Четверг, 25.04.2024, 10:17


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » ОРФОГРАФИЯ

Дидактический материал для 5-х классов на тему "Правописание приставок"

Правописание приставок, оканчивающихся на З – С. (1)

Запомни!!!

Приставки, оканчивающиеся на гласный.

Приставки, оканчивающиеся на согласный

А

О

 

ЗА
НА
ПРА

О
ПО
СО
ВО
ОТО
У

ОБО
ПОДО
ПРЕДО
ПЕРЕ
ПРО
ДО

ОТ
ОБ
ПОД
НАД
В
С
ПРЕД

Задание 1.

Спиши, раскрой скобки, графически выдели приставки.

П..щадить, (ф,в)б..рать, (с,з)сгибать, п..р..т..реть, з..ст..лать, пр..д..ставить, (ф,в)торогод-ник, ..т..брать, (ф,в)катить, (с,з)дание, (с,з)густок, пр..бабушка, на..пись, (ф,в)бить, (ф,в)тесаться, (с,з)горбленный.

Задание 2.

Проанализируй лингвистический материал, попытайся сформулировать орфографическое правило «Правописание приставок, оканчивающихся на З-С».

Без- – бес-
Воз- – вос-
Вз- – вс-
Из- – ис
Низ- – нис-
Раз- – рас-
Безвыходный – бесформенный.
Возгордиться – воскликнуть.
Взбежать – вспорхнуть.
Издавать – истолковать.
Низвергать – нисходить.
Разжать – расширить.
В – Ф
Г – К
Б – П
Д – Т
В – Х
Ж – Ш

 

Предлоги.

Приставки.

Небо без звёзд ––>
Мотор без шума ––>
Достать из жара ––>
Образуется из пара ––>
беззвёздное небо.
бесшумный мотор.
изжарить картофель.
испарение воды.

Задание 3.

Образуйте из предложенных словосочетаний с предлогом словосочетания без предлога, преобразовав предлог в приставку, помните о правильном написании приставок на З-С.
Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета, роза без шипов, человек без чувств, переход без опасности, жизнь без печали, ребёнок без вины.
Какой вывод необходимо сделать, если сравнить правописание омонимичных предлогов и приставок?

Задание 4.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, приставки обозначьте графически.

Ра..краска, ра..бег, во..ход, и..пуг, и..мерять, бе..церемонный, ра..дробить, и..бавить, ра..грузочный, и..следовать, ра..чёска, ра..дразнить, и..ранить, бе..волосый, бе..козырка, и..жарить, и.пепелить, и..лучать, ра..крутить, ни..падать, и..нос, и..мучить, во..стать, ра..гадка, ра..каз, во..пламенится, бе..кормица, в..весить, и.тлеть, бе..просветный.
Письменно ответьте на вопрос: «Зачем нужны знания фонетики»?

Приставки, оканчивающиеся на ЗС.(2)

Вспомним теорию:

1. Раздел науки о языке, изучающий состав и образование слов, называется …   или ….
2. Слово состоит из …, …, …, …, ….
3. Значимая изменяемая морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, называется…
4. Часть слова без окончания называется ….
5. Значимая неизменяемая морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, называется …
6. В корне кас – кос пишется А, если …
7. Приставки на-, за-, по-, во-, в-, об-, от-, под-, перед-, пере-, с-, со-, обо-, ото, до- всегда пишутся …
8. В русском языке нет приставки …

Задание 1.

Распределите данные ниже слова в два столбика в зависимости от гласного звука, который вы будете обозначать, приставку выделите графически.

А                                О

З..хотеть, ..чаровать, п..дцепить, п..читать, пр..шагать, з..шевелить, д..штриховать, з..щитить, пр..явить, з..городка, н..готовить, п..дготовка, н..гребать, з..громоздить, д..грызть, п..грузить, з..грустить, з..грязнить, пр..гулять.

Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет!!!

Задание 2.

От  данных слов образуйте новые слова с приставкой   С .
Делать ––> сделать.
Держать, бросить, давить, толкнуть, жульничать, горбиться, крутить, гореть, шить, дёрнуть, дать, глодать, жать, сыпать.

Внимательно рассмотрите примеры, попытайтесь сформулировать правило правописания приставок, используя знания фонетики.

Развить.          Расфуфыренный.     Бездна.                       Бестолковый.
Разбить.         Распался.                   Низверг.                     Ниспадает.
Разгибаться.   Раскаяться.
Воззвал.         Восстал.
Извоз.             Исчез.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь с буквой «ЭС».
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ-
Перед согласными глухими
Всегда меняют З на С.

Задание 3.

Придумайте 10 слов с приставками, оканчивающимися на З/С.

Задание 4.

Выпишите из предложенных пословиц и поговорок слова с приставками, оканчивающиеся на З/С, графически обозначьте орфограмму.

  • Бездушное слово сердце морозит.
  • Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.
  • Кто словами рассказывает, а кто руками показывает.
  • В июле жарко, а расставаться с ним жалко.
  • Дело право, лишь рассматривай прямо.

Задание 4.

Спишите, вставьте пропущенные буквы З или С, обозначьте графически приставки и правило.

Бе..сердечный, ра..сказ, ра..вод, и..возчик, чре..мерный, ра..сержен-
ный, ра..бег, во..ход,  ра..ставание, и..пытание, ра..кат, бе..смертник, во..поминание, во..стание, во..звание.
Письменно ответьте на вопрос: почему в некоторых словах пишутся удвоенные буквы?

Желаю успеха!

Приставки на ЗС. (3)

Задание 1.

Распределите слова в два столбика, графически обозначить орфограммы «Чередующийся гласный в корне», «Правописание приставок». Может быть, лучше запомнить правило правописания этих корней тебе поможет стихотворение?

Есть на свете суффикс -А-,
В букву «И» влюблён слегка.
Если встанет после корня,
Хоть в субботу, хоть во вторник,
В корне пишем букву «И» –
На урок её бери.
Если суффикс -А- уйдёт,
Корень букву «Е» найдёт.
Это длится много лет:
Суффикс -А- то есть, то нет,
То приходит на свиданье,
То лепечет: «до свиданья!»
Есть в корнях чередование.
А примеры – по желанию:
ЗамЕреть – но замИрАть
От восторга в цирке,
ВыбЕру – но выбИрать
Бублики без дырки.

Соб..раться, зам..рать. отп..реть, ст..рать, прот..рать, выж..гать. подж..чь, бл..стает, пост..лить, забл..стел, над..рёт, расст..лает, отт..реть, оп..реться, расп..рающий.
И                                Е

Задание 2.

Укажите, какая буква пропущена.

1 вариант.

1. Соб..рать автографы.
2. Соб..ру пазлы.
3. Доверие изб..рателей.
4. Переизб..рем председателя.
5. Уб..ри инструмент.
6. Бл..стать эрудицией.
7. Ослепительно бл..стеть.
8. Заж..гать иллюминацию.
9. Наст..лать паркет.
10. Выт..рать о траву.

2 вариант.

1. Подб..рать литературу.
2. Разб..раться в музыке.
3. Соб..русь в командировку.
4. Бл..стательный художник.
5. Бл..стящие надежды.
6. Оп..ршись на локоть.
7. Оп..раясь на трость.
8. Зам..рающие звуки.
9. Совершенно зам..рли.
10. Выб..ру направление.

Задание 3.

Спишите слова, обозначьте орфограмму «Правописание приставок на З/С».

Бездорожье, беззащитный, бескрылый, бесплатный, бессердечный, безжалостный, бессонница. Бесстрашный, взб..раться, восстание, вспахать, издалека, сбросить, воззвание, сбить, изрезать, расхвалить, избежать,  исчезнуть, иссушить,  распилить, раскрошить, расположить, распорядок, сдать, изменить, испечь,  сбегать, сбор.

Задание 4.

Образуйте от данных слов новые слова с приставками рас-, раз-, бес-, без-, нис-, низ-, ис-, из- .

Краска ––>раскраска.

Бег, ход, пугать, церемонный, дробить, следовать, дразнить, крутить.

Задание 5.

Спишите, вставьте согласные З/С, графически объясните орфограмму.

И..мучить, ра..гадка, ра..каз, бе..заботный, и..портить, во..пламенится, бе..кормица, и..тлеть, бе..просветный, и..целить, бе..численный, ра..валина, в..визгнуть, ра..лепить, бе..делье, в..бежать, ра..говор, ра..кол, ра..рыхлить, и..править, во..главить.

Задание 5.

Запишите слова в три столбика: в первый – слова с одной приставкой, во второй – с двумя, в третий – тремя. Обозначьте приставки и корни.

Безвкусный, поразмыслить, понавыдёргивать, безразмерный, выносить, поназачёркивать, занавеска, приободрить, предрасположение, принажать, обледенеть, беспосадочный, пробуждение, переоценка, переподготовка.

Задание 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте полный пунктуационный разбор предложения.

Хату и пышный ч..ртог и..б..раешь ты вольная птица домом св..им.

Задание 7.

Выпиши номера простых предложений.

  1. Дунул ветер и сорвал листья с деревьев.
  2. Было в башенке и светло, и тепло, и уютно.
  3. Видишь, Валя, этот лес?
  4. Горьковатый привкус калины смягчается, когда ягоды прихватит мороз.
  5. По сообщениям синоптиков, завтра нужно ожидать потепление.
  6. Спит вода, спит рыба, спят птицы, и только совы летают.
Категория: ОРФОГРАФИЯ | Добавил: admin (16.09.2013)
Просмотров: 21762 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, культура речи, карточки для учеников, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 3.1/10
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0