В своей коммуникативной функции язык
служит не только для выражения мыслей людей, но и
для выражения их чувств, переживаний, воли, то
есть слова нашего языка могут не только называть
какие-либо явления действительности, но и
выражать субъективное (положительное или
отрицательное) отношение говорящего к данным
явлениям. Слова, имеющие выраженную языковыми
средствами эмоциональную окрашенность (типа бабуся,
миленький, духотища), бранные слова (мерзавец,
негодяй) и междометия (Браво! Чёрт побери!)
обладают яркой эмоциональной окраской.
Словарь-справочник лингвистических терминов Д.
И. Розенталя и
М. А. Теленковой классифицирует их как
эмоциональную лексику.
Некоторые лингвисты (например,
Е.М.Галкина-Федорук) относят к эмоциональной
лексике слова, служащие обозначением
испытываемых чувств, настроений, переживаний или
средством выражения эмоциональной оценки (брезгливость,
печаль, подлый, славный).
С категорией эмоциональной оценки и в
целом с выражением эмоций у человека тесно
связана и экспрессивность языковой единицы. Под
экспрессивностью принято понимать
"совокупность семантико-стилистических
признаков единицы языка, которые обеспечивают её
способность выступать в коммуникативном акте
как средство субъективного выражения отношения
говорящего к содержанию или адресату речи”
(Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов
стилистики. Р.я.,1955-№1). Генетически многие
экспрессивные средства языка (к примеру, тропы
или фигуры речи) восходят к особенностям
оформления высказывания
эмоционально-окрашенной речи. В работах ряда
языковедов категории экспрессивности и
эмоциональности отождествляются.
Эмоциональность и экспрессивность
свойственна единицам всех уровней языка.
Изменения длительности звуков, акцентные и
интонационные средства – фонетическому уровню;
широкий диапазон ласкательных и уничижительных
аффиксов – словообразованию; лексические
средства охватывают пласт слов, имеющих
оценочный компонент; изменения обычного порядка
слов (инверсия), использования повторов,
эллиптических конструкций позволяет выразить
экспрессивность на синтаксическом уровне. Как
видим, любая единица языка обладает способностью
выражения эмоций говорящего, его отношения к
предмету разговора.
Знакомить учащихся с
эмоционально-экспрессивными средствами языка
можно уже в 5 классе. Как отмечают исследователи
детской речи, школьники очень редко используют
оценочную лексику в своих собственных
высказываниях, в своей речи, не умеют, как
правило, выразить своё собственное отношение к
описываемому, свою оценку предмета, лица или
действия, о которых они говорят. А ведь
эмоционально-экспрессивная лексика позволяет
ярче, образованнее выразить наши чувства,
настроения, наше отношение к тому, о чём мы
говорим или пишем. При изучении темы
"Словообразование” пятиклассники знакомятся с
понятием "значение суффикса, приставки”, учатся
толковать эти значения.
Стоит обратить внимание учеников на
разницу в семантике суффиксов -ик- - -ок-, -еньк- -
-онк-. Эти суффиксы в русском языке придают
добавочные оттенки лексическим значениям слов
(уменьшительно-ласкательное у –ик-, -еньк-,
уничижительно-презрительное у –ок-, -ушк- (под
ударением) или –онк-). Развивая речь детей, можно
предложить учащимся такие задания:
1.Составьте предложения со словами мостик
и мосток, реченька и речонка; выделите
суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить
разницу в значениях слов.
2. Выделите суффиксы в словах;
проследите, как меняется лексическое значение
слова в зависимости от добавочных оттенков
значений суффиксов. Река-речка-речушка-реченька-речонка.
Задания такого типа позволят
выработать умения определять характер
оценочного значения, выражаемого словом,
использовать эмоционально-экспрессивные
средства языка в своей речи. Если слова,
содержащие оценку, характеристику в самом
лексическом значении (хвастун, молодец),
могут правильно использовать большинство
учащихся, то слова с переносным значением
правильно употребляют немногие. Пятиклассники
уже знакомы с понятием прямое и переносное
значение слова. Следует сообщить им, что слова
могут не только называть предметы, признаки
действия, но и выражать наши чувства, наши
переживания, нашу оценку лиц, их действия и
характера. Для закрепления этих сведений уместно
выполнить такие задания:
1. Помните, что слова с переносным
значением помогают нам образно передавать в речи
наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В
данных ниже предложениях найдите слова,
употреблённые в переносном значении; определите,
какое отношение к лицу, действию они выражают:
А) У лукоморья дуб зелёный, златая
цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки
золотые руки.
Б) Ворона каркнула во всё воронье
горло…(И. А. Крылов) - Эх, ты, ворона! Такой мяч
пропустил!
В) Серёжа плавал на уроке математики. –
Стебли цветов купались в воде, у самого же края
плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен)
2. Составьте предложения с данными
словами, употребляя их в переносном значении.
Какую оценку людей они помогают нам выразить?
Попугай, лиса, пустой, железный,
золотой.
Целесообразно обратить внимание на
стилистическую дифференциацию русской лексики.
Ученики уже знают, что русский язык существует в
устной и письменной форме, знакомы с разговорным
стилем языка, умеют распознавать научный и
художественный стиль. Нужно обратить внимание на
то, что в лексике разговорной речи и книжной
много общего. Но есть и слова, которые
используются либо только в разговорной речи,
либо только в книжной.
Эмоционально-экспрессивные слова встречаются в
разговорной речи, в научных книгах такая лексика
не используется.
Для закрепления этих знаний можно
выполнить такие упражнения:
1. Выпишите синонимы. Какие из них
часто употребляются в разговоре, а какие- в
книжной речи?
А) –Мисс… э-э-э…обратился он к
англичанке.- Мисс Тфайс!... Туда уходите! Слышишь?
Мисс Тфайс облила Грябова презрением и издала
носовой звук.
-Что-с? Не понимаете? Ступай, тебе говорят, отсюда!
Туда ступай! Туда!
(А. П. Чехов)
Б) Антон внимательно смотрел своими
круглыми, немного удивлёнными глазами на
происходящее.
Стоит, как чучело, и бельмы на воду таращит.
(А. П. Чехов)
В) Мы с приятелем сидели на берегу и
вели бессодержательный разговор.
Ира и Юля не слушали объяснения учителя, а были
заняты пустой болтовнёй.
2. К данным словам подберите синонимы,
которыми вы пользуетесь в разговорной речи.
Запачкаться, сердиться, важничать,
лгать.
3. С данными экспрессивными словами
составьте предложения. Скажите, какое чувство,
какую оценку они выражают.
Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.
4. Подчеркните слова, чаще
употребляющиеся в книжной речи.
Негодовать, сердиться; ликовать,
радоваться; прискорбный, печальный.
(При затруднении обращайтесь к
словарям)
Задания такого типа помогут учащимся
овладеть умением находить в тексте
прилагательные, существительные и глаголы,
имеющие эмоционально-экспрессивный характер
значения, правильно определять книжный характер
слов. Постоянная работа со словарём учит детей
"прислушиваться” к слову, воспитывает "чувство
языка”. Употребление
эмоционально-экспрессивной лексики в
собственных высказываниях, суждениях - для детей
задача сложная. Но если систематически проводить
работу над эмоционально-экспрессивными словами,
над их стилистическим использованием, сочетать
её с изучением словообразования, морфологии, у
детей вырабатывается умение не только
отыскивать эмоционально-экспрессивные единицы
языка в чужой речи, но и правильно применять их в
своей. А это сделает общение более легким,
доступным, доставляющим удовольствие и
говорящему, и слушающему.
Эмоционально-экспрессивные средства
языка можно и нужно изучать на уроках русского
языка в школе, потому что их правильное
использование делает речь более яркой,
красочной, выразительной. |