Суббота, 14.12.2024, 09:42


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » ЛЕКСИКА

Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5-м классе
Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка происходит изолированное изучение языковых средств, оторванных от контекста. В результате учащиеся не могут проследить влияние языкового материала при создании художественного произведения его автором.

Предлагаю систему уроков русского языка, литературы, влияющую на речевое развитие учащихся 5 классов.

Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Речевое развитие учащихся связано с формированием двух типов умений: адекватно воспринимать текст и использовать в речи изобразительно – выразительные средства при создании собственных речевых произведений в соответствии с целями и условиями общения.

Данные умения формируются при рассмотрении художественного текста с точки зрения трех направлений: языковой организации, идейного содержания и композиционного оформления. Такой подход к художественному тексту ставит необходимость говорить о взаимодействии уроков русского языка, развития речи и литературы при подготовке учащихся к написанию сочинений.

Я рассматриваю только один из видов художественного текста: юмористический, так как он представляет собой тесное единство перечисленных трех направлений, а, кроме того, развитие чувства юмора заложено в программе, но пока не реализовано методикой.

Актуальность обучения учащихся юмористическому сочинению заключается в том, что развитие чувства юмора ребенка связано и с совершенствованием качеств личности: живости, творческой активности воображения, быстроты умственной реакции, ассоциативным мышлением, воздействием на эмоции и развитием связной речи. Развитие чувства юмора находится в прямой зависимости с развитием способности художественного восприятия.

Возраст пятиклассников является пиком развития чувства комического, они очень эмоциональны, подвижны, любят смешное, оптимистичны, не боятся показаться смешными.

Пятиклассники стремятся выразить свои эмоции в художественном тексте, но языковой опыт им это не позволяет, поэтому нужно дать представление о языковых средствах создания комического, индивидуальности автора.

Я разработала систему уроков, построенную на взаимосвязи аналитической и продуктивной деятельности в речевом развитии школьников. Речь школьников развивается в результате чередования аналитической деятельности по восприятию текста и продуктивной деятельности по созданию собственного текста. Аналитические упражнения знакомят с лексическими средствами создания комического, особенностями их функционирования, а продуктивные упражнения формируют умения использовать изученные лексические средства в собственных юмористических текстах, а также позволяют в дальнейшем при восприятии художественного текста внимательнее относиться к слову.

На первом этапе (уроки русского языка) – учащиеся знакомятся с приемами комического и лексическими средствами их реализации.

На втором этапе (уроки литературы) – показывается взаимосвязь замысла автора текста и приемов, лексических средств комического.

На третьем этапе (уроки развития речи) – учащиеся переходят к созданию собственного юмористического сочинения, используя изученные лексические средства комического. Слово, попадая в художественный текст, не просто меняет оттенки значения, но и выполняет определенную смысловую нагрузку, что особенно ярко проявляется в юмористическом тексте.

Среди аналитических упражнений (при подготовке к написанию юмористического сочинения) целесообразно выделить следующие:

  1. Нахождение языкового средства создания комического, сопоставление единиц текста с единицами языка.
  2. Определение роли языкового средства в тексте, приём лингвистической беседы, озаглавливания текста.
  3. Обнаружение взаимосвязи замысла автора от выбора языковых средств, приём сопоставления единиц текста с единицами языка, метод наблюдения.

Например, тема урока: "Омонимы”. Детям предлагается прочитать 2 стихотворения.

"Веснушки” Я.Козловский.

Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа,
Я, не жалея мыла,-
Нос терпеливо мыла,
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.

"Бутерброд” Сапгир.

Чудак – математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутерброд.

  1. Какие лексические средства в 1 и во 2 стихах создают комический эффект?
  2. В чем отличие многозначных слов от омонимов?
  3. Для чего авторы написали эти стихотворения?
  4. Как называются приемы комического, использованные в стихотворениях?
  5. Почему авторы для создания юмористических текстов используют разные лексические средства?
  6. Изменится ли смысл стихотворения, если убрать комические приемы?

"Ключ” В. Лифшниц.

Шел я с сумкой за плечами,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну.
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?

  1. Послушайте стихотворение В.Лифшница "Ключ”.
  2. Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово "ключ”?
  3. Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?
  4. Как называются эти слова?
  5. Подчеркните омонимы в тексте.

Г. Бойко

За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

1) Прочитайте стихотворение.
2) Какой эффект придаёт ему использование слов– омонимов?
3) Все ли слова в тексте являются омонимами? Докажите это.

Столкновение омонимов в одном тексте является лексическим средством создания комического эффекта!


Определите роль  языкового средства

Тема урока: «Антонимы».

 

 Дж. Родари «Тараторка»

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда стоят на том же месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, не очень близко,

Что высоко, не слишком низко.

Нельзя приехать, не уехав,

И грызть орех, коль нет орехов.

Никто сидеть не может стоя,

Лить из порожнего в пустое,

Нельзя писать на белом мелом

И  называть безделье делом.

 

1) Прочитайте шуточное стихотворение Дж. Родари.

2) Какие лексические средства помогли ему создать стихотворение?

3) Для чего автор написал это стихотворение?

4) Найдите в тексте предложение, помогающее понять замысел автора.

5) Озаглавьте стихотворение.

6) Подчеркните антонимы.

 

Тема урока: « Однозначные и многозначные слова».

1)Прочитайте стихотворения.

2) Выберите из них то, которое вам больше других понравилось, выпишите из него словосочетания с повторяющимися словами.

3) Чем эти слова различаются?

 

Кто что несет? (М. Яснов)

     Семен портфель несет в руке,

Павлуша – двойку в дневнике.

Сережа сел на пароход –

Морскую вахту он несет.

Андрюша ходит в силачах –

Рюкзак несет он на плечах.

Задиру Мишу Петр побил –

Несет потери Михаил.

Степан не закрывает рот:

Он чепуху весь день несет!

 

 

Ночная песенка (М. Яснов)

     В тишине полночной

Выпал снег на крыши.

Выпал зуб молочный

Вечером у Гриши.

 

Снег прикрыл дорожки

И прилег на крыши.

До утра в ладошке

Зуб лежал у Гриши.

 

Вырастут сугробы

Выше крыш и труб…

А к весне поближе

Вырастет и зуб!

 

Столкновение разных значений многозначного слова в одном тексте является лексическим средством создания комического эффекта.

 

1)Прочитайте стихотворение В.Лунина.

2)Какое языковое явление помогло автору придать тексту юмористическое содержание?

3)Объясните значение многозначных слов.

 

За что? (В.Лунин)

Кит по грязи смело шлепал

Папа сына крепко шлепал.

Кит обои отодрал –

Папа сына отодрал.

Кит песок в кастрюлю всыпал –

Папа сыну сильно всыпал.

Двойку в школе получил

Вновь от папы получил.

Папа знал, что бить – не дело,

Но упрямства не терпел.

Думал Кит, что бит за дело,

И поэтому терпел.

Как-то муха в суп попала,

И опять ему попало.

Разобиделся тут Кит:

– Я, – кричит, –

Напрасно бит!

В суп она сама влетела!

Так за что же мне влетело?

 

 

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила,

Брат ее, мальчик Иван,

Тоже разбил… стакан.

                                    О.Григорьев

 

1) Сколько значений имеет слово «разбила» в данном стихотворении?

2) За счет чего создается комический эффект?

3) Пользуясь словарем, определите лексические значения слова «разбила»

4) Как бы вы определили их смысл?

 

Лексический повтор многозначного слова, употреблённого в разных значениях, может вызвать комический эффект.

 

                 Тема урока: «Переносное значение слова».

 

1)Прочитайте фрагмент из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти», в которой он рассуждает о детской речи. Это диалог взрослого человека и ребёнка.

2) Попробуйте объяснить, какое языковое явление лежит в основе комического.

 

 

– Вот выпадет снег, ударят морозы…

– А я тогда не выйду на улицу.

– Почему?

– А чтоб меня морозы не ударили.

  Буквальное толкование переносного значения слова создаёт комический эффект

 

«Кислые стихи»  (Э.Мошковская)

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные,

Кислые прохожие,

И едят ужасное

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

 

Прочитайте стихотворение.

Определите, сколько значений в слове, многократно повторяющемся.

Какое значение прямое, а какое – переносное?

С какой целью автор использует это лексическое средство?

 

Среди продуктивных упражнений при подготовке к написанию юмористического сочинения целесообразнее всего выделить следующие:

 

     I.    Упражнения, формирующие умение создавать элементы текста в соответствии с особенностями произведения.

Тема урока: «Антонимы»

 

Д. Чиарди: «Прощальная игра»

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней,

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин,

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово Высоко,

А ты ответишь:….

Скажу я слово  Потолок,

А ты ответишь: ….

Скажу я слово: Потерял,

И скажешь ты: ...

Скажу тебе я слово Трус,

Ответишь ты: ….

Теперь начало я скажу, -

Ну, отвечай …..!

 

1) Прочитайте стихотворение, допишите в стихотворении слова – антонимы, чтобы окончательно уяснить их роль.

2) Для чего используются антонимы в стихотворении?

3) Озаглавьте стихотворение в соответствии с основной мыслью.

Упражнения, формирующие умения создавать собственные юмористические микротексты.

Категория: ЛЕКСИКА | Добавил: admin (23.02.2013)
Просмотров: 3430 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0