Задание 1
Постарайтесь проникнуть в творческую
лабораторию писателей и "угадать", какое из
заключенных в скобки слов было ими использовано.
1) Владимир встал и пошел искать дороги
домой, но еще долго (блуждал – бродил) по
незнакомому лесу, пока не попал на тропинку,
которая и привела его прямо к воротам дома. (А.
С. Пушкин)
2) Горные (верхушки – вершины) спят во тьме
ночной. (М. Ю. Лермонтов)
3) В гостиной сидела старушка с добреньким и
худеньким лицом, робким и печальным (взглядом –
взором). (И. С. Тургенев).
4) Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая
какую-то (идею – мысль). (Ф. М. Достоевский)
5) Белинский (владел – обладал) необыкновенной
проницательностью и удивительно светлым
взглядом на вещи. (Н. А. Добролюбов)
6) Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала
– кидала) их в воду. (А. Толстой)
7) Характерные черты (внешности – наружности)
Тополева – высокий рост, сутуловатость, усы –
послужили благодатным материалом для
художника. (В. Ажаев)
8) Всей душой она (хотела – желала) помочь этому
человеку. (В. Кочетов)
Задание 2
Определите в приведенном ниже шуточном
тексте, какие из паронимов следует
употребить.
В конце февраля (аспирант, аспират)
попросил (представить, предоставить) ему
внеочередной отпуск. Свою просьбу он
мотивировал необходимостью (представить,
предоставить) в научный совет университета
полный список (вычитанной, высчитанной)
(биографии, библиографии) по теме диссертации. (На
поверку, проверку) оказалось, что этот
(деловитый, деловой) человек в совершенстве
(освоил, усвоил) (методистские, методические)
принципы и приемы ведения тайных дел. Используя
возможности (голосовых, голосистых) связок,
(искусно, искусственно) изменив тембр голоса,
(персонаж, персона) нашего повествования
отправился на таинственный (раут, раунд) к
(командированному, командировочному) в
университет (секретарю, секретеру) оппонирующей
организации, чтобы узнать (субъектное,
субъективное, субъективистское) мнение
последнего о своей работе. (Надев, одев) на лацкан
парадного костюма все свои (регалии, реалии) и
подкрасив (масляной, масленой) краской усы,
(аспирант, аспират) (преставился, представился)
руководителем интересующей его научной работы.
(Секретарь, секретер), услышав, как
(резонерствует, резонирует) его собеседник,
разгадал тайный умысел визитера, назвал его
(прожектером, прожектором) и (невежей, невеждой) и
потребовал, чтобы подобный (прецедент, инцидент)
больше не повторялся, так как создание
аналогичных вопиющих (прецедентов, претендентов)
вредит развитию (отеческой, отечественной) науки.
Задание 3
Подумайте и ответьте на вопрос.
Почему именно глагол «отбрить» значит
унизить, оскорбить, выказать превосходство?
Аргументируйте свой ответ.
Задание 4
В поэме Твардовского «За далью – даль»
есть строки:
И всё, от корки и до корки, Что в книгу вписано вчера,
Всё с нами – в силу поговорки
Насчёт пера и топора.
Объясните, какую поговорку имеет в виду
автор, каков её смысл. Какой ещё фразеологизм
использован в этих строках?
Задание 5
В романе К. Симонова «Солдатами не
рождаются» Синцов спрашивает одного командира о
настроении. Тот отвечает:
Настроение среднее. И нанёс, и
понёс. Немцев при их контратаках положили –
снег чёрный, но и потеряли много.
– Как вы думаете, что обозначают слова и
нанёс, и понёс? Компонентами каких
фразеологических оборотов они являются? |