И.С. Тургенев. Певцы (фрагмент)
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся
рукой. Все так и впились в него глазами, особенно
рядчик, у которого на лице, сквозь обычную
самоуверенность и торжество успеха, проступило
невольное, лёгкое беспокойство. Он прислонился к
стене и опять положил под себя обе руки, но уже не
болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл своё
лицо — оно было бледно, как у мёртвого; глаза едва
мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко
вздохнул и запел... Первый звук его голоса был
слаб и неровен и, казалось, не выходил из его
груди, но принёсся откуда-то издалека, словно
залетел случайно в комнату. Странно подействовал
этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы
взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча
так и выпрямилась. За этим первым звуком
последовал другой, более твёрдый и протяжный, но
всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда,
внезапно прозвенев под сильным пальцем, она
колеблется последним, быстро замирающим
колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу
разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная
песня. "Не одна во поле дороженька пролегала”, —
пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я,
признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был
слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже
сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём
была и неподдельная глубокая страсть, и
молодость, и сила, и сладость, и какая-то
увлекательно-беспечная, грустная скорбь.
Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала
в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо
за его русские струны. Песнь росла, разливалась.
Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не
робел, он отдавался весь своему счастью; голос
его не трепетал более — он дрожал, но той едва
заметной внутренней дрожью страсти, которая
стрелой вонзается в душу слушателя, и
беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.
Помнится, я видел однажды, вечером, во время
отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и
тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она
сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь
алому сиянью зари, и только изредка медленно
расширяла свои длинные крылья навстречу
знакомому морю, навстречу низкому, багровому
солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел,
совершенно позабыв и своего соперника, и всех
нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец
волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он
пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то
родным и необозримо широким, словно знакомая
степь раскрывалась перед вами, уходя в
бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали
на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие,
сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я
оглянулся — жена целовальника плакала, припав
грудью к окну. Яков бросил на неё быстрый взгляд и
залился ещё звонче, ещё слаще прежнего; Николай
Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй,
весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый
мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким
шёпотом покачивая головой; и по железному лицу
Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся
бровей, медленно прокатилась тяжёлая слеза;
рядчик поднёс сжатый кулак ко лбу и не
шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее
томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком,
необыкновенно тонком звуке — словно голос у
него оборвался. Никто не крикнул, даже не
шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он
ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый
нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех
кругом и увидал, что победа была его...
1. Тема произведения и особенности её
воплощения в данном эпизоде.
2. Место эпизода в структуре произведения.
3. Опорные слова и их значение в композиции
произведения и его интерпретации.
4. Художественные особенности
произведения.
5. Место темы, проблемы, затронутых в
эпизоде, в контексте творчества писателя. |