1. Почему Л.Н. Толстой
дорожил антитезой "война” и "мир”, вынеся её в
заглавие романа?
Мир человеческой жизни
представлен в романе-эпопее Л.Н. Толстого в
сложном переплетении и взаимодействии картин
войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и
дисгармонии в самых разных проявлениях.
Многозначность слов "война” и "мир” позволяет
утверждать, что они являются не только темой
романа, но и его художественной идеей. Гармония
человеческих отношений противопоставлена в
романе всякой разрушительной борьбе. Причём это
не только военные эпизоды (Шенграбен, Аустерлиц,
Бородино), но и связанные с ними по ассоциации
картины мирной жизни, где есть место
эгоистическому расчёту, корысти, вражде (борьба
за мозаиковый портфель, стремление Элен выйти
замуж за Пьера, фальшь светских отношений в
салоне А.П. Шерер, карьеризм Друбецкого,
Несвицкого, Жеркова и других). На противоположном
полюсе – любовь и взаимопонимание (семья
Ростовых), верность дворянскому долгу, уважение
друг к другу (Болконские), стремление к обретению
истины (эпизод спора на пароме в Богучарове) и
другие. По мнению Л.Н. Толстого, движение жизни
обусловлено противостоянием и противоборством
двух полярных начал бытия.
2. В чём смысл человеческой
жизни?
В поиске человеком своего
предназначения, в обретении того дела, где
наиболее полно и гармонично раскроется его
личность, – смысл земного существования. Все
любимые герои Толстого находятся в состоянии
духовных исканий.
По мысли писателя-философа,
гражданское назначение женщины – быть матерью, в
сфере семейных отношений являться духовной
опорой супругу, чьи нравственные усилия
закономерно направлены на совершенствование
общественных отношений и духовный поиск.
3. Почему писатель уделяет
особое внимание семье и внутрисемейным
отношениям?
Семья в системе философских
воззрений Толстого является основой жизни, её
нравственной почвой. Подтверждением тому может
служить подробный рассказ о семье Ростовых,
представители которой близки к идеалу Толстого,
мудры, по мысли А.А. Фета, "умом сердца”.
Непротиворечиво противопоставлена ей семья
Болконских, членам которой присущи иные качества
личности: они, скорее, живут "умом ума”. В
эпилоге романа-эпопеи показана идеальная семья
Наташи и Пьера, воспитывающая сына А.Болконского.
Под крышей лысогорского дома Николенька имеет
возможность взять лучшее от "породы” Ростовых и
Болконских, а через Пьера постичь мудрость
Платона Каратаева.
4. Почему земная жизнь
представлена у Толстого как движение двух
неравных потоков?
В представлении
Л.Н. Толстого исторический процесс есть
движение двух неравных потоков, один из которых
– "жизнь историческая” (основные вехи эпохи и
исторические деятели), второй поток – "жизнь
человеческая”, то есть жизнь народа, слагающаяся
из конкретных частных судеб.
5. Почему Толстой
утверждает приоритет "человеческой жизни” над
"жизнью исторической”?
По мысли Толстого, исторический процесс –
движение "роевой истории”, то есть движение
всякого исторического события возможно лишь
тогда, когда совпадают усилия воль всех людей,
всего народа. "При этом настоящая жизнь людей со
своими существенными интересами здоровья,
болезни, труда, отдыха... любви, дружбы,
ненависти... идёт, как и всегда, независимо и вне
политической близости или вражды с Наполеоном
Бонапарте, и вне возможных преобразований”.
Вопреки утверждению примата исторического над
частным, автор романа «Война и мир» смотрит на
историю снизу вверх, показывая, что повседневная
жизнь обычных простых людей шире и богаче. Она
первооснова, из которой вырастает жизнь
историческая. Один из ярких эпизодов,
подтверждающих выдвинутый тезис, –
незамысловатый разговор кучера и повара
Кутузова ("Тит, ступай молотить”), данный на фоне
сражения трёх императоров, в котором рухнули
тщеславные надежды Александра I, погибли 20
тысяч солдат, из массы юношей-кавалергардов
осталось только 18 человек. По мысли Толстого,
какими бы крупными ни были взлёты и падения
правителей, народ остаётся бессмертным, а жизнь
человеческая – вечной.
6. Каково соотношение
"роя” и личности, единого и целого в системе
философских воззрений Л.Н. Толстого?
У Толстого народ ("рой”) –
чуткий организм, стихийно и бессознательно
откликающийся на внешние события. Так,
партизанская война дана как типичный пример,
раскрывающий характер действий "роя”. Самые
разные люди объединились в общем порыве
ненависти к врагу (дьячок, старостиха Василиса,
Петя Ростов, Долохов, Денисов). Народ у Толстого –
основа единства "роевой” жизни, к единению с
которым стремится лучшая часть дворянства
(Андрей Болконский, Пьер Безухов). "Они тверды,
спокойны и они просты. Они не говорят, но делают”
– такими видит Пьер русских солдат на
бородинском поле.
Если исторический процесс –
сумма усилий каждого, то воля одного человека,
будь то Наполеон Бонапарт или Александр I, не
может влиять на течение событий. Призвание
великого человека – прислушиваться к
"коллективному субъекту” истории. Эта идея
Толстого воплощена в образе великого русского
полководца Кутузова.
7. В чём неоднозначность
взглядов Л.Н. Толстого на народ, проявившаяся в
романе?
В эпопее народ представлен в
двух ракурсах. В первом народ изображён как
единство, объединённое нравственными традициями
("мир”). Это наиболее ярко проявилось в "скрытой
теплоте патриотизма”. Во втором ракурсе народ
показан как толпа, лишённая "простоты, добра и
правды” (бунт в Богучарове, расправа над
Верещагиным). Такой агрессивной массе нужен в
качестве предводителя "человек без убеждений,
без привычек”.
8. Какую роль в движении
истории играет "фатум”? В чём противоречивость
суждений Толстого о предопределённости
человеческого бытия?
Л.Н. Толстой возводит в
романе-эпопее стихийность и бессознательность
жизни народа в закон жизни и утверждает их в
качестве лучших черт национального характера.
Так, в обрисовке партизанской войны 1812 года
акцент сделан на стихийность организации первых
партизанских отрядов. "Прежде чем партизанская
война была официально принята нашим
правительством, уже тысячи людей неприятельской
армии были истреблены казаками и мужиками... так
же бессознательно, как собаки загрызают забеглую
бешеную собаку”.
В описании действий лучших
героев-военачальников (Багратиона, Кутузова)
также внимание читателя обращено на их мудрую
пассивность в важнейших сражениях, связанных с
историческими судьбами страны и народа. Лишь они
способны "...стать ...проводниками высшего общего
смысла истории. Таков Кутузов”. В образе
главнокомандующего русской армии в войне 1812 года
сконцентрированы все лучшие черты человека, по
замыслу Толстого. Он воплощение "простоты, добра
и правды”, а значит, и подлинного величия, так как
сочетает в себе и государственный ум, и высокое
полководческое искусство, и созерцательную
мудрость и пассивность, вызванную знанием
высшего замысла. Так противоречиво совместились
в романе правда исторического факта и
своеобразие представлений Толстого о влиянии
"фатума” на закономерности движения истории.
Именно Кутузов волею своей определяет место
будущего генерального сражения, берёт на себя
всю ответственность за дальнейший ход событий
"роевой” истории, отдавая приказ об оставлении
Москвы, но он же в романе "...ничего не предложит
своего, ничему полезному не помешает”.
Другим подтверждением
противоречивости взглядов Толстого на ход
исторических событий является представление о
русском национальном характере, которое
сказалось в создании двух противоположных типов:
воина, не ведающего сострадания (Г.Щербатый), и
кроткого и милосердного типа (П.Каратаев). |