюля |
|
|
|
|
|
|
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также
используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в
корне слова, с рисунками, помогающими лучше
воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне
которых пишутся разные гласные. Это и есть корни
с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что
«написание букв на месте безударных гласных в
этих корнях не соответствует общему правилу, а
подчиняется традиции». При написании гласной в
этих корнях мы будем пользоваться особыми
правилами. Эти правила можно объединить в 4
группы.
1-я группа
Безударный корень всегда пишется одинаково
(а ударный – по-разному: так, как слышится):
-гор- и -клон-
только о: гореть и склонить;
-зар- и -плав- только а: заря и
поплавок.
Исключения: пловец, пловчиха,
плывун. |
Обратите внимание: правило
распространяется только на слова, которые
являются однокоренными, имеющими одно значение.
Посмотрите на рисунок:
Заря. В небе разгораются зарницы. На
берегу горит костер. Ивы наклонились над
озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.
2-я группа
Написание гласной в корне зависит от того,
какие за ним идут согласные:
-лаГ- – а,
-лоЖ- – о: излагать – изложить;
-роС- – о, -раСТ-, -раЩ-
– а: вырос – расту, выращу.
Исключения: росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав, отрасль. |
рос
раст
ращ
росли
растение
выращены
Внимание! Не путайте корень -рос- с
приставкой рас-!
3-я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли
после корня суффикс -а-:
о-/-а: кос –
кас: коснуться – касаться.
Фея коснулась тыквы.
Палочка касается тыквы. |
Внимание! У девушки кос-а –
здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас-
имеют значение «дотрагиваться».
-е-/-и-:
-бер- – -бира-: уберу – убираю
-дер- – -дира-: удеру – удираю
-мер- – мира-: умереть – умирать
-пер- – -пира-: запереть – запирать
-тер- – -тира-: утереть – утирать
-блест- – -блиста-: блестеть –
блистать
-стел- – -стила-: стелить – застилать
-жег- – -жига-: зажег – зажигать
-чет- – -чита-: счет – считать
Исключения: сочетать, сочетание. |
В сочетаниях букв -има-,
-ина-
пишется -и-:
снимать (снять), пожинать (пожать) |
4-я группа
Написание гласной в корне зависит от значения
слова
-равн- – -ровн-
-равн- – пишется в
словах, означающих равенство:
Реши уравнение. |
-ровн- – в словах,
означающих что-то ровное, т.е. гладкое:
Разровняй складочки. |
2 x2 + 5 y = 0 |
|
Исключения:
равнина (это ровное, а не равное
чему-то место, но пишется -а-).
Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),
уровень (отметка, равная какому-то
значению),
поровну (на равные доли).
-мак- – -мок-
-мак- – погружение
в жидкость:
обмакни кисточку |
-мок- – все
остальное:
непромокаемый плащ;
намокает под дождем |
-скак- – -скоч-
-скак- – много раз
или долго:
скакать на лошади |
-скоч- – один раз
или быстро:
проскочить через обруч |
Исключение: скачок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак-
– с -а-, -скоч- – с -о-; тогда
исключений будет два: скачок, скачу.
(На парте у каждого ученика есть таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1. Объясните написание
чередующихся гласных в корне. Порядок
действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь
сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
излага'ть – изложи'ть
запира'ть – запереть |
загора'ть
непромокаемый (плащ) |
собирательный образ
соберутся компанией
блестеть на солнце
блистать в обществе
касаться проблем
коснуться вопроса
выращенный росток
выросли в деревне
предполагаемые планы
предположить худшее |
(чуть) пригоре'ть
озаренный радостью
отворить ворота
юные пловцы
хорошая плавучесть
непромокаемая обувь
обмакнуть в чернила
уровень знаний
равноценные работники
поклониться знакомому |
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и
следуя порядку действий предыдущего задания.
Прил_гаемые усилия
легкое прик_сновение
бл_стающий на балу
вым_кший под дождем
ур_внять в правах
соч_тание звуков |
непром_каемый тент
р_весник века
вьющееся р_стение
заг_реться от искры
зам_реть от восторга
разж_гать вражду |
отп_рать замок
приб_ру в квартире
уд_рать от хулигана
бл_снула молния
обг_ревшее дерево
заж_гать огонь |
зам_рать от страха
бл_стеть на солнце
прин_мать присягу
прил_гать документ
соб_раться с друзьями
зап_реть дверь |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное
списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с
чередованием гласных. Обозначьте условия выбора
орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить
кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль.
отраслевая промышленность, нарастающая
скорость, обложной дождь, продираться сквозь
заросли, замирать от восхищения, вырастить
блистательную смену, предположение отпадает,
возложить к подножию памятника выращенные цветы,
несчастье коснулось и его, подошел к зарослям
камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик
Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание,
положить выручку в несгораемый шкаф, жук
расположился на блестящем листе кувшинки,
изложить требования, бесплатное приложение,
неправильное сращение кости, растительный
покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с
чередованием гласных. Отметьте условия выбора
орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей,
разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые
усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату,
уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать
изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы,
отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду,
раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный
р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 5. Спишите, объясните графически
орфограмму.
Ира
очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает
квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль,
зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом
заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не
сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя,
убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь
уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть
шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все
сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 6. Проверьте свое умение
распознавать орфограммы. Заполните таблицу
данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть,
заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать,
уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять,
_ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение,
возр_ст, кр_вать.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.
Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах
с чередованием в корне. Выберите нужное
объяснение, поставив знак «+» в таблице.
|
Выбор гласной в словах
с чередованием в корне зависит |
от согласной в корне |
от наличия/отсутствия
ударения |
от суффикса -а-
после корня |
от лексического
значения |
Зам_рать |
|
|
|
|
Ср_внить |
|
|
|
|
Заг_р |
|
|
|
|
Р_внина |
|
|
|
|
Прод_раться |
|
|
|
|
Ср_внять |
|
|
|
|
Р_стительность |
|
|
|
|
Непром_каемый |
|
|
|
|
З_ря |
|
|
|
|
Обм_кнуть |
|
|
|
|
Прик_сновение |
|
|
|
|
Зап_реть |
|
|
|
|
Заг_релый |
|
|
|
|
Бл_стеть |
|
|
|
|
Отр_сль |
|
|
|
|
Подл_жить |
|
|
|
|
Выр_щенный |
|
|
|
|
Р_сток |
|
|
|
|
К_сание |
|
|
|
|
|