ВОПРОСЫ
1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они?
Почему вы так решили?
2. Расскажите о князе Шеине, Николае
Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная
карьера, прочное положение в обществе. Счастливы
ли эти герои?
3. В чём смысл историй о любви, рассказанных
генералом Аносовым? В чём причины несчастья во
всех трёх историях?
4. Почему именно генерал Аносов чувствует
прежде всех иной масштаб переживаний и духовной
жизни Желткова?
5. Что "не так” делают, говоря словами Веры,
Николай Николаевич, Василий Львович и она сама?
Что "так” делает один Желтков?
6. Как меняется Желтков за "семь лет
безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о
"трёх шагах” Желткова в последней попытке
объясниться — с Шеиным, с Верой и, наконец, со
всеми (своим уходом).
7. Как соотносятся образы генерала Аносова и
мелкого чиновника Желткова, ни разу не
встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона —
"великих страдальцев”?
8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и
кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй
сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой
истинной любви и истинной жизни?
9. Проанализируйте мотивы розы, письма,
символику детали (браслет — дар Желткова, серьги
— дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?
10. Как можно истолковать финал повести?
ОТВЕТЫ
1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи:
обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят
быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С
другой стороны, они являются антиподами: это
проявляется и в их портретах (английская
породистость Веры и татарская порода,
"грациозная некрасивость” Анны), и в их
мироощущении (Вера следует светским обычаям,
Анна своевольна и дерзка, но до определённой
границы: "под глубоким декольте носит
власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не
ведает, что не любит мужа, потому что не знает
любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу,
но, согласившись на брак, терпит его). В
последнем — в несчастной жизни в браке — обе
сходны. Вера как бы "потеряна” в привычной
жизни, не заметна её красота, стёрта её
исключительность (для всех и для неё самой), а
Анна "презирает” мужа-глупца и награждена
детьми вроде бы хорошенькими, но с "мучнистыми”
лицами.
2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём
говорит его положение, внешне благополучен
(средств не хватает, но это удаётся скрывать; о
"недостаточности” любви в семье он не
подозревает). Николай Николаевич горд своим
чином, должностью, деятелен и внешне также
благополучен; однако одинок, что примечательно.
Одинок и генерал Аносов, один из самых
обаятельных героев повести. Отважный солдат, он
на старости лет остаётся без семейного очага. Это
главное несчастье всех троих героев.
3. "Девочки” по сравнению с древним
генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его
о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две
притчи — о том, что есть "не любовь, а какая-то
кислятина” (подделка, заблуждение), а одна —
история собственной жизни — об антилюбви. Смысл
всех трёх вставных новелл: для этого чувства
необходимо не меньше сил и духовного
дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть
достоин любви и не унижать её.
4. В отличие от Веры, Василия Львовича,
Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью
("море пахнет арбузом”, "в лунном свете есть
розовый цвет”), генерал разделяет подлинность
чувства "телеграфиста” и принятую в свете
"усреднённость”, стёртость, ритуальность
отношений между людьми. Любовь требует того же
героизма и самоотверженности, как и поле брани. В
опошленном в устах князя Шеина рассказе о
"похождениях телеграфиста” Аносов слышит
знакомые именно ему, старому солдату, ноты
доблести духовной.
5. Подарок мелкого чиновника Желткова
княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в
беспокойство всё семейство, включая её брата
Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё
это приводит к трагической развязке. Что же
сделали не так (по определению Веры) князь
Шеин и Николай Николаевич? Они попытались
пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере,
поставив ничтожного, по их мнению, чиновника "на
место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он
"влеком” Николаем Николаевичем как
вещественное доказательство виновности
Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем,
и муж — подтверждение тому. Шеин безмолвен и
безволен, его попытки перебить безапелляционные
речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не
так. Николай Николаевич угрожает Желткову,
ссылаясь на свои связи и должностные
возможности, то есть действует, предполагая, что
Желтков может устрашиться и послушно прекратить
любить княгиню Веру, не подозревая, что природа
истинной любви такова, что не человек управляет
ею, а она управляет человеком. В этом — не так
Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять
дар любви (и, как его проявление, дар браслета),
тоже поступает не так, поскольку живёт не по
своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то
правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь
после известия о смерти Желткова и прощания с ним
(дважды — с телом и с душой).
6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы
видим пародийное воспроизведение его странного
поведения: в рамки приличий оно не укладывается.
Шеин пародийно интерпретирует письма и действия
Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо
Желткова очень отличается от позднего, а пылкие,
неловкие поступки влюблённого юноши — от
деяний поистине любящего зрелого человека.
Налицо рост личности, и именно высокое чувство
определяет этот рост, о чём говорит лексика,
строй предложений, система аргументов
"позднего” Желткова. Через пародийное
портретирование мы, читатели, продираемся, как
через досадную преграду, к истинному облику
личности Желткова. Портрет и речь героя растут с
ним. Автор учит нас видеть не место на социальной
лестнице, а самого человека. Предостерегает от
того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве
человека, мы не переставали видеть перспективу
его развития, не отказывали ему в возможности
совершенствоваться, а себе — в возможности
видеть его самосовершенствование. Три шага
предпринимает Желтков, чтобы объясниться с
Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину
Желтков говорит о любви, которой нельзя
противостоять. Но обещает, что больше не
потревожит его. Вере — она отказывается
выслушать Желткова — говорит о том же, но уже
посмертно (в письме). И, наконец, его последним
объяснением с миром и со всеми, кто может слышать,
является бетховенская соната № 2 — о жизни, о
смерти и о любви.
7. Желткова так и не услышали при жизни, как в
полной мере при жизни не услышали до конца и
Пушкина, и Наполеона — "великих страдальцев”.
Куприн именно здесь, после смерти Желткова,
открыто вводит романтический мотив
отторженности и непонятости героя, возвышая
его над обыденной жизнью. Недаром смог
расслышать это в глумящихся речах Шеина и
особенно Николая Николаевича только генерал
Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень
важно, что светская беседа не сбивает генерала с
толку, он расспрашивает Веру — и в ответ на её
встречные вопросы даёт определение истинной
любви, которой не был удостоен сам, но о которой
много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются,
но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого
по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.
8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы
слушать сонату Бетховена — величественное,
романтически приподнятое размышление о даре
жизни и любви. Этими же звуками завершается
повесть. Овеянная ими, она учит тому же — не
мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать
по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка
внятно рассказывает княгине Вере, что есть
жизнь и что есть любовь. Это последний дар
Желткова, который не принять может только глухой.
Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой
себе. Такой она и останется. Это главный дар
Желткова, который когда-то в юности увидел
подлинность и совершенство Веры, неясные ей
самой. Так быстро всё объяснить человеку могут
только три вещи — любовь, музыка и смерть. Куприн
и объединяет все три в финале повести. В этом —
особый смысл музыкальной темы, дающей — от
эпиграфа к последней сцене — исключительную
завершённость произведению.
9. Напряжённо работает система деталей и
символов в повести. Роза — символ не только
любви, но и совершенства мироздания. Розы
удостаиваются на протяжении всей повести лишь
два героя: генерал Аносов и Желтков (последний —
посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с
жемчугом — два разъединённых предмета,
украшенные символом скорби и слёз) и Желткова
(гранатовый браслет с зелёным гранатом
посредине; браслет, замкнутый в кольцо, —
воплощение гармонии, гранат, по преданию,
приносил своему обладателю радость и веселье, а
зелёный гранат сообщал, как справедливо
предупреждает сам Желтков, дар прозрения).
Символичны жесты героев, особенно антиподов —
Николая Николаевича и Желткова — при объяснении
друг с другом.
10. Все эти наблюдения позволяют сделать
вывод, что купринская тема романтической любви
необычайно глубока и притягательна. Проста она
обманчиво. На самом деле за её прозрачностью —
глубина и размах. Недаром в художественном
пространстве повести возникают такие могучие
образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен.
Ещё один образ неназванно, неуловимо
присутствует здесь — князь Мышкин (портрет,
речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и
Николаем Николаевичем напоминают нам о нём),
персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит
устами генерала Аносова, что любовь — это
"великая трагедия”. Однако, несмотря на
трагедию, любовь остаётся в нашей памяти
величественной и сильной. В этом особенности
купринского подхода к теме.
Можно предложить ученикам после беседы по
«Гранатовому браслету» поработать с небольшим
текстом «Портрет княгини Веры». Сначала
необходимо вставить в него пропущенные буквы и
знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать
здесь тему «Однородные и неоднородные
определения»), а затем написать по нему
изложение. Для более сильных учеников можно
предложить продолжить наблюдения, сделанные в
тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который
мы встречаем в финале повести.
Портрет княгини Веры
Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня
Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: "…она
ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами
цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели
бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные
махровые гвоздики, а так(же) левкой — наполовину
в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях
пахнувших капустой розовые кусты ещё давали — в
третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже
измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато
пышно цвели своей холодной высокомерной
красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в
чутком воздухе осен..ий травянистый грустный
запах. Остальные цветы после своей роскошной
любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на
землю бесчислен..ые семена будущей жизни”.
Героини кажется ещё и нет — перед нами описание
цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему
внимательнее: из всех цветов выделен..ы и
помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и
астры — союз "зато” противопост..вляет их
левкоям и розам цветущим не так "пышно”
"холодно” и "высокомерно”, слово "остальные”
в начале следу..щего предложения опять выделяет
их из ряда — уже по признаку бесплодности.
Все остальные цветы не только цвели, но и дали
семена, им были ведомы любовь и радость
материнства, осень для них — не только пора
ум..рания, но и время начала "буду..щей жизни”.
"Человеческие” мотивы в описании цветов
подготавливают характеристику самой героини. На
этой же странице читаем: "…Вера пошла в мать красавицу
англичанку своей высокой гибкой фигурой,
нежным, но холодным и гордым лицом…”
Выделен..ые нами определения связывают в
сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а
страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но
бесплодными цветами. Она не просто среди них
— создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так
образ героини.. вошедш..й в пору своей осени
встраивает..ся в более широкий пейзажный
контекст, который обогаща..т этот образ
дополнительными смыслами. |