Как любое явление культуры, психологизм
не остается неизменным во все века, его формы исторически подвижны. Более того,
психологизм существовал в литературе не с первых дней ее жизни – он возник в
определенный исторический момент и в дальнейшем прошел длительный путь
развития: обогащались художественные средства психологического изображения,
углублялось понимание закономерностей внутренней жизни, возрастало эстетическое
совершенство психологизма и его значение в системе культуры.
Для
того чтобы понять причины возникновения и исторического развития психологизма,
стоит разобраться в том, почему на ранних стадиях культура и литература еще не
нуждались в нем и какой характер имели те элементы изображения внутреннего
мира, которые по необходимости появлялись в литературе. Тогда станет яснее,
почему в определенный исторический момент психологизм стал необходим
художественной культуре, под влиянием каких факторов он в дальнейшем развивался
и совершенствовался.
Внутренний
мир человека в литературе не сразу стал полноценным и самостоятельным объектом
изображения. Первоначально объектом литературного изображения становилось то,
что прежде всего бросалось в глаза и казалось наиболее важным: видимые, внешние
процессы и события, ясные сами по себе и почти не требующие осмысления и
истолкования. Кроме того, во всей культуре ценность совершившегося события была
неизмеримо выше, чем ценность переживания по его поводу и даже чем ценность
человека, совершившего нечто выдающееся и достойное упоминания. Только событие
могло быть общеинтересным с точки зрения ценностной системы такой культуры, да
и то не всякое событие, а лишь общезначимое, приведшее к очевидным последствиям
и изменениям. Совершившийся факт обладал наглядной достоверностью, был
безусловно важен и в силу этого подлежал фиксации. По замечанию В. Кожинова,
«сказка передает только определенные сочетания фактов, сообщает о самых
основных событиях и поступках персонажа, не углубляясь в его особенные
внутренние и внешние жесты... Все это в конечном счете объясняется
неразвитостью, простотой психического мира индивида, а также отсутствием
подлинного интереса к этому объекту»[30]. Сходное наблюдение делает М.И.
Стеблин-Каменский над исландскими сагами: «В сагах переживания сами по себе не
были объектом изображения. Объектом изображения в сагах были всегда те или иные
события... Таким образом, изображение переживаний в сагах – всегда лишь
побочный продукт изображения чего-то другого»[31].
Общее
понимание человека в ранних художественных культурах хорошо сформулировал М.М.
Бахтин: человек «весь сплошь овнешнен. Между его подлинной сущностью и его
внешним явлением нет ни малейшего расхождения. Все его потенции, все его
возможности до конца реализованы в его внешнем социальном положении, во всей
его судьбе, даже в его наружности: вне этой его определенной судьбы и
определенного положения от него ничего не остается. Он стал всем, чем он мог
быть, и он мог быть только тем, чем он стал. Он весь овнешнен и в более
элементарном, почти в буквальном смысле: в нем все открыто и громко высказано,
его внутренний мир и все его внешние черты, проявления и действия лежат в одной
плоскости»[32].
Такая
овнешненность не создает еще возможности и необходимости психологического
анализа, не требует (более того, не допускает) проникновения в скрытое,
интимное. Индивидуальной, частной жизни человека литература еще не знает –
личность живет лишь постольку, поскольку ее жизнь известна и интересна для
других: «Точка зрения на себя самого полностью совпадает с точкой зрения на
него других... Он видит и знает в себе только то, что видят и знают в нем
другие. Все, что может сказать о нем другой, автор, он может сказать о себе
сам, и обратно. В нем нечего искать, нечего угадывать, его нельзя разоблачать,
нельзя провоцировать: он весь вовне, в нем нет оболочки и ядра»[33].
В
связи с этим возможности изображения внутреннего мира героев ограничивались
очень строгими рамками. Нельзя сказать, что литература на этой стадии вовсе не
касалась чувств, переживаний, но изображались они лишь постольку, поскольку
проявлялись во внешних действиях, речах, изменениях в мимике и жестах. Все это
наглядно видно и доступно любому наблюдателю. Поскольку же «внешний» человек
предполагался равным «внутреннему», между явлениями духовного мира и их
телесным, пластическим выражением установилась жесткая однозначная связь. В
подобной эстетической системе возможен лишь один способ выражения каждого
данного чувства, характер проявления эмоций становится обязательным,
стереотипным, ритуальным. Об индивидуальном, характерном именно для данного
героя выражении чувства еще нет речи. Традиционные, повторяющиеся формулы,
обозначающие эмоциональное состояние героя, указывают именно на однозначную
связь переживания с его внешним выражением и подчеркивают ритуальный,
стереотипный характер этого выражения. Так, например, для выражения (или,
скорее, обозначения) печали в русских сказках и былинах почти повсеместно
употребляется формула «Стал он невесел, буйну голову повесил».
Но
не только внешнее выражение различных эмоциональных состояний оказывалось в
этой художественной системе стереотипным и однозначным. То же самое можно
сказать и о самой сути человеческих переживаний. До определенного периода
литература вообще знает только одно состояние горя, одно состояние радости и
т.п.; не только по внешнему выражению, но и по содержанию эмоции одного
персонажа ничем не отличаются от эмоций другого. Приам испытывает точно такое
же горе, как и Агамемнон, Добрыня торжествует победу точно так же, как и
Вольга. В связи с этим и само количество эмоциональных состояний, которые
изображаются в литературе, весьма ограниченно; кроме того, нет еще градации
одного и того же чувства, т.е. более или менее сильного горя, радости и т.п.
Каждое чувство берется в максимально развитом состоянии: если радость, то
сильная, если скорбь, то великая. Во многом такая особенность изображения эмоциональных
состояний связана опять-таки с «овнешненностью» человека, ибо индивидуализации
чувства невозможно достичь, наблюдая лишь его внешние проявления, да еще если
они несут на себе сильный отпечаток ритуального, стереотипного поведения. Для
того чтобы в художественном мышлении могло возникнуть представление о разных
вариантах радости, горя и т.п., необходимо было обособление внешнего бытия от
внутреннего и целенаправленный анализ последнего.
Итак,
на ранней стадии развития психологическое изображение в литературе существует
лишь в виде фиксации внешних, очевидных проявлений внутреннего мира, за
которыми просматривается ограниченный набор достаточно простых переживаний.
Подводя итог, можно сказать, что в художественной культуре ранних эпох
психологизма не просто не было, а не могло быть, и это закономерно. В
общественном сознании еще не возник специфический идейный и художественный
интерес к человеческой личности, индивидуальности, к ее неповторимой жизненной
позиции. Следовательно, не могла возникнуть и идейно-нравственная проблематика,
о которой говорилось во второй главе как о главном содержании психологизма.
Когда
же возникает в литературе психологизм? Когда впервые внимание авторов и
читателей начинает привлекать проблема личности и, следовательно, появляется
эстетический интерес к ее душевной жизни?
Для
того чтобы возник психологизм, необходим достаточно высокий уровень развития
культуры общества в целом, но главное, необходимо, чтобы в этой культуре
неповторимая человеческая личность осознавалась как ценность. Это невозможно в
тех условиях, когда ценность человека полностью обусловлена его социальным,
общественным, профессиональным положением, а личная точка зрения на мир не
принимается в расчет и предполагается как бы даже несуществующей, потому что
идейной и нравственной жизнью общества полностью управляет система безусловных
и непогрешимых нравственных и философских норм. Иными словами, психологизм не
возникает в культурах, основанных на принципе авторитарности. В авторитарных
обществах психологизм возможен как ценность лишь в системе контркультуры.
И,
наоборот, в эпохи, когда в обществе создается в той или иной степени
демократическая культурная атмосфера, и в особенности в периоды кризиса
авторитарных культурных систем, повышается общественная значимость и ценность
личности. Идейный интерес писателей начинает сосредоточиваться именно на том,
что в человеке выходит за рамки его профессии, социальной и сословной
принадлежности; интересными становятся потенциальное богатство идейного и
нравственного мира личности, ее нераскрытые возможности, собственно
человеческое, индивидуальное содержание. Тогда и создаются предпосылки для
возникновения идейно-нравственной проблематики, а вместе с ней и психологизма.
Точно
так же и эпоха становления новой культуры стимулирует развитие психологизма,
потому что общественно интересной и важной становится идейная и нравственная
инициативность личности; богатство ее внутренних возможностей осознается как
ценность, жизненно необходимая для культуры и ее развития.
В
Европе подобные условия сложились впервые, очевидно, в эпоху поздней античности
(II – IV вв. н. э.). В таких произведениях, как романы Гелиодора «Эфиопика» и
Лонга «Дафнис и Хлоя», мы наблюдаем достаточно развернутое, а временами и
глубокое изображение внутреннего мира личности. Рассказ о чувствах и мыслях
героев составляет уже необходимую часть повествования, временами персонажи даже
пытаются анализировать (конечно, еще очень примитивно) свой внутренний мир. Вот
характерное психологическое изображение из романа Лонга – Хлоя размышляет о
своем чувстве к Дафнису: «Сколько раз терновник царапал меня, и я не стонала,
сколько пчел меня жалило, и я мед есть продолжала. То же, что теперь сердце
ужалило, много сильнее всего. Дафнис красив, но и цветы красивы, прекрасно
звучит его свирель, но так же прекрасно поют соловьи, а я ведь о них не думаю».
Это
был, разумеется, лишь первый этап развития психологизма. Хотя само по себе
освоение внутреннего мира человека было огромным шагом вперед в развитии
художественной литературы, с современной точки зрения психологизм античных
авторов предстает еще очень несовершенным, временами неубедительным и наивным.
Нет еще подлинной глубины психологического изображения, литературе доступны
лишь относительно простые душевные состояния, слаба их индивидуализация, сам
диапазон чувств слишком узок (изображаются в основном любовные переживания).
Формы изображения также довольно примитивны: это в основном внутренняя речь,
построенная к тому же по законам речи внешней, без учета специфики психологических
процессов.
Античный
психологизм, конечно, имел внутренние возможности развиваться и
совершенствоваться, но, как известно, в V – VI веках вся античная культура
погибла. Соответственно пресеклась и эта ветвь развития психологизма.
Художественной культуре Европы пришлось развиваться как бы заново, начиная с
более низкой ступени, чем античность. Культура европейского средневековья была
типичной авторитарной культурой; ее идеологической и нравственной основой были
жесткие; непреложные догмы монотеистической христианской религии. Поэтому в
литературе этого периода мы практически не встречаем психологизма.
Положение
принципиально меняется в эпоху Возрождения, когда средневековая культура
испытывает явный кризис, создавший предпосылки для широкого развития
литературного психологизма.
В
эпоху Возрождения активное освоение внутреннего мира человека мы находим в
таких произведениях, как «Декамерон» и «Фьяметта» Боккаччо, «Дон Кихот»
Сервантеса, чуть позже – в поэмах Боярдо и Ариосто. Психологизм этих произведений
по своим особенностям весьма похож на психологизм поздних античных авторов, но
имеет несколько бо́льшую художественную разработанность. Надо заметить, что в
это же время психологизм очень интенсивно проявляется в лирике и драматургии.
С
эпохи Возрождения развитие психологизма в европейских литературах уже
практически не прерывается. Особенно плодотворной стадией такого развития
оказывается рубеж XVIII – XIX веков, с литературными направлениями
сентиментализма и романтизма. С середины XVIII века, по словам Г.Н. Поспелова,
«в деградирующем феодальном обществе, уже потерявшем свои прежние
сословно-иерархические устои и представляющем собой довольно пестрый
конгломерат различных прослоек, стали постепенно вызревать основные классовые
группировки нового, капиталистического общества, а на этой почве возникали и
различные течения общественной мысли, начиналась все более углубляющаяся и
усложняющаяся идеологическая борьба»[34]. Это повышало ценность личности в
системе культуры, ставило с особой остротой вопрос о ее индивидуальном,
самостоятельном нравственном и идейном самоопределении, стимулировало развитие
идейно-нравственной проблематики. Это вело к качественным сдвигам и в развитии
психологизма.
В
произведениях таких европейских писателей, как Руссо («Новая Элоиза»,
«Исповедь»), Ричардсон («Памела»), Стерн («Сентиментальное путешествие»), Гете
(«Страдания юного Вертера»), Мюссе («Исповедь сына века»), Гюго, Гофман, Тик,
Новалис, изображение внутреннего мира приобретает подлинную глубину.
Воспроизведение чувств и мыслей героев становится подробным и разветвленным,
делаются успешные попытки проанализировать внутренние состояния и отчасти даже
воспроизвести динамику душевной жизни. Психологизм полностью обретает свое
естественное содержание: внутренняя жизнь героев оказывается насыщенной именно
нравственно-философскими поисками. Психологизм становится в полном смысле слова
ведущим (или одним из ведущих) свойством стиля, а сама задача воспроизведения
душевной жизни человека начинает пониматься сентименталистской и романтической
эстетикой как одна из первоочередных в искусстве.
Обогащается
и «техническая» сторона психологизма: литература осваивает новые продуктивные
приемы и способы воспроизведения внутреннего мира – авторское психологическое
повествование, психологическую деталь, композиционные формы снов и видений.
Широко применяется психологический пейзаж как средство косвенно воспроизвести
прежде всего эмоциональное настроение персонажа по аналогии с «настроением»
природы. Начинает активно использоваться внутренний монолог, и делаются попытки
хотя бы отчасти построить его по законам внутренней речи. С использованием этих
форм литературе становятся доступны сложные психологические состояния,
появляется возможность анализировать область подсознательного, художественно
воплощать сложные душевные противоречия, т.е. сделать первый шаг к
художественному освоению «диалектики души».
Резкое
усиление роли психологизма в художественной культуре, его эстетическое
совершенствование и возрастающая содержательная значимость в литературе второй
половины XVIII – начала XIX века закономерны. Эти процессы связаны как с
социальными сдвигами в обществе, о которых говорилось выше, так и с той
огромной ролью, которую приобрела личность в системе ценностей
сентименталистской и еще более романтической культуры.
Однако
сентиментальный и романтический психологизм, при всей своей разработанности и
иногда даже изощренности, имел и свой предел, связанный с абстрактным,
недостаточно историчным пониманием личности в мировоззренческой системе этих
направлений. Сентименталисты и романтики мыслили человека вне его многообразных
и сложных связей с окружающей действительностью, их внимание было сосредоточено
на личности как таковой, а не на взаимоотношениях личности со средой. Это
обедняло само представление о внутренней жизни человека, сужало диапазон
изображаемых психологических состояний, не давало полностью и широко
развернуться идейно-нравственным поискам, а в сочетании с возвышенным пафосом
придавало психологизму некоторую абстрактность и риторичность. Преодолеть эти
ограничения можно было лишь в системе реалистического метода. Но, несмотря на
это, надо подчеркнуть, что для своего времени сентименталистский и особенно
романтический психологизм был крупнейшим открытием, своего рода прорывом в глубокие
и часто тайные области внутренней жизни человека. Полностью соответствуя своему
содержанию, психологизм этого периода не был неполноценным в эстетическом
отношении по сравнению с реалистическим психологизмом, и свою художественную
ценность он вполне сохраняет.
Таково
в общих чертах развитие психологизма в европейских литературах. В русской же
общественной жизни социальные предпосылки психологизма начали вызревать,
очевидно, к концу XVII века, когда кризис допетровской культуры обозначился
достаточно ясно. Петровские преобразования, резко поднявшие цену личности, ее
самостоятельности, инициативности, ответственности, были выражением объективной
необходимости, в том числе и культурной.
Однако
общий уровень развития русской художественной литературы в этот период был
невысок. Литература еще не накопила почти никакого собственного опыта, не было
необходимого запаса художественных форм и приемов, с помощью которых можно было
бы освоить такой сложный и тонкий предмет, как душевная жизнь человека. Не сложился
еще и тот гибкий, выразительный, богатый литературный язык, который позволил бы
в полной мере выразить оттенки психологических состояний. Поэтому
сколько-нибудь значимый психологизм мог возникать лишь в единичных случаях, а
более-менее отчетливо проявился лишь в одном произведении – «Житии» протопопа
Аввакума (1673 – 1675).
Автор
«Жития» стремится уже не просто рассказать о событиях, но запечатлеть те
индивидуальные переживания, которые ими вызваны, дать психологическую
мотивировку своим действиям; в некоторых случаях делаются попытки
изобразить душевную борьбу и смуту. Но все же и в этом произведении психологизм
был еще очень робким, почти все время рационалистичным; он использовал лишь
одну форму изображения – психологическое самораскрытие. Главное же в том, что
психологизм здесь еще не стал свойством стиля – он появляется лишь от случая к
случаю и только в тех фрагментах повествования, в которых оно приобретает
характер исповеди.
Широкое
же развитие психологизма в русской литературе наблюдается только в конце XVIII
– начале XIX века, в творчестве сентименталистов и романтиков – Карамзина
(«Бедная Лиза», «Остров Борнгольм»), Радищева («Дневник одной недели»,
«Путешествие из Петербурга в Москву»), Бестужева-Марлинского («Поездка в
Ревель», «Замок Венден», «Роман и Ольга» и др.), Загоскина («Рославлев», «Юрий
Милославский»), Погорельского («Двойник», «Монастырка»), раннего Лермонтова
(«Княгиня Литовская»). Художественные особенности изображения внутреннего мира
в русской литературе этого периода в основном совпадают с характером
психологизма в соответствующих западноевропейских направлениях.
Качественно
новый этап в развитии психологизма наступает в XIX веке, особенно во второй его
половине. Это связано с широким распространением и все большей содержательной
глубиной реалистического метода. Основной эстетической установкой реализма
является установка на познание объективной действительности в ее типических
свойствах. Познавательно-проблемная функция литературы закономерно выходит в
реализме на первый план. Поэтому в творчестве писателей-реалистов важное
значение приобретает раскрытие корней изображаемого явления, установление
причинно-следственных связей. Одним из главных становится вопрос о том, как, под
влиянием каких жизненных факторов, впечатлений, путем каких ассоциаций и пр.
складываются и меняются те или иные идейно-нравственные основы личности героя,
вследствие каких событий, размышлений и переживаний герой приходит к постижению
той или иной моральной или философской истины. Все это, естественно, ведет к
повышению удельного веса психологического изображения в повествовании,
изменению его качества, к детализации, подробности, а следовательно, и точности
в фиксации психологических процессов и состояний.
Реалистический
принцип предполагает изображение личности не только как продукта определенных
обстоятельств, но и как индивидуальности, вступающей в активные, широкие и
многообразные отношения с окружающим миром: с отдельными людьми, с обществом в
целом, с социальными институтами, философскими и моральными учениями. В таких
связях с действительностью характер раскрывается с разных сторон,
идейно-нравственная проблематика становится шире, реальная сложность и
богатство характера, а следовательно, и внутреннего мира с большей полнотой
воплощается в художественном произведении. Потенциальное богатство характера,
рожденное в его связях с действительностью, становится практически
неисчерпаемым. Все это непосредственно ведет к углублению психологизма и
возрастанию его роли в литературе.
В
XIX веке отчетливо проявились и те общекультурные процессы и закономерности,
которые благоприятствуют развитию психологизма. Во-первых, на протяжении всей
человеческой истории неуклонно повышается ценность личности и одновременно
возрастает мера ее идейной и нравственной ответственности. Во-вторых, в
процессе общественного развития усложняется сам исторически складывающийся тип
личности, потому что развивается и обогащается система общественных отношений –
объективная основа богатства каждой отдельной личности. Связи и отношения человека
становятся более многообразными, их круг шире, сами отношения по своей сути
сложнее. Человек оказывается в центре отношений бытовых, семейных, деловых,
идеологических, моральных, правовых, и эти связи все больше сплетаются друг с
другом, вызывая сложные реакции человека, ставя перед ним жизненно важные
идейные и нравственные проблемы. Связи людей становятся интенсивнее, личность
начинает жить более напряженно, ускоряется темп жизни, в том числе и
внутренней.
Развивается
и усложняется и мышление человека о мире: появляется множество нравственных,
политических, философских теорий и систем, нередко чрезвычайно сложных и
внутренне противоречивых, в «диалог идей» (который тоже становится все более
интенсивным) активно включаются произведения искусства; они также являются
своеобразным осмыслением жизни и иногда воплощают в себе законченные этические
или философские системы. Духовная культура человечества, а следовательно, и
культурный кругозор каждого отдельного человека увеличивается и обогащается. В
результате существующая в реальной исторической действительности личность
потенциально усложняется. Ясно, что эти процессы прямо и непосредственно
стимулируют развитие психологизма.
Все
это приводит к тому, что реалистический психологизм XIX века уже полностью
реализует возможности литературно-художественного освоения внутреннего мира
человека и достигает эстетического совершенства. Психологизм таких писателей,
как Теккерей и Диккенс, Стендаль и Флобер, Золя и Мопассан, никогда не потеряет
для читателей своей познавательной и эстетической ценности.
Особое
место в реалистическом психологизме XIX века занимает русская классическая
литература, в которой это художественное свойство, по общему признанию,
достигает вершины. Небывалый расцвет психологизма в русской классике прежде
всего связан с резким возрастанием удельного веса идейно-нравственной
проблематики, с ее небывалой остротой и напряженностью. Это в свою очередь
связано с особенностями социально-исторического развития России XIX века,
особенно второй его половины. «В русской жизни, особенно пореформенной, –
пишет С. Бочаров, – материальные формы бытия человека – в неустойчивом
состоянии, в кризисе, брожении, в пестрых соединениях исторически старых,
крепостнических, и новых, буржуазных, становящихся тут же старыми, и уже в
прорастании новых тенденций. В человеке, детерминированном этой сложностью,
русскому писателю важно и ценно процессное состояние души, образующее некий
потенциал и залог по сравнению с внешне фиксируемым положением человека в
системе бытовых условий, в "среде"... Потенциалом является внутренний
мир человека, здесь он богаче, чем в своих практических отношениях и
возможностях; поэтому такое исключительное значение приобретает в русской
литературе второй половины XIX века психологический анализ»[35].
В
литературе XX века психологизм продолжал развиваться и совершенствоваться в
художественных системах реализма. Социалистический реализм, выступивший
наследником лучших традиций культуры XIX века, естественно, взял на вооружение
и психологизм как форму воплощения идейно-нравственной проблематики. В культуре
социализма ценность личности исключительно велика, а идейный интерес к
процессам ее умственного и нравственного развития носит непреходящий характер.
Этим и объясняется широкое развитие психологизма в творчестве таких писателей,
как Горький и Леонов, Фадеев и Шолохов, Федин и Симонов, Трифонов и Айтматов...
С помощью психологизма литература социалистического реализма успешно осваивала
богатство личности, огромные духовные возможности нового человека – человека
социалистической эпохи[36].
В
западном искусстве XX века психологизм успешно развивается в творчестве
писателей реалистического метода – Хемингуэя, Олдингтона, Фолкнера, Моравиа,
Маркеса и других. Однако в западном искусстве наметилась и иная тенденция –
неоправданное злоупотребление психологизмом и, как следствие, кризис этого
стилевого свойства. Подобное развитие психологизма характерно для
разновидностей модернистского искусства – школ «потока сознания» и так
называемого «нового романа»[37].
Писатели
этих направлений (М. Пруст, Д. Джойс, Н. Саррот и др.) придают психологическому
изображению исключительную роль в художественном произведении, заполняя многие
страницы подряд подробнейшим изображением всех без исключения частностей и мелочей
психологической жизни героя. При этом важно, что психика и сознание человека
описываются в произведениях модернистов не ради раскрытия значительных по
содержанию нравственных и философских проблем, а как бы сами по себе, как
самоценный и конечный объект изображения. За описанием душевных движений в этой
литературе мы не находим того большого человеческого содержания, которое
воплощает в себе реалистический психологизм. Психологизм утрачивает в
произведениях модернистов свое естественное содержание – идейно-нравственную
проблематику – и становится пустой, ничем не заполненной эстетической игрой,
своего рода искусством для искусства.
В
самом деле, разве мы беремся за роман для того, чтобы узнать о возможных
гипертрофированных реакциях психики на мельчайшие внешние раздражители? Или для
того, чтобы получить представление о механизме действия вытесненных в
подсознание образов и стремлений? Конечно же, нет: на это существуют учебники
по психиатрии. В художественной литературе нас интересуют нравственные и социальные
проблемы.
Здесь
уместно привести старое, но не потерявшее своей справедливости высказывание
Гегеля. Оно удивительно точно подходит к литературе модернистского психологизма
XX века: «Самосознание в обычном, тривиальном смысле исследования собственных
слабостей и погрешностей индивидуума представляет интерес и имеет важность
только для отдельного человека, а не для философии; но даже и в отношении к
отдельному человеку оно имеет тем меньшую ценность, чем менее вдается в
познание всеобщей интеллектуальной и моральной природы человека и чем более
оно, отвлекая свое внимание от обязанностей человека, т.е. подлинного
содержания его воли, вырождается в самодовольное нянченье индивидуума со
своими, ему одному дорогими особенностями».
В
модернистском психологизме изображение психических процессов стремится стать
всеобъемлющей и единственной стихией повествования. Одновременно резко
возрастает его техническая изощренность, нюансировка в изображении
психологического «микромира» и т.д. Но одновременно мельчает, а то и вовсе
пропадает содержание душевной жизни героев, ее нравственный, человеческий,
общезначимый смысл. За формой, разработанной до максимального технического
совершенства, оказывается пустота. Нарушается основной эстетический закон –
художественное единство произведения, соответствие всех его сторон, частей,
свойств, и прежде всего соответствие формы содержанию.
Реалистический
психологизм продолжает успешно развиваться и в XX веке. Несомненно, что
писатели-реалисты еще не раз будут поражать читателя верностью психологических
картин, глубоким проникновением в скрытые пласты душевной жизни человека, а
главное, значительностью стоящего за реалистическим психологизмом
идейно-нравственного содержания. В этом писатели XX века – прямые наследники
лучших образцов психологизма классической литературы прошлого столетия. |