Суббота, 03.12.2016, 16:37

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » АНАЛИЗ ТЕКСТА

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка в 9 классе

Сегодняшнему обществу необходимы люди, обладающие нестандартным мышлением, умеющие ставить и решать новые задачи. Поэтому в современной школе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством, наделены ярким воображением, творчески подходят к любому делу. Рензулли писал, что содержание учебных программ для одарённых детей должно: выходить за рамки общепринятой, учитывать специфику интересов, соответствовать стилю усвоения знаний, не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Одной из форм работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы может являться комплексный анализ текста, который я широко использую. Обучать необходимо не только языку, но и речи. Решить эту проблему возможно с помощью лингвистического анализа текста, основу которого составляет выявление системы языковых средств, использованных для передачи идейно-тематического и эстетического содержания художественного произведения. Лингвистический анализ текста способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно-выразительные средства языка и понимать эстетическую ценность художественного произведения.

По словам Л. В. Щербы, цель такого анализа – учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов.

Учить лингвистическому анализу необходимо потому, что это способствует

Развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием и является ,,самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности”.

 

Для обучения лингвистическому анализу текста в 9 классе мною была разработана и успешно отработана на практике двенадцатичасовая программа элективного курса для одарённых детей:

 

1 занятие: «Поуровневый лингвистический анализ поэтического текста» проводится в форме лекции с последующим заданием: проанализировать стихотворения А. А. Фета «Чудная картина», «На заре ты её не буди…», «Я тебе ничего не скажу…» и др. по плану:

1. Дайте общую характеристику стихотворения, историко-культурные комментарии.

2. Определите тему, идею стихотворения.

3. Сколько композиционных частей можно выделить в данном тексте, какие?

4. На сколько строф разбито стихотворение?

5. Что поддерживает их структурное единство?

 

2 занятие: «Содержание. Композиция. Строфика» проводится в форме аналитической беседы с попутным обобщением теоретических знаний и анализом подготовленных стихотворений А. А. Фета.

 

3-4 занятие: «Анализ поэтического текста на фонетическом уровне».

Данной теме целесообразно уделить 2 часа, так как будет рассматриваться объёмный теоретический материал (аллитерации; ассонансы; анафоры; эпифоры; мужские, женские, дактилические, гипердактилические рифмы; способы рифмовки…) и обучения методике Журавлёва. На примере стихотворения М. Ю. Лермонтова ,,Белеет парус одинокой” определяется цветовой фон произведения. К следующему занятию учащиеся получают исследовательское задание: на примере любимого стихотворения Пушкина или Лермонтова рассчитать цветовой фон и проанализировать стихотворение по плану, оформить работу в виде таблицы.

 

План:

1. Аллитерация, ассонансы.

2. Роль этих языковых средств.

3. Цветовой фон стихотворения по методике Журавлёва.

4. Особенности рифмы в стихотворении.

 

5 занятие: «Анализ поэтического текста на ритмико-интонационном уровне. Принципы ритмической организации стихотворного текста».

Сначала повторяются литературоведческие термины (метр, размер стихотворения), затем на поэтическом материале М. Цветаевой, А. Пушкина, М. Лермонтова и др. анализируются стихотворения.

 

6 занятие: «Анализ поэтического текста на лексическом уровне».

Задание: проанализировать стихотворение по плану:

1. Определить значение непонятных слов.

2. Выделить слова, тематически связанные.

3. Найти не нейтральную лексику (стилистически окрашенную и с эмоционально-экспрессивной окраской).

Учащиеся делятся на группы, самостоятельно выбирают поэтический текст, составляют микрословарь выбранного стихотворения, делают вывод о лексическом составе произведения и цели автора.

 

7 занятие: «Анализ поэтического текста на морфологическом».

Учащиеся заранее подбирают интересные с точки зрения морфологии поэтиче6ские тексты, составляют микрословарь, отслеживают частотность употребления тех или иных частей речи, делают выводы о их роли в тексте.

 

8-9 занятие: «Анализ поэтического текста на синтаксическом уровне».

Первая половина занятия строится на анализе стихотворения М. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Далее учащиеся пробуют самостоятельно анализировать произведение по выбору по плану:

1. Каковы синтаксические особенности текста и его коммуникационных частей?

2. Определить типы предложений по структуре и по цели высказывания (полнота – неполнота, распространенные – нераспространённые, осложнённость: обращение, вводные конструкции, однородные, уточняющие члены предложения, способы выражения подлежащих и сказуемых союзные, бессоюзные, безличные предложения, сравнения).

3. Есть ли примеры инверсии (эллипсиса), какова их роль?

Задание: сделать развёрнутый анализ стихотворения А. Пушкина «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» (1830 г.).

 

10 занятие: «Комплексный анализ текст».

Это занятие должно послужить аналогом для проведения последующей презентации. На основании заранее проделанной работы учащимися выполняется комплексный анализ стихотворения А. Пушкина ,,Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы”.

Задание: сделать комплексный анализ любого понравившегося стихотворения Омских поэтов (Л. Мартынова, Т. Белозёрова, П. Васильева, Т. Четвериковой, А. Кутилова, В. Балочан , Е. Кордзахия, В. Ерофеевой и др.)

 

11-12 занятие: «Презентация».

Целесообразно слово предоставить каждому учащемуся, все работы обсудить.

Занимаясь лингвистическим анализом текста, учащиеся понимают, что это работа представляет собой научный поиск, формирует навыки чтения художественного произведения под лингвистическим «микроскопом», учит думать, наблюдать, анализировать самостоятельно, видеть скрытые элементы авторской оценки, открывает миропонимание автора, строй его мыслей и чувств. Только так можно сформировать рефлексивного читателя, умеющего проникать в творческий замысел писателя и развевать в себе языковое чутьё.

Надо постоянно иметь в виду, что одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ, отсюда задача учителя – давать полную самостоятельность таким детям при решении проблемных вопросов, поощрять оригинальность и нестандартность в исследовательской поисковой деятельности.

Категория: АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (24.06.2013)
Просмотров: 2252 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, карточки для учеников, культура речи, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0