Читаем в пособии «Литература. 2003», а также в сборнике «Русские писатели XX века» комментарии к роману «Мастер и Маргарита». Они
выдержаны в положительном духе. Читаем еще несколько критических работ.
Везде даны поверхностные, противоречивые и одобрительные комментарии.
Это педагогическая ошибка. Роман вреден школьнику. Вот мои доводы.
Удивительно, что педагоги предлагают
изучать не лучшие (ранние) произведения Пастернака, а неудачный роман
«Доктор Живаго». Он включен в программу. Это ошибка. Мои доводы
следующие. Во-первых, напомню автокомментарии.
Биография. Начнем урок с показа
двух-трех портретов. Дети – стихийные физиономисты. Лицо писателя
произведет на них впечатление. Ахматова увидела Солженицына таким:
«Светоносец! Свежий, подтянутый, молодой, счастливый (и это уже после
войны и лагеря!).
Спустя
полвека после первых публикаций произведений В. Быкова стало ясно, что
они выделяются среди фронтовой прозы 1960-х годов своей тематической,
идейной и стилистической цельностью. Например, Огнев статью о творчестве
Быкова назвал «Возможности человеческого духа».
Одними из последних могикан
литературы советского периода были интереснейшие писатели Ф. Искандер и
И. Грекова. К сожалению, программа перегружена, и изучать их творчество
затруднительно.