Задание
Вопрос адресован
пяти-шестиклассникам. В балладе Р.Стивенсона
«Вересковый мёд» (перевод С.Маршака) самая
напряжённая точка в развитии действия
приходится на четырнадцатую строфу:
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.
До неё — гневный окрик короля. Сразу
после — слово "вдруг” и опять реплика.
Кажется, что в этой "безмолвной” строфе скрыта
какая-то тайна. Попробуйте её отгадать.
Ответ
Свои разгадки тайны четырнадцатой строфы
баллады Стивенсона предлагают ученики 5-го
класса школы № 57 г. Москвы (учитель —
М.В. Павловская; ей же принадлежит идея
задания).
"Я попробую разобраться, зачем Стивенсон
придумал эту строфу.
Сын и отец молчали. Они не хотели раскрывать
секрет варки мёда. Ведь пикты духовно победят,
если сохранят тайну.
Стоя у края скалы. Скала — это путь, по
которому разные люди идут с разной скоростью.
Край скалы — точно конец жизни, ведь по ней
можно идти только в одну сторону.
В море катились валы. Море символизирует
загробную жизнь. Пиктов ждал загробный мир, он
хотел принять их к себе поскорее.
Вереск звенел над ними — можно подумать,
это просто гул в воздухе, а может быть, они уже как
будто в загробном мире, в море, под вереском. А
почему вереск звенел? Может быть, это был
похоронный звон?
Всё в этой строфе цепляется друг за друга. Эта
строфа находится как бы между жизнью и смертью.
Кажется, вот-вот сына и отца убьют, и в то же время
они живы. Эта строфа содержит очень много тайн. Я
попытался открыть некоторые из них, но не все.
Может быть, в настоящем стихотворении так и
должно быть, чтобы оставалось что-то
непознанное?” (О.В.)
"Баллада Стивенсона «Вересковый мёд» полна
тайн и загадок, большая часть которых скрыта в
метафорах. Одна из них состоит в том, что
кульминация стихотворения приходится на самую
лишённую действий и наполненную безмолвием
строфу.
Сын и отец, стоя у края скалы, находясь на пороге
жизни и смерти, видят, что валы катятся в море так,
как их жизнь утекает в вечность. И последние
медовары, прощаясь с жизнью, слышат её эхо —
звон вереска.
Балладу Стивенсона «Вересковый мёд» можно
рассмотреть как музыкальное произведение, а
четырнадцатую строфу стихотворения — как один
такт. В этом «такте» мелодия стихла, люди молчали
и слышен был только аккомпанемент — природа.
Она никогда не утихает, просто не слышна, когда
играет мелодия, когда люди затмевают её.
Стивенсон ставит отца и сына наравне с
природой. Мы замечаем, что почти вся
четырнадцатая строфа не о людях, а о природе. И
только отец и сын так близки к природе, к
совершенству”.
"Это стихотворение состоит из экспозиции
(прошлое пиктов и истребление их шотландцами),
завязки (король хочет получить мёд), развития
действия (двоих медоваров ловят и ведут на
допрос; старый карлик просит скинуть сына со
скалы, чтобы сын не мешал ему выдать тайну),
кульминации и развязки (старик объясняет свою
хитрость).
Четырнадцатая строфа разделяет стихотворение
на две части. Она находится в середине развития
действия. Пиктов уже поймали и объяснили им,
какой выбор они могут сделать. Но мы ещё не знаем,
что они выберут.
Она написана очень краткими предложениями. Так
вообще всё стихотворение написано, но эта строфа
особенно краткая. В ней нет сравнений, описаний,
определений. Так делается, чтобы создавалось
угрюмое настроение.
В четырнадцатой строфе ничего не происходит,
сюжет не развивается, это пауза, как в кино. Или
как в телевизионных шоу, где нужно угадать
правильный ответ, когда участник уже ответил, но
еще неизвестно, правильно или нет, специально
делают паузу и играют захватывающую музыку.
Мы как будто видим картинку, стоп-кадр. Перед
нами два героя. Они стоят у края скалы. Они могут
либо сделать шаг вперёд и героически погибнуть,
либо шагнуть назад и выдать тайну своего
истреблённого народа. За ними — вереск, с
которым связана их главная тайна, перед ними —
море, то есть их гибель.
Итак, 14-я строфа собрала в себе все главные нити
стихотворения, как узел или перекрёсток. Они
отсюда опять расходятся — к концу” |