Уроки по
восстановлению деформированного текста
понравились и мне, и моим ученикам. Они
способствуют выработке прочных умений и навыков
пунктуационного анализа предложений, развитию
логического мышления. После изучения темы
«Обособленные и уточняющие члены предложения» в
11-м классе был проведен двухчасовой
урок-практикум по восстановлению
деформированного текста. Текст заранее
отпечатан. Его получает каждый учащийся. Цель
заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся
информацию, восстановить последовательность
предложений; информацию о каждом предложении
можно давать как графически, так и словесно. На
этом уроке вся информация предлагалась в виде
схем. В схемах были отражены не все
синтаксические особенности предложений. В этом,
на мой взгляд, нет особой необходимости. Зачастую
для успешного выполнения задания достаточно
уяснить общие особенности того или иного
предложения. В восстановленном тексте
предложения располагаются в том порядке, в каком
даны схемы. Деформированный текст на этом уроке
был дан без знаков препинания. Текст взят из
книги Т.А. Костяевой и Л.М. Рыбченковой
«Проверочные материалы по русскому языку для
5–8-х классов средней школы». Предложения в
деформированном тексте пронумерованы.ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ
КУЦИЙ
1. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.
2. Знакомство с Куцым произошло совершенно
случайно.
3. Предложение было принято с полным сочувствием.
4. И с той же минуты Куцый был принят в число
экипажа «Могучего».
5. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту
бросил собаке куски черного хлеба и отрезки
рубцов купленных на свои копейки.
6. Обратились к боцману с просьбой испросить
разрешение старшего офицера.
7. Это было в Кронштадте в один ненастный и
холодный воскресный день дня за три до отхода
«Могучего» трехмачтового военного судна в
кругосветное плавание.
8. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах.
9. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах.
10. Разрешение было получено.
11. Собака подозрительно взглянула своими умными
глазами на матроса но несколько дальнейших
ласковых слов произнесенных доброжелательным
тоном успокоили ее насчет недобрых намерений и
она жалобно завыла.
12. Выписывая ногами затейливые вензеля матрос
Кочнев возвращался на корвет стоявший в военной
гавани и заметил в переулке собаку прижавшуюся к
водосточной трубе и вздрагивающую от холода.
13. Окромя как Куцым никак его не назвать
предложил кто-то.
14. Скоро она наевшись досыта заснула недалеко от
камбуза и не веря своему счастью часто тревожно
просыпалась во сне.
15. Матрос подошел ближе и погладил ее она лизнула
ему руку тронутая лаской и завыла еще сильней.
16. Ее стали гладить и повели кормить вниз.
17. Поднялся вопрос какую дать кличку псу.
18. Ты брат чей будешь проговорил он
останавливаясь около собаки.
19. Собака с алчностью бросилась на пищу и в
несколько секунд съела все и снова вопросительно
смотрела на матроса.
20. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул
матроса.
21. Он ласково свистнул.
22. Все посматривали на весьма неказистую собаку
которая в ответ на ласковые взгляды повиливала
обрубком хвоста и благодарно лизала руки
матросов гладивших ее.
23. Наутро разбуженная чисткой верхней палубы
собака испуганно озиралась но Кочнев
значительно успокоил ее поставив перед ней чашку
с жидкой кашицей которой завтракали матросы.
24. Спустя несколько времени когда палуба была
вымыта Кочнев вывел ее наверх и предложил
матросам оставить ее на корвете.
25. Собака двинулась за ним и не без некоторого
смущения вошла по сходням на корвет и вслед за
матросом очутилась на баке среди толпы людей
испуганная и будто сконфуженная своим
непривлекательным видом.
26. Кличка понравилась.
Учитель предлагает прочитать данные
предложения, выяснить по толковому словарю
лексическое значение непонятных слов,
определить, сколько здесь простых неосложненных
предложений, простых осложненных, сложных,
предложений с прямой речью.
Потребовалось разъяснение следующих слов: корвет,
камбуз, рубец, вензель, бак, испросить.
Вензель – сочетание начальных букв имени и
фамилии или имени и отчества, написанных вязью.
Вензеля писать (выписывать, выделывать) –
фразеологическое выражение. Помета в «Словаре...»
С.И. Ожегова – «прост. шутл.». Значение
фразеологизма: «идти шатаясь, пьяной походкой,
выписывать кренделя».
Камбуз – кухня на судне. Помета в
«Словаре...» С.И. Ожегова – «спец.».
Корвет – в старом парусном флоте:
трехмачтовое военное судно.
Рубец – у жвачных животных: начальный отдел
желудка.
Бак. Помета в «Словаре...» С.И. Ожегова –
«спец.». Носовая надстройка судна.
Испросить – добиться чего-нибудь просьбой,
ходатайством.
В результате подсчета оказалось, что в тексте
простых неосложненных предложений – 11, простых
осложненных – 7, сложных – 6, предложений с прямой
речью – 2.
ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Каждая схема тщательно анализировалась. Как
это делается? Возьмем, к примеру, вторую схему.
Какую информацию о предложении из схемы можно
извлечь? Предложение простое, осложнено двумя
обособленными членами, причем один находится
внутри другого. А вот шестая схема. Предложение
сложное, состоящее из трех простых, союзное,
сложносочиненное, второе простое предложение
осложнено обособленным определением или
обособленным приложением. Из седьмой схемы
узнаем, что предложение сложное, бессоюзное,
состоит из двух простых, первое осложнено двумя
однородными членами, второе – двумя однородными
членами и обособленным определением,
относящимся к личному местоимению, причем
определение оторвано от определяемого слова
другими членами предложения. Такой информации
вполне достаточно для нахождения предложения.
Так шаг за шагом идет восстановление текста, при
этом характеризуются синтаксис и пунктуация
каждого предложения. Объясняются все знаки
препинания.
В процессе работы учащиеся выделяют
грамматические основы и определяют способы
выражения главных членов, типы сказуемых, виды
придаточных, выполняют различные разборы.
Определенные трудности возникали при выборе
того или иного простого неосложненного
предложения. Но тем лучше. Нужно было подумать,
поразмышлять, проявить смекалку,
сообразительность, продемонстрировать умение
логически мыслить. Учащиеся на практике
убеждаются в том, что текст – это сочетание
предложений, связанных по смыслу и
грамматически. Данный текст позволяет повторить
лексические и морфологические средства связи
предложений.
В тексте встречаются 17 обособленных и уточняющих
членов предложения (включая однородные). Хорошо
то, что текст дает возможность учителю обратить
внимание учащихся на обособление
распространенных или одиночных определений,
стоящих непосредственно перед определяемым
существительным, если они имеют добавочное
обстоятельственное значение (причинное,
условное, уступительное и т.п.), и показать, как
проверить наличие обстоятельственного значения.
Для проверки здесь используется замена
определительного оборота оборотом со словом будучи.
Возможность такой замены дает основание для
обособления.
В тексте есть несколько случаев, когда два
однородных члена с союзом и образуют
тесно связанную по смыслу пару, соединенную
союзом и с третьим однородным членом.
Запятая в таких случаях не ставится. Обычно такие
примеры у школьников вызывают затруднения.
Не так часто встречаются в литературе
обособленные распространенные или одиночные
определения, оторванные от определяемого
существительного другими членами предложения.
Такие случаи в тексте есть.
До сведения учеников учитель доводит также, что
обороты с сочетанием кроме как обособляются
(в тексте есть устаревшее окромя).
В ходе работы по восстановлению текста учителю
целесообразно говорить учащимся о границах
абзацев.
ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ТЕСТ
КУЦИЙ
Знакомство с Куцым произошло совершенно
случайно. Это было в Кронштадте в один ненастный
и холодный воскресный день, дня за три до отхода
«Могучего», трехмачтового военного судна, в
кругосветное плавание.
Выписывая ногами затейливые вензеля, матрос
Кочнев возвращался на корвет, стоящий в военной
гавани, и заметил в переулке собаку, прижавшуюся
к водосточной трубе и вздрагивающую от холода.
Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул
матроса.
– Ты, брат, чей будешь? – проговорил он,
останавливаясь около собаки.
Собака подозрительно взглянула своими умными
глазами на матроса, но несколько дальнейших
ласковых слов, произнесенных доброжелательным
тоном, успокоили ее насчет недобрых намерений, и
она жалобно завыла. Матрос подошел ближе и
погладил ее; она лизнула ему руку, тронутая
лаской, и завыла еще сильней.
Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. Этот
жест возбудил в собаке жадное внимание.
Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту
бросил собаке куски черного хлеба и отрезки
рубцов, купленных на свои копейки.
Собака с алчностью бросилась на пищу и в
несколько секунд съела все и снова вопросительно
смотрела на матроса. Он ласково свистнул. Собака
двинулась за ним и не без некоторого смущения
вошла по сходням на корвет и вслед за матросом
очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и
будто сконфуженная своим непривлекательным
видом.
Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах. Ее
стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она,
наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза и,
не веря своему счастью, часто тревожно
просыпалась во сне.
Наутро, разбуженная чисткой верхней палубы,
собака испуганно озиралась, но Кочнев
значительно успокоил ее, поставив перед ней
чашку с жидкой кашицей, которой завтракали
матросы.
Спустя несколько времени, когда палуба была
вымыта, Кочнев вывел ее наверх и предложил
матросам оставить ее на корвете.
Предложение было принято с полным сочувствием.
Обратились к боцману с просьбой испросить
разрешение старшего офицера. Разрешение было
получено. Поднялся вопрос, какую дать кличку псу.
Все посматривали на весьма неказистую собаку,
которая в ответ на ласковые взгляды повиливала
обрубком хвоста и благодарно лизала руки
матросов, гладивших ее.
– Окромя как Куцым, никак его не назвать! –
предложил кто-то. Кличка понравилась. И с той же
минуты Куцый был принят в число экипажа
«Могучего».
(По К.Станюковичу)
После того как текст восстановлен, учащимся
предлагается выразительно его прочитать.
На уроке не выпала из поля зрения и работа над
орфографией. Учащимся было дано задание:
«собрать» слова с орфограммами в суффиксах и
объяснить их. Текст насыщен такими орфограммами.
Работа по восстановлению текста имеет высокую
практическую направленность и выполняется
учащимися с большим интересом и желанием. Дети
видят результаты своего труда: текст рождается
на их глазах. В конце урока перед учащимися
ставится вопрос: «Какие изученные нами случаи
обособления не встретились в тексте?». В качестве
домашнего задания предлагается подобрать на
отсутствующие случаи обособления примеры из
художественной литературы или придумать свои.
Урок завершается подведением итогов и
выставлением оценок. Н.М. РУХЛЕНКО |