Среда, 07.12.2016, 11:35

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » АНАЛИЗ ТЕКСТА

Дидактический материал "Текст, его преобразования. Способы и средства связи между частями текста"

Упражнение 1. Запишите текст под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом. Сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К.Паустовский.)

1. Определите тему высказывания.

2. Какова основная мысль высказывания?

3. Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свой ответ.

4. Вспомните и сформулируйте понятие текста.

Упражнение 2. Спишите текст. Определите, как между собой связаны предложения.

1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели.

Упражнение 3.

Задание:

1. Можно ли назвать данное  высказывание текстом?

2. Как в данном тексте связаны предложения?

3. Определите тему, основную мысль текста.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потом всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум. И холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… (А.П.Чехов.)

Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией.

2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными.

3. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию.

4. "Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году.

5.  Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло.

Упражнение 5. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят.

2. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно.

3. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

4. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Упражнение 6. Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном  выполнено? Найдите в нём стилистические ошибки и исправьте их.

В выходной   день  мы  с другом любим совершать лыжные прогулки. Въезжаешь в лес, и аж дух захватывает от такой красоты. Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки – снег так и посыплется лёгкими пушистыми хлопьями.

Упражнение 7. Отредактируйте предложения.

1) На день  рождения мне не только подарили новую компьютерную игру, но и ролики.  2) Я встретил  на  вокзале  подругу  моей  тёти,  которая живёт в Крыму. 3) Мне нравятся книги писателей, которые не  просто  учат жизни,

но заставляют  самостоятельно мыслить. 4) Сдайте тетради учителю, в которых вы делали домашнюю работу. 5) В июне месяце мы всем классом ездили в Псков. 6) Во время соревнований  по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени.  7) Из каждой  поездки  мы привозим бабушке па-мятные сувениры. 8) Мы не только участвуем  в олимпиаде по русскому языку, но и по литературе.

Упражнение 8. Найдите лишние слова (плеоназмы) в следующих предложениях.

1) Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2) Караван двигался по песчаным барханам к оазису. 3) Мы вновь возобновили с ними переписку.

4) Я  не успел закончить до конца эту работу. 5) Моя автобиография уместились на  страничке  тетради. 6) Всадники уже приближались ближе к деревне. 7) На   Камчатке  много  горячих гейзеров. 8) Она сидела, облоко- тившись локтями о стол. 9) У ворот стоял пожилой старик. 10) Он бросил камень, но промахнулся мимо. 11) Мой дедушка – старый ветеран войны и труда. 12) Подруга долго не  возвращала мне книгу обратно.

Упражнение 9. «Золотые россыпи» радио- и телеэфира.   Исправьте ошибки.

1. Около  четыреста  кинокамер вчера ещё были здесь.

2. Нужно обратить внимание к этой проблеме.

3. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.

4. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние  школьники.

5. Получены интересные предложения с наших областей.

Упражнение 10. Перед вами   страничка  из дневника ученика.   Мальчик передаёт свои впечатления об одном чудесном  зимнем  дне.   Вчитайтесь  внимательно в его рассказ,  отредактируйте,   попытайтесь    избежать однообразного     повторения  однородных сказуемых и придаточных предложений.

5 января. Я проснулся рано утром,   подбежал к окну, подышал на стекло, которое замёрзло, и заглянул в глазок, который образовался.

В глаза ударила резкая белизна снега,  который недавно  выпал.  Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня,  бросился  к  кровати, торопливо    застлал   её,   сделал   зарядку,    с    удовольствием    умылся,  позавтракал,  захватил  лыжи  и  выбежал во двор.

Во  всю  ширь,  куда  ни  кинешь  взгляд,   лежал  белым   пологом пушистый снег, сверкал на солнце  и  слепил  глаза.  Я  пристегнул   лыжи, взобрался на ближайшую гору,  оглянулся вокруг, вдохнул полной грудью морозный   воздух,  оттолкнулся   палками   и   стремительно   понёсся   по склону.

Упражнение 11. Отредактируйте отрывок из ученического сочинения. Запишите исправленный вариант.

Какое огромное количество замечательных стихотворений у великого   поэта А.Пушкина! В своём сочинении я хочу рассказать именно про его творчество.  Я   считаю,  что  этот человек внёс всю свою душу в рус -  скую литературу. Даже в наше  время  его произведения считаются совре- менными несмотря на то, сколько лет  назад  они  были написаны. Каждое из его стихотворений,  прочитанные  мной,  можно  легко  осмыслить и да- же понять, с каким оно было написано.

Больше всего мне запомнилось  и понравилось  небольшое и очень душевное стихотворение «Я вас любил».

Небольшая печаль Пушкина  вызвана  не тем, что он любит, а тем,

какая сильная его любовь к женщине.

Упражнение 12. Устраните речевые недочёты.

Одним из самых революционных стихотворений М.Ю.Лермонтова   является   стихотворение   «Смерть поэта».   Темой   этого    стихотворения является отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной. Это стихотворение начинается словами: «Погиб поэт! – невольник чести…»

Упражнение 13. Устраните  ненужные  повторы, используя  предложения  с  однородными сказуемыми,  объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте  для связи слова:   а,  и всё-таки,  и, и, и.

Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими  руками  за шею. Нильс потащил Мартина к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве.  Мать  раскормила его на славу.  Нильса  сейчас  едва  от  земли видно. Он дотащил Мартина до самого озера. Он окунул его  голову  прямо в студёную воду.

Упражнение 14. Определите и исправьте логические ошибки.

А. Радищев ненавидел крепостное право и призывал к свержению его.   С   каким     восхищением   писатель    рассказывает  о   непосильном   труде    крестьянина- пахаря  («Любани»),   с   радостью   знакомит  нас   с крепостным   интеллигентом,  который  предпочёл 25-летнюю  солдатскую службу унизительному  существованию дворового слуги («Городня»).

Упражнение 15. Отредактируйте тексты.

1.  «Земля воспитывает нас с тех пор, как мы родились. Малая родина – это наша земля, она вливает в нас положительные или отрицательные качества».

2.  «Устаревшие слова играют большую роль, если их убрать, то  слов станет меньше, и люди будут долго подбирать выражения».

3. «И будь ты в провинции, она по-прежнему останется нашей малой родиной. Пусть даже   будет большой город или небольшой посёлок в тундре. Малая родина даёт многое, половина от  родителей  и  половина  от  растившей  нас  земли. Она способна исправить ошибки в  воспитании  нас  родителями. Первое – это добро и зло, красивость и уродство выносим мы из неё…»

4.   «Родные места всегда останутся в душе моей,  их  невозможно забыть. Даже если я сменю место жительства мой маленький посёлок где-нибудь в тундре  на маленький город, всё равно центром для меня останется мой родной любимый посёлок.

Природа родного края останется в наших душах навеки.  Ведь  её  невозможно забыть, она одна из самых важных для человека…»

5. «Малая родина способна исправить  ошибки  родительского  воспитания,  первое  самое прочитанное о красоте и уродстве. Природа  родного  края  останется  в наших  душах  навечно.

Малая родина – это не только деревня, но и человеческое взаимоотношение,  уклад  жизни и традиции живучестей, это и язык, и вера, и определённая скромность,  и  вынесение  из  самой земли её солями.

Категория: АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (24.06.2013)
Просмотров: 1421 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, русский язык в школе, карточки для учеников, культура речи, дидактический материал по стилистик | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0