Уровень C.
1. Составьте простые предложения по
графическим схемам.
А. | – . – . – | , == ––.
Б. ==, | – . – . – |, == ––.
В. == –– , | – . – . – |.
2. Решите задачку.
От каждого глагола образуется одна форма
деепричастия: от глаголов совершенного вида –
деепричастия совершенного вида, от глаголов
несовершенного вида – деепричастия
несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать,
премировать, жениться – по два деепричастия: организовав,
организуя; премировав, премируя; женившись,
женясь?
Составьте со всеми этими деепричастиями
предложения, чтобы понятен был выбор вида у
деепричастия.
3. Спишите текст, расставляя знаки препинания
и вставляя буквы.
Высоко надо мною ра_екая воздух крыльями
пролетел осторожный ворон. Он повернул голову
посмотрел на меня взмыл (в)верх и отрывисто
каркая скрылся за лесом.4 Большая стая
голубей ре_ко пронеслась с гумна и внезапно
закружившись столбом хл_потливо ра_елась по полю.
Кто(то) проехал за ближайшим холмом громко стуча
пустой телегой. (И.Тургенев)
Уровень А.
1. Из данных однокоренных слов выпишите только
деепричастия, обозначьте в них суффиксы. Укажите
у деепричастий вид, переходность и возвратность.
Дорогая, подорожавший, подорожать, подорожав.
Скрепить, крепись, скрепив, скрепивший,
крепчайший, крепкий, крепя.
2. Образуйте от глаголов деепричастия,
выделите в них суффиксы.
Держать, подышать, играть, пахнуть.
3. Спишите, расставляя знаки препинания и
графически объясняя запятые.
Ночью в полях под напевы метели дремл_т качаясь
березки и ели.
Открыв книгу на сороковой странице я наш_л
засохший лист клена.
Ручей бежит сверкая и журча.
4. Укажите слитное и раздельное написание не.
Расставьте знаки препинания.
В саду (не)умолкая ни на минуту пели птиц_.
Она (не)доумевая смотрела на брата.
Его (не)аккуратность извес_на всем.
5. Вставьте нужный глагольный суффикс перед
суффиксом деепричастия.
Постро_в дом, увид_в корабль, прикле_в вверху,
возненавид_в людей, обид_вшись на друга.
Уровень В.
1. Образуйте от глагола деепричастия, выделите
суффиксы деепричастий, укажите вид, и если есть,
переходность, возвратность.
Встревожиться, ненавидеть, трепетать,
осмыслить.
2. Поставьте деепричастный оборот в нужное
место в предложении, расставьте знаки препинания
и объясните их графически.
Кирила Петрович отпустил гостей и отправился
спать (встав из-за стола).
Кирила Петрович сел ужинать и тогда только
хв_тился об Андре_ Гавриловиче (возвращаясь с
гостями с псарного двора).
Через минуту Шабашкин стоял уже перед Кирилом
Петровичем (отвешивая поклон за поклоном).
3. Перестройте предложения, заменяя один из
глаголов деепричастием. Расставьте знаки
препинания.
В первую минуту он нагонял плот и кричал.
Он ни секунды (не)колебался и поплыл туда.
Он впал в отчаяние и (не)почу_ствовал прежней
решимости.
4. Исправьте ошибки в предложениях с
деепричастным оборотом.
Получив известие о сыне, радость охватила меня.
Включив радио, раздались звуки музыки.
Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался
взволнованный сосед.
5. Спишите предложения, раскрывая скобки и
объясняя написание не. Расставьте знаки
препинания.
Дождь б_рабанил по крыше точно (не)годуя на
кого(то).
Том продолжал работать (не)обращая внимания
(ни)(на)кого.
(Не)решительные действия врага привели к его
пор_жению.
6. Вставьте нужный глагольный суффикс в
деепричастия.
Почу_в добычу, услыш_в разговоры, уничтож_в все
следы, громко зала_в.
7. Исправьте пунктуационные ошибки в
предложениях.
Солнце послав на землю последний луч, зарылось
в серую мглу.
Соскучившись, я хотел было уже уходить, но
закинув удочку, в последний раз поймал
маленького дельфина.
Контрольный диктант с заданием по теме «Деепричастия»
Время и люди не много оставили от просторной
хуторской усадьбы. Кое-где останки ее
выглядывали на поверхность камнем фундамента,
осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское
поле, подступил к самому двору. От колодца ничего
не осталось. Вода, оказавшись без надобности,
иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к
свету дикая груша. С дороги ничего не указывало
на бывшую усадьбу. Только одинокая липа.
Пристроившись возле бывших ворот, одиноко и
уродливо удерживала она еще несколько мощных
сучьев.
Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не
садились на ее ветви. Вороны, возможно, помнили
что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья,
знак давней беды. И только новенькая молодая
рябинка, выбросив на свет считанные листочки,
казалась гостьей из иного мира посреди заросшего
травой подворья. Все принадлежало здесь
прошлому. И только человеческая память,
превращая прошлое в нынешнее, связывает
настоящее с будущим. (По В.Быкову)
Грамматические задания
1. Выделите в тексте деепричастные обороты.
2. Разберите следующие слова по составу.
Хуторской, потеснив, подступил, одинокая,
удерживала, выбросив.
3. Произведите морфологический разбор одного
деепричастия из первого абзаца и одного из
второго абзаца.
4. Произведите синтаксический разбор
предложений.
Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к
самому двору.
Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не
садились на ее ветви. |