Пятница, 06.12.2024, 01:01


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » ЛЕКСИКА

Дидактический материал на тему "Особенности лексического состава языка"

Задание 1

Постарайтесь проникнуть в творческую лабораторию писате­лей и "угадать", какое из заключенных в скобки слов было ими использовано.

1) Владимир встал и пошел искать дороги домой, но еще долго (блуждал – бродил) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома. (А. С. Пушкин)
2) Горные (верхушки – вершины) спят во тьме ноч­ной. (М. Ю. Лермонтов)
3) В гостиной сидела старушка с добреньким и худень­ким лицом, робким и печальным (взглядом – взором). (И. С. Тургенев).
4) Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую-то (идею – мысль). (Ф. М. Достоевский)
5) Белинский (владел – обладал) необыкновенной про­ницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи. (Н. А. Добролюбов)
6) Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала – кидала) их в воду. (А. Толстой)
7) Характерные черты (внешности – наружности) Тополева – высокий рост, сутуловатость, усы – послужили  благодатным материалом для художника. (В. Ажаев)
8) Всей душой она (хотела – желала) помочь этому человеку. (В. Кочетов)

Задание 2

Определите в приведенном ниже шуточном тексте, какие из паронимов следует  употребить.

В конце февраля (аспирант, аспират) попросил (представить, предоставить) ему внеочередной отпуск. Свою просьбу он мотиви­ровал необходимостью (представить, предоставить) в научный совет университета полный список (вычитанной, высчитанной) (биографии, библиографии) по теме диссертации. (На поверку, проверку) оказа­лось, что этот (деловитый, деловой) человек в совершенстве (освоил, усвоил) (методистские, методические) принципы и приемы ведения тайных дел. Используя возможности (голосовых, голосистых) свя­зок, (искусно, искусственно) изменив тембр голоса, (персонаж, персо­на) нашего повествования отправился на таинственный (раут, раунд) к (командированному, командировочному) в университет (секретарю, се­кретеру) оппонирующей организации, чтобы узнать (субъектное, субъ­ективное, субъективистское) мнение последнего о своей работе. (Надев, одев) на лацкан парадного костюма все свои (регалии, реа­лии) и подкрасив (масляной, масленой) краской усы, (аспирант, аспи­рат) (преставился, представился) руководителем интересующей его на­учной работы. (Секретарь, секретер), услышав, как (резонерствует, резонирует) его собеседник, разгадал тайный умысел визитера, назвал его (прожектером, прожектором) и (невежей, невеждой) и потребовал, чтобы подобный (прецедент, инцидент) больше не повторялся, так как создание аналогичных вопиющих (прецедентов, претендентов) вредит развитию (отеческой, отечественной) науки.

Задание 3

Подумайте и ответьте на вопрос.

Почему именно глагол «отбрить» значит унизить, оскорбить, выказать превосходство? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4

В поэме Твардовского «За далью – даль» есть строки:

И всё, от корки и до корки,
Что в книгу вписано вчера,

Всё с нами – в силу поговорки

Насчёт пера и топора.

Объясните, какую поговорку имеет в виду автор, каков её смысл. Какой ещё фразеологизм использован в этих строках?

Задание 5

В романе К. Симонова «Солдатами не рождаются» Синцов спрашивает одного командира о настроении. Тот отвечает:

Настроение среднее. И нанёс, и понёс. Немцев при их контратаках по­ложили – снег чёрный, но и потеряли много.

– Как вы думаете, что обозначают слова и нанёс, и понёс? Компонентами каких фразеологических оборотов они являются?

Категория: ЛЕКСИКА | Добавил: admin (10.06.2012)
Просмотров: 2314 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, средства обучения, дидактический материал по русскому | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0