1. Задание на быстроту реакции (хорошо
выполнять после долгого писания). Учитель читает
словосочетания, называя их порядковый номер, а
ученики записывают только номера в два столбика:
слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое
одновременно развивает умение различать
причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые
без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка,
которые с не пишутся всегда слитно
(тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью
корня существительного или это приставка, без
которой слово не употребляется:
1) небо;
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
5) немой;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите
только их: невнимание, неграмотность,
недоверие, несчастье, независимость. А теперь
вспомните и запишите рядом существительное с не,
которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам
(на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник –
..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ...,
аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко –
....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на
слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что
пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не
слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в
предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
и
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если
это возможно) и запишите только их в два столбика
(слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не
торопиться,
не делать, не сделать, негодовать,
недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему)
нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать
деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у
ребят в тетрадях список практически всех
глаголов и деепричастий, которые без не не
употребляются).
VII. Упражнение на восстановление
деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И
как уголок их был почти не проежжий, то и не от
куда было почерпать новейшых известий о том, что
делаится на белом свете: обозники с деревяной
посудой жили только в двадцати верстах и знали
небольше их. Несчем было даже сличить им своего
житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли
они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не
должно и не может быть, увереные, что и все другии
живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не
умер никто, не то что насильственою, даже
естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь
застарелой болезни и почил вечным сном, то там
долго после немогли надевитъся таком не
обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за
околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от
проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий
зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но
несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень
утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там
лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали
старики.
(По И.А. Гончарову) |