Пятница, 26.04.2024, 11:02


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНЕТИКА [14]
ЛЕКСИКА [11]
АНТОНИМЫ [0]
ОРФОГРАФИЯ [12]
НАРЕЧИЕ [16]
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ [0]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [3]
СИНТАКСИС [11]
СТИЛИСТИКА [50]
АНАЛИЗ ТЕКСТА [15]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [4]

Главная » Статьи » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » АНАЛИЗ ТЕКСТА

Дидактический материал для комплексного анализа текста

Для формирования коммуникативной компетенции учащихся  на уроках русского языка подбираю текстовый материал, направленный на развитие навыков анализа, обобщения и систематизации знаний по всем разделам лингвистики.

Такая работа имеет большое значение и для развития речи учащихся, т.к. задания предполагают построение связного высказывания не только на лингвистическую тему, но и на понимание его содержания, на понимание авторского замысла. Передача краткого содержания способствует как подготовке к сжатому изложению в 9 классе, так и формированию умения краткого и точного высказывания.

Кроме того, отрывки из текста вызывают интерес школьников и к самому произведению, что играет не последнюю роль в изучении литературы.

Данный дидактический материал может быть с успехом использован при групповой работе, при работе в парах и в качестве индивидуальных домашних заданий.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                                      9 – 11 КЛАСС

 

(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта  Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи.

2. Графически обозначьте обособленные определения и обстоятельства.

3. Укажите №  предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного.

4. Постройте линейную и графическую схему к предложениям  №3 и №4. Укажите вид подчинительной связи.

5. Подчеркните грамматические основы в предложениях №2 и  №4.

6. Найдите в тексте простое(ые) односоставное(ые) безличное(ые) предложение(ия), входящее(ие) в сложное(ые) предложение(Ия), выпишите его (их).

7. В выделенных словах графически обозначьте орфограммы.

8. Пользуясь толковым словарём, определите значение иностранных слов.

9. Постройте связное высказывание на вопрос: «Какое состояние персонажа передаёт автор в эпизоде? Что помогает определить это состояние»?

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                                      9 – 11 КЛАСС

 

(1) …Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. (2) Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки большую антирелигиозную поэму. (3) Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. (4) Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень чёрными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. (5) И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта.

(6) Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он писал, - но Иисус у него получился, ну, совершенно живой, некогда существовавший Иисус,  только, правда, снабжённый отрицательными чертами Иисус…

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите тип речи текста.

2. Укажите №№ простых предложений и сложных отдельно.

3. В СПП подчеркнуть грамматические основы, определить вид придаточных предложений, составить линейные и графические схемы.

4. Выпишите вводные слова и предложения, если таковые есть в тексте.

5. Назовите части речи подчёркнутых слов и объясните их написание.

6. Письменно (сжато) передайте содержание фрагмента.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                          9 – 11 КЛАСС

 

(1) …Иван стал обдумывать положение. (2)Перед ним было три пути. (3)Чрезвычайно соблазнял первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чёртовой бабушке перебить и таким образом выразить свой протест за то, что он задержан зря. (4)Но сегодняшний Иван значительно уже отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. (5)Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате. (6)Однако вчерашний опыт показывал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращённо. (7)Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.

(8)Полностью этого осуществить ему не удалось и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов…

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Составьте словарный диктант, используя слова из текста.

2. Подумайте, какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста, и укажите их на примере 4-х предложений.

3. Объясните написание выделенных слов.

4. Выпишите из предложения №3 словосочетания с различными видами подчинительной связи.

5. Подберите к  слову избрать однокоренные слова.

6. Пользуясь толковым словарём, объясните значении слова консультант.

7. Кратко передайте содержание текста.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                          9 – 11 КЛАСС

(1)…Прибывшая знаменитость поразила всех своим невиданным по длине фраком дивного покроя и тем, что явилась в чёрной полумаске. (2)Но удивительнее всего были двое спутников чёрного мага: длинный клетчатый в треснувшем пенсне и черный жирный кот, который, войдя в уборную на задних лапах, совершенно непринуждённо сел на диван, щурясь на оголённые гримировальные лампионы.

(3)Римский постарался изобразить на лице улыбку, от чего оно сделалось кислым и злым, и раскланялся с безмолвным магом, сидящим рядом с котом на диване. (4)Рукопожатия не было. (5)Зато развязный клетчатый сам отрекомендовался финдиректору, назвав себя «ихний помощник». (6)Это обстоятельство удивило финдиректора, и опять-таки неприятно: в контракте решительно ничего не упоминалось ни о каком помощнике.

(7)Весьма принуждённо и сухо Григорий Данилович осведомился у свалившегося ему на голову клетчатого о том, где аппаратура артиста…

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стилевую принадлежность текста.

2. Укажите № предложения(ий), где прилагательное употребляется в значении имени существительного.

3. Из предложений №1 - №3 выпишите словосочетания(ие), в состав которых(ого) входят причастия(ие) и существительные(ое).

4. Укажите номер предложения с обобщающим словом.

5. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, укажите смысловые отношения между частями БСП, выделите в них грамматические основы.

6. Обозначьте в тексте графически обособленные определения и обстоятельства.

7. Какое словосочетание в тексте придает речи сниженную, просторечно-разговорную окраску?

8. Сжато передайте содержание текста.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                                      9 – 11 КЛАСС

(1)…Тут у самого выхода на Бронную со скамейки навстречу редактору поднялся в точности тот самый гражданин, что тогда при свете солнца вылепился из жирного зноя. (2)Только сейчас он был уже не воздушный, а обыкновенный, плотский, и в начинающихся сумерках Берлиоз отчётливо разглядел, что усишки у него как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки.

(3)Михаил Александрович так и попятился, но утешил себя тем  соображением, что это глупое совпадение и что вообще сейчас об этом некогда размышлять.

- (4)Турникет ищите, гражданин? – треснувшим тенором осведомился клетчатый тип.

– (5)Сюда пожалуйте! (6)Прямо и выйдете куда надо…

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Укажите стилевую принадлежность текста и его особенности.

2. Охарактеризуйте слова усишки и брючки с точки зрения их лексической принадлежности (исходя из содержания текста).

3. В каком значении употребляется слово клетчатый в предложениях №2 и №4?

4. Выделите грамматические основы в предложениях   №3, №4, №5, №6 и  укажите вид односоставных, входящих в них.

5. Укажите СПП с однородным подчинением придаточных.

6. Пользуясь толковым словарём, объясните значение слова тенор.

7. Объясните написание выделенных слов.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                                      9 – 11 КЛАСС

 

(1)…И вот в это время случилось что-то со мною. (2)Чёрт знает что, в чём Стравинский, наверное, давно уже разобрался. (3)Именно, нашла на меня тоска и появились какие-то предчувствия. (4)Статьи, заметьте, не прекращались. (5)Над первыми из них я смеялся. (6)Но чем больше их появлялось, тем более менялось моё отношение к ним. (7)Второй стадией была стадия удивления. (8)Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на грозный и уверенный тон. (9)Мне всё казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим. (10)А затем, представьте себе, наступила третья стадия – страха. (11)Нет, не страха этих статей, поймите, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или роману вещами. (12)Так, например, я стал бояться темноты. (13)Словом, наступила стадия психического заболевания. (14)Мне казалось, в особенности когда я засыпал, что какой-то очень гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно и прямо к моему сердцу. (15)И спать мне пришлось с огнём…

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Укажите стилевую принадлежность текста.

2. Объясните написание выделенных слов.

3. Объясните постановку знаков препинания в предложениях №2, №4, №9 и №13.

4. Постройте линейную и графическую схему предложения  №14. Укажите вид подчинения.

5. Из предложения №9 выпишите словосочетания со всеми видами подчинительной связи.

6. Объясните значение слова фальшивое.

7. Какие чувства вызвал у вас этот монолог? Что из него узнали о персонаже?

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                                      9 – 11 КЛАСС

 

(1)…Но никто не шёл. (2)В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. (3)Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. (4)Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. (5)Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. (6)Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. (7)Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова всё-таки проступали и на ней. (8)Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их.

(9)В это время в окно кто-то стал царапаться тихо. (10)Сердце моё прыгнуло, и я, погрузив последнюю тетрадь в огонь, бросился отворять. (11)Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор. (12)Спотыкаясь, я подбежал к ней и тихо спросил:

- (13)Кто там?..

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стилевую принадлежность и тип речи текста.

2. Графически обозначьте обособленные обстоятельства.

3. Укажите номера сложных предложений союзной и бессоюзной связью, выделите в них грамматические основы.

4. В выделенных словах графически обозначьте орфограммы.

5. Какие средства художественной выразительности использует автор в предложениях №2-№8?

6. Выпишите все возможные словосочетания из предложения №12, укажите их вид.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                                                      9 – 11 КЛАСС

 

(1)…Не выдержали нервы, как говорится, и Римский не дождался окончания составления протокола и бежал в свой кабинет. (2)Он сидел за столом и воспалёнными глазами глядел на лежащие перед ним магические червонцы. (3)У финдиректора ум заходил за разум. (4)Снаружи нёсся ровный гул. (5)Публика потоками выливалась из здания варьете на улицу. (6)До чрезвычайно обострившегося слуха финдиректора вдруг донеслась отчётливая милицейская трель. (7)Сама по себе она уж никогда не сулит ничего приятного. (8)А когда она повторилась и к ней на помощь присоединился и явственно слышный гогот, и даже какое-то улюлюканье, финдиректор сразу понял, что на улице совершилось ещё что-то скандальное и пакостное. (9)И что это, как бы ни хотелось отмахнуться от него, находится в теснейшей связи с отвратительным сеансом, произведённым чёрным магом и его помощниками. (10)Чуткий финдиректор нисколько не ошибся.

Из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Выполните задания к тексту.

1.   Укажите номера простых предложений и сложных отдельно.

2.  Объясните постановку знаков препинания в предложениях №1 и  №9.

3.  Найдите в тексте СПП с параллельным подчинением придаточных предложений, укажите вид придаточных и номер предложения.

4.  Выпишите из текста фразеологизм.

5.  Объясните, в каком значении употребляется в тексте слово пакостное.

6.  Графически обозначьте орфограммы в словах выливалась, помощь, присоединился, помощниками, нисколько, не ошибся.

7. Выпишите из предложений №8 - №10 все частицы.

8.  С какой целью автор употребляет в начале отрывка простые предложения?

Категория: АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (24.06.2013)
Просмотров: 9561 | Теги: раздаточный материал по русскому яз, русский язык в школе, разделы русского языка, дидактический материал по русскому, средства обучения | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0