– Запишите текст под диктовку и выполните
задания.
Настоящее чудо – воздух, которым дышишь,
солнечный свет, с восходом рождающийся и с
закатом уходящий, чтобы вновь родиться.
Разложите воздух на составные части: почти
каждая из них убийственна. А вы дышите. Вы не
спрашиваете у солнца, что оно такое, достаточно,
что оно встает каждое утро и можно указать на
него рукой... Но сдвиньте, разбейте, раздробите
этот обыкновенный свет – он ощетинится всеми
цветами, в этом спектре не будет ни одной белой
мирной полосы, и вы еще раз изумитесь тому, из
какой же непримиряемой пестроты складывается
это чудо – естественный свет дня. Все, что
окружает нас, – это настоящее чудо. И главное из
них – сама жизнь. (Л.Аннинский)
Задания
1. Выполните устный пунктуационный анализ
текста.
Необходимо обратить внимание на
синтаксические отношения в различных
конструкциях, при которых ставится тире: в
простом предложении между подлежащим и
сказуемым; при обособлении приложений, стоящих в
конце предложения; в бессоюзном сложном
предложении.
2. Сформулируйте тему текста:
а) повествовательным предложением;
б) двумя предложениями: первое – должно быть
вопросительным, второе – повествовательным.
3. Подберите синонимы к словам (свет)
ощетинится, из непримиряемой (пестроты), мирной
(полосы). Назовите художественный прием,
использованный в каждом примере.
4. Составьте самостоятельно 3 предложения на
основе данного текста, используя в качестве
цитат его отдельные фразы: 1) непримиряемой
пестроты, 2) белой мирной полосы, 3) ощетинится
всеми цветами.
NB! Формы слова менять нельзя!
5. Перескажите текст одним сложным
предложением, соответствующим схеме:
[Автор глаг. ...], (что...) и (что...).
Определите вид предложения и тип придаточных.
Объясните знаки препинания.
6. Напишите небольшое сочинение-миниатюру
на тему «Настоящие чудеса», опираясь на текст
Л.Аннинского или на тексты знакомых литературных
произведений, или на собственный жизненный опыт. |