Опишите свою любимую пору года (любимый уголок
природы), используя наречия. Составьте и запишите по два предложения со словами
красивее, спокойнее, дальше, чтобы в первом предложении слово было наречием, во
втором – прилагательным.
Придумайте и запишите предложения, в которых слова
утром, зимой были бы разными частями
речи.
Волшебная шкатулка
Учащиеся вытягивают из шкатулки карточки с
словосочетаниями, которые необходимо заменить наречиями.
сильно краснеть - до корней волос
крепко спит - как убитый
быстро скакать - во весь опор
быстро бежать- во весь дух
громко кричать - во все горло
хорошо знать - как свои пять пальцев
тесно - яблоку негде упасть
темно - хоть глаз выколи
мало - кот наплакал.
Орфоэпический бой.
2- 3
ученика «сражаются» с коварным врагом всех частей речи, в том числе и наречия –
ударением (работа на карточках или у доски). Побеждает тот ученик, который
допустит меньше ошибок.
Издавна, наспех, без умолку, исподволь, попросту,
впереди, спереди, донизу, допоздна, наверное, надолго, неподалеку, тесно, мастерски,
задолго, набело, одновременно, мельком , досуха, дочиста, запросто, изредка,
сызнова, добела, засветло, затемно, сполна, иссиня, начисто, издалека, донага,
дотемна, наскоро, наново.
Лото «Наречия –антонимы»
Подберите к наречиям антонимы ( вытягивают
карточки, подбирают антонимы).
Медленно, весело, вдали, чисто, поздно, редко,
глубоко, небрежно, громко, мелко, тяжело,
встревоженно, назад, влево, затемно, хорошо, холодно, начерно, долго.
«Четвертое лишнее»
Здесь, везде, поэтому, где.
Негде, никогда, некуда, нисколько.
Рядом, врозь, дома, напротив.
Хорош, блестящ, свеж, горяч.
Издавна, досыта, слегка, смогла.
Лото «Замените фразеологизмы наречиями».
Буква в букву, в первых рядах, застать врасплох,
рукой подать, с пятого на десятое, как с луны свалился, жить душа в душу, как
по маслу, как с гуся вода, черепашьим
шагом , кот наплакал , рукой подать ,
конца- края не видно , шутки в сторону ,
между делом , курам на смех,
кошки скребут на душе , чуть свет , яблоку негде упасть , в одно мгновение, шаг за шагом , как попало ,
в поте лица , исчезнуть в два
счёта , не покладая рук, спустя рукава, с грехом пополам, схватывать на лету, хуже горькой редьки, как из рога изобилия, как на дрожжах, как убитый, без сучка без задоринки.
«Три
ошибки»
Найдите три ошибки.
Наречия могут обозначать признак признака, признак
действия.
Наречия изменяются по числам.
В предложении наречия бывают дополнениями. Наречия
могут обозначать образ действия, время, количество и качество, место, причину,
цель, меру и степень.
Игра «Агентство Шерлока Холмса»
Операция «Пропавшие наречия»
Восстановите наречия. При выполнении задания можно
пользоваться орфографическими словарями. Игра направлена для запоминания
наречий.
Ключ
Вприглядку, вприсядку, вприпрыжку, вприкуску,
вприскочку, впритирку, впритык.
Ключ
В одиночку, в обнимку, в обтяжку, в отместку, в
охапку, в охотку.
Ключ
Докрасна, допоздна, дотемна,
Дочерна.
Игра «Агентство Шерлока Холмса»
Операция «Где спряталось наречие УЖ?»
Напишите существительные, в которых встречается
–УЖ-.
Ключ
Дужка, кружка, пружина, пичужка, подружка.
Операция «Где спряталось наречие ЛИШЬ?»
Напишите глаголы, в которых встречается «Л-И-Ш-Ь».
Ключ
Лечишь, летишь, лепишь, ловишь, любишь.
Игра «Редактор»
Замените подчеркнутые наречия синонимичными
фразеологизмами.
Шел медленно пес Барбос
И вот что говорил невнятно:
« Мы жили с котом дружно,
Но внезапно он закон нарушил.
Теперь уйду я далеко,
Никогда не передам привета».
Вы дружбу дорого цените,
Необдуманно лишних слов не
говорите.(Е.А.Полежаева)
Для справок: душа в душу, на край света, черепашьим
шагом, с бухты-барахты, во веки вечные, себе под
нос, как снег на голову, на вес золота.
Инсценировка "Рецепт”
Какие
случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки?
– Врач спрашивает пришедшего к нему на прием
ученика:
– В каком
классе ты учишься, молодой человек?
– В 6 "Бы”.
– "Бы?” Не
знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
–
Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
– Жутко
дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
–
Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учитель в пух и прах хвалит.
–
Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык.
Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник грамматики русского
языка.
Лото «Замените наречия фразеологизмами»
Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит
– как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко
кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять
пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот
наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко –
рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится. |