Пятница, 19.04.2024, 12:21


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » ЛЕКСИКА

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "Использование словарей разных типов"

1. Угадайте словарь.

Я сегодня встал ни свет ни заря. На всех парусах помчался к речке. После купания у меня разыгрался волчий аппетит, а от ароматных запахов кухни потекли слюнки. (Фразеологический)

 

В ресторане мне предложили биточки, тефтели, винегрет, спагетти, какао. Но я съел только бутерброд , сардельку, выпил чашку кофе. ( Словарь иностранных слов).

 

Я даже начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, трусить, страшиться, трепетать, робеть перед тобой,  дрожать от страха. ( Словарь синонимов).

 

2. Расставьте ударение, при  необходимости обратитесь к словарю.

Агент, алфавит, аэропорты, им.п. мн.ч. ,балованный,( прич.), баловать, балуясь, банты,

( им.п.мн.ч), бороду, (вин.п.ед.ч.) ,брала, бралась, бухгалтеров, (род.п. мн.н), верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включён ,включённый, включим, включит, включишь, влилась, вовремя, ворвалась, восприняла, воссоздала, вручит, гнала, гналась, гражданство, давнишний, дефис, диспансер, добела, добрала, добралась, довезённый, доверху, договорённость, дождалась, дозвонится, дозвонятся , дозировать, докрасна , документ, донельзя, донизу, досуг, досуха, еретик , жалюзи, ср.р.и мн.ч. ,ждала, жилось, завидно, загнутый, загодя, закупорив, закупорить, занял, заняла, заняло, занята, занятый, заселён, заперта, затемно, звала, звоним,  звонит, звонишь, значимость, значимый, зимовщик, засветло, избалованный, иксы, имперский, инстинкт, исключит, исстари, исчерпать, каталог, квартал, километр, клала,клеить,конусы,конусов,кормящий,корысть,кралась,краны,красивее,красивейший, кремень, кренится, кровоточащий, кровоточить, кухонный, лгала, лекторы, лекторов (род.п. мн.ч.)  лила, лилась, ловка, лыжня, местностей род.п. мн.ч, мозаичный, молящий, мусоропровод.

 

3.Объясните значения терминов, широко употребляющихся в ономастике. Гидронимы

(названия морей ,  рек  и т.д.), оронимы (названия гор, хребтов, долин), спелеонимы

(названия пещер, гротов, пропастей) , дримонимы ( наименования лесов, рощ), ойконимы

(названия населенных пунктов), урбанонимы (названия улиц, площадей, переулков), космонемы (наименования галактик, созвездий), астронимы (имена отдельных небесных тел), зоонимы (клички животных), хрононимы( собственные имена отрезков времени, например Петровская эпоха, День Победы), анемонимы (собственные имена, ураганов, циклонов, тайфунов), теонимы ( имена богов и др. мифических лиц) .

 

4.Замените иноязычные по происхождению слова  русскими синонимами. Актуальный

( важный ), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал( завершение ), миссия ( задание, роль ), эпилог ( заключение), имитация ( подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа), теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс

( указатель).

 

5.  Подберите  выражения, сходные по строению с фразеологическим оборотом,  и имеющие подобное значение.

« Абсолютно не нужен » :

как  прошлогодний снег, как собаке пятая нога, как мертвому припарке, как корове седло, как попу гармонь , как рыбе зонтик, как после ужина горчица,  как плешивому гребень,  как пятое колесо телеге, как щуке брюки

6.  В словаре эпитетов даются эпитеты к слову береза. Один из них задуман . Какой? В вопросах не приводить конкретных прилагательных.

Вопрос1.  Этот эпитет – олицетворение или нет ? ( Нет) .

Вопрос 2. Цвет ? ( Да )

Вопрос 3. Прилагательное, обозначающие цвет, образовалось от существительного? ( Да)

Вопрос 4. От существительного со значением драгоценного металла, растения? ( Драгоценного металла)

Вопрос 5 .Цвет ближе к белому или  желтому? ( К белому)

Вопрос 6 . Прилагательное возникло в результате перехода относительных прилагательных в качественные ? ( Нет)

Решение : Серебристая  ( береза).

7.  Определите лексическое значение слова.

Балласт ( болезнь, груз, механизм, морской моллюск, масть коня, хвалебная речь ) .

Раритет ( предмет интерьера, равенство, обитатель морских глубин, ценная старинная   вещь, музыкальное произведение, закон ) .

Апатия ( заболевание, направление в медицине, жительница города Апатиты, тип темперамента, равнодушие, хвалебная речь).

Фиаско ( Необычайное явление , предмет дамского туалета, поражение , вид спорта, косметическая процедура, просьба о пересмотре чего-либо) .

Категория: ЛЕКСИКА | Добавил: admin (15.11.2012)
Просмотров: 1751 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0