Пятница, 06.12.2024, 23:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » ОРФОГРАФИЯ

Дидактический материал на тему "Безударные гласные в корнях слов"

Задание 1. Объясните написание слов, опираясь на их этимологию (для этого используйте этимологические словари русского языка); определите современный морфемный состав слов.

Воплотить, знакомый, мерцать; печаль, попечение, опекать; повесть, повествователь; извещение, починить, сочинить; притязания, распорядился, состязаться.

Задание 2. Перед вами список слов, проверка которых вызывает наибольшие затруднения, подберите к ним проверочные слова, проверьте себя по орфографическому словарю.

б_готворить

в_пиющий

д_вольно

загл_дение

загр_ждение

з_млетр_сение

исп_щренный

кл_енка

огр_ничение

ор_шение

оп_лчение

оскв_рненный

осн_стить

от_гощать

пов_сть

погл_щать

подч_нить

препод_вать

разгл_гольствовать

разд_ваться

расст_гнуть

благосл_вение

 

к_ричневый

нас_ждать

насл_ждаться

настр_чить

об_ятельный

обн_женный

обог_щать

объед_нение

расщ_пить

р_бина

снар_жение

сп_ртакиада

ст_жательство

cум_рки

уб_юкать

убл_жить

угн_тение

уд_вительно

укр_щение

уч_щенный

ч_рующий

шп_ргалка

 

! Необходимо запоминать группы однокоренных слов, в которых орфографической традицией закреплено разное написание корней:

-дет-: дети, детина, детвора, детеныш, детишки;

-дит-: дитя (дитё), дитятко, дитяти;

-сид-: сидеть (сидя), сиделка, сидение, сидячий, посиделки;

-сед-: седло, седлать, сесть, седок, восседать,заседать, наседать, приседать;

-вис-: виснуть, виселица, висеть, повисеть, свисать, зависать, нависать, обвисать, подвисать, провисать, висение, висячий, висюлька, отвисеться, перевисеть, провисеть.

-вес-: весы, весовой, весовщик, веский, весомый, весить, взвесить, вывеcить, вывеска, на весу, повесить, вывесить, подвесить, подвесной, навесить, навесной, отвесить.

Задание 3. Подумайте, каковы могут быть причины такого написания. Для выяснения причин используйте словообразовательные, морфемные и этимологические словари, а также навыки морфемного и словообразовательного анализа и собственную языковую интуицию.

! Часто встречаются ошибки в написании корней-омофонов, например: поласкать – полоскать, развиваться – развеваться.

Задание 4. Подберите к обоим словам каждой пары слов, содержащих корни-омофоны, проверочные слова. Выделите корни. Придумайте словосочетания с каждым из слов. Вставьте пропущенные буквы.

Слова, содержащие
корни-омофоны

Вспомогательный материал
и упражнения

благословить – прославлять

Благословить

1. Совершать обрядовое действо – знамение креста, произнося слова молитвы, призывающие Бога оказать покровительство или помощь кому-л. в новых жизненных обстоятельствах или в каком-л. важном, трудном деле.

2. Совершать обряд благословения (2). // Давать согласие, разрешение на брак.

3. перен. Разрешать, позволять сделать что-л.

4. перен. Напутствовать, желая удачи, благополучия.

5. устар. Выражать чувство признательности; благодарить. // Воздавать хвалу кому-л., чему-л.

вытеснить – вытиснить

Вытиснить

Производить тиснением, выдавливать на чем-л. рисунок, узор

долина – удаляться вд_леке, непод_леку, д_линушка, изд_ли, вд_ли, д_линный, изд_лека, од_ль, д_линка, поод_ль, д_льнейший, отд_ляться, уд_ление
залезать – зализать  
запевать – запивать  

нагромождение – громадный

взгром_здить, загром_здить, загром_ждение, нагром_здить, нагром_ждение, громоздкий; гром_дье, громада

облаченный –
облеченный –
обличенный

Облачать

Одевать в какую-л. одежду (обычно с оттенком торжественности или иронии). // Покрывать, окутывать собой

Облечь

Наделять, снабжать кого-л. (властью, полномочиями и т.п.)

Обличать

1. Высказывая правду, порицая, разоблачать (обман или какие-л. отрицательные явления)

2. Обнаруживать, показывать, раскрывать

обожать – обижать – обежать

 

оземь – озимь

Озимь

Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом

освещенный – освященный

 

отварить – отворить

 

покорять – покарать

 

поласкать – полоскать

 

привидение – приведение

 

примерять – примирять

 

пристежной – пристяжной

 

проживать – прожевать

 

развиваться – развеваться

разв_вающие игрушки, разв_ваются волосы, нав_вать кнут, разв_-вать память, разв_вается знамя, разв_ваю воображение, нав_вать воспоминания, разв_вать веревку, разв_ваются паруса (ленты), нав_вать сны, обв_вать ветром

раздражать – дрожать

дразнить (дразнит); продрогнуть (дрожь)

разредить – разрядить

разр_дить ружье, разр_дить аккумулятор, разр_женный воздух, прор_дить всходы, разр_дить обстановку, разр_дить эмоции, зар_-дил дождь, разр_дить ситуацию, разр_женный газ

расколоть – раскалять

 

скрепить – скрипеть

Скр_пя сердц_, скр_пучий голос, скр_пленный рукопожатием, скр_-пящие кр_пления

слезать – слизать

 

слепил – слипались

 

спешить – спиши

 

старожил – сторожил

 

увядать – увидать

 

угодить – угадать

 

украшать – укрощать

 

умалять – умолять

 

частота – чистота

 

щепать – щипать

щ_пать лучину, отщ_пнуть кусочек, больно ущ_пнуть, отщ_пенец, ощ_пать курицу, расщ_пленный пень, щ_пок, щ_пцы, выщ_пать ресницы

Задание 5. Распределите слова по группам на основании их родства, выделите современный корень и этимологический.

1. Ра или ро?

возр_жение

возр_дить

возр_зить

возр_ждение

вообр_зить

вр_жденный

зар_дить

зар_ждаться

изобр_зить

неотр_зимый

облагор_дить

обр_з

обр_зец

обр_зно

обр_зность

обр_зный

обр_зовать

обр_зцовый

обр_зчик

отр_жатель

отр_жательный

отр_жение

отр_зить

отр_ду

пор_дить

пор_жение

пор_зительный

пор_зить

пор_ждение

преобр_жение

преобр_зиться

привор_жить

прообр_з

р_зить

разр_зиться

р_динка

р_дители

р_дить

р_дник

р_ждаемость

р_ждаться

р_ждение

сообр_зить

сообр_зный

ср_зить

ср_ду

ур_диться

ур_жай

2. Све или свя?

высокопреосв_щенство

осв_тлить

осв_щение

осв_тить (дорогу)

посв_тить в рыцари

посв_щать в тайну

посв_щение в студенты

посв_щенное стихотворение

посв_щенный

пресв_той

просв_тительство

просв_тить

просв_тленный

просв_щение

просв_щенный

просв_щенческий

рассв_тать

св_тило

св_тильник

св_тлеть

св_тлица

св_тлый

св_тлячок

св_чение

св_тилище

св_той

св_тотатство

св_тыня

св_щенный

 

! Применяя общее правило о написании безударных гласных в корнях слов, необходимо учитывать, что проверять безударный гласный при помощи однокоренных глаголов с суффиксами -ива- (-ыва-) нельзя. Суффикс -ива- (-ыва-) вместе с переносом ударения и чередованием гласных в корне во многих глаголах является показателем глагольного вида. Например: взломать (сов. в.) – взламывать (несов. в.).

Задание 6. Прочитайте пары слов. Подберите подходящие проверочные слова для безударных корней. Выделите корни и суффикс -ива- (-ыва-).

выработать – вырабатывать

заготовлять – заготавливать

затопить – затапливать

заходить – захаживать

косить – скашивать

прополоть – пропалывать

протопить – протапливать

раздвоиться – раздваиваться

разбросать – разбрасывать

размолоть – размалывать

надоить – надаивать

облагородить – облагораживать

облокотиться – облокачиваться

опоздать – опаздывать

оспорить – оспаривать

откормить – откармливать

полоскать – споласкивать

проглотить – проглатывать

расколоть – раскалывать

раскроить – раскраивать

топтать – вытаптывать

удостоить – удостаивать

умолчать – умалчивать

успокоить – успокаивать

утоптать – утаптывать

 

! Некоторым словам с полногласными сочетаниями -оро-, -оло-, появившимся в древнерусском языке, соответствуют родственные слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-, вошедшими в русский язык из старославянского языка. Например: борода – брада, голова – глава. Такие слова – с сочетаниями -оро-, -оло- – нельзя проверять родственными словами с сочетаниями -ла-, -ра-.

Задание 7. Дополните приведенный ниже перечень слов. Подберите подходящие проверочные слова, где это возможно.

облако – оболочка

бразды – борозда

град – город

влачить – волочить

вран – ворон

власы – волосы

 

! Чаще всего не поддаются проверке гласные в корнях заимствованных слов. Но принцип единообразия написания морфем распространяется и на них: экзамен – экзаменатор. Однако в некоторых случаях мы можем наблюдать нарушения этого принципа:

 

экстрим – экстремальный,

теория – теоретический,

интеллект – интеллигент,

аккомпанемент – аккомпанировать,

абонемент – абонировать,

тренер – тренировать.

Задание 8. Подумайте, в чем причины такого написания приведенных выше слов. Для выполнения задания используйте словарь иностранных слов, этимологический и морфемный словари.

Категория: ОРФОГРАФИЯ | Добавил: admin (05.06.2012)
Просмотров: 5142 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0