В романе «Что делать?»
психологическое состояние одного персонажа очень часто дается нам глазами
другого, и не просто в чужом восприятии, а в заинтересованном анализе,
раскрывающем то, что пока еще скрыто для самого героя. Так, первоначально сама
Вера Павловна не понимает значения своего сна о том, что она не любит
Лопухова, – это кажется ей невозможным, и уж во всяком случае еще ни в
какой мере не приходит ей мысль о новой любви. Скрытое значение сна, а стало
быть, действительное содержание внутренней жизни Веры Павловны разгадывает сам
Лопухов: «Она еще не понимает, что в ней происходит, она еще не так много
пережила сердцем, как он... Не может ли он, более опытный, разобрать то, чего
не умеет разобрать она?»
И Лопухов начинает
анализировать, сопоставлять факты, выстраивать логическую цепочку. От анализа
внутреннего состояния Веры Павловны, в котором, как оказалось, «особенно
загадочного... нет ничего», Лопухов переходит к психологической интерпретации
необычного поведения Кирсанова, опять логически сближает и связывает факты и
обстоятельства, и в результате «через какие-нибудь полчаса раздумья для
Лопухова было ясно все в отношениях Кирсанова к Вере Павловне».
Этот пример не единичен в
романе: его герои постоянно анализируют внутренний мир друг друга, проникая в
скрытые побуждения и причины действий. Помимо того, что эта форма делала
психологическое изображение более разнообразным и снимала часть нагрузки с
авторского повествования, ее появление в романе важно и само по себе. В ней
выражается естественная потребность «новых людей» думать о своих близких.
Анализ внутреннего состояния человека – первая форма деятельного сочувствия
ему. Ведь свою высшую «выгоду» «новые люди» видят в «выгоде» другого, а ее
сначала надо правильно понять, чтобы затем правильно действовать. Так, именно с
психологического анализа началась помощь Кирсанова Полозовой – а это был случай
в психологическом отношении непростой: столкновение таких характеров, как
характеры Полозова, Катерины Васильевны и Соловцова, легко могло окончиться
трагически без вмешательства Кирсанова. Ему необходимо было понять и внутреннее
состояние Полозовой, причину ее «болезни», и характер ее отца, и соотношение
характеров; предвидеть, как будут развиваться события в том или другом случае,
психологически рассчитывать поведение врачей на «консилиуме» и т.п. Словом,
только заинтересованное внимание и тонкий психологический анализ позволили
Кирсанову действовать успешно.
В таком психологическом
анализе, как и в последующих действиях, основанных на нем, ярко проступает нравственная
основа «новых людей»: во всех случаях действовать так, чтобы прежде всего было
хорошо другому, или, выражаясь их собственными словами, «чтобы не быть дураком
и подлецом».
Сложность изображаемых
душевных состояний, противоречивость внутреннего мира героев заставляла
Чернышевского обращаться к такой неординарной форме психологического
изображения, как сон. Сны как форма художественного освоения внутреннего мира
дают возможность раскрыть подсознательные процессы в душевной жизни героев: в
сне снят рациональный самоконтроль и «натура» человека высказывается вполне,
хотя иногда и в фантастических представлениях. Насколько важна роль этой
изобразительной формы в романе Чернышевского, можно понять хотя бы из того, что
именно в сне впервые психологически реализуется недовольство Веры Павловны
своими отношениями с Лопуховым. В других снах для героини проясняется то, что
было неясно наяву (сон про Марью Алексевну); в форме сновидения
воплощаются эмоциональные состояния (сон про выход из подвала). Сон у Чернышевского
становится средством изображения подсознания и интуитивного постижения героем
тех или иных сторон действительности.
Интересно отметить, что
Чернышевский, проявляя незаурядное мастерство художника-психолога, умел
достигать большой психологической достоверности в изображении этого состояния.
Конечно, его сны – не копия реальных снов, а литературная условность, но в их
структуре уже запечатлены некоторые черты, присущие реальному сновидению: в них
появляются персонажи и ситуации, целиком созданные воображением, хотя и
подсказанные реальностью; в сне возможно то, что невозможно в
действительности, например, раздвоение людей и явлений («гостья», приходящая к
Вере Павловне в третьем сне, – одновременно и Бозио, и де-Мерик),
фантастические превращения, алогичные переходы от одних представлений к другим.
В то же время содержание сна связано с реальными событиями, мыслями и
впечатлениями, сон не выпадает из общего потока психологической жизни героя.
Отметим еще и то, что
Чернышевский с удивительной художественной смелостью идет на соединение формы
сна с формой дневника (третий сон Веры Павловны): во сне появляется дневник,
хотя наяву Вера Павловна никогда его не писала; это «психологический дневник»,
который ведется отчасти сознанием, а отчасти подсознанием.
В заключение обратим
внимание на то, как искусно пользуется Чернышевский сочетанием разнообразных
форм психологического изображения для воспроизведения особенно сложных и
особенно важных для нравственного развития героев душевных состояний. Так, один
из ключевых психологических эпизодов романа – решение Лопухова «уйти со сцены»
и предшествующие этому переживания – дан как бы в разных ракурсах. Во-первых,
перед нами непосредственное воспроизведение душевного состояния героя в данный
момент, переданное с помощью внутренних монологов разного типа,
несобственно-прямой речи и авторского психологического изображения. Тут же –
сопровождающий эти формы авторский комментарий, позволяющий взглянуть на
внутренний мир героя уже со стороны и тем самым увидеть в нем что-то новое. Еще
более отчетливо этот взгляд со стороны проявляется в сцене, где поведение
Лопухова и мотивы этого поведения анализирует Рахметов, – это уже третья
форма психологического изображения. Наконец, то же самое психологическое
состояние анализируется еще раз по прошествии некоторого времени – в письмах
Лопухова и Веры Павловны. Примечательно то, что это уже анализ, отделенный во
времени от самого переживания: герои успели «выйти из ситуации», успокоиться
(чему способствует и форма письма) и заметить в психологической картине такие
штрихи, которые раньше были не видны. Изображение с разных точек зрения, при
помощи различных средств психологизма раскрывало душевную жизнь героев
максимально подробно и всеобъемлюще, а главное, окончательно прояснялись суть
этой внутренней жизни, ее нравственные основания, что и было в конечном счете
художественной задачей Чернышевского.
Как современными
критиками, так и последующими поколениями литературоведов роман Чернышевского
воспринимался прежде всего как социально-политическое произведение в
аллегорической форме, пропагандирующее революционно-демократические идеалы.
Такое представление о романе отчасти заслоняло его художественные достоинства,
в том числе уникальный, новаторский для своего времени психологический стиль,
смелость Чернышевского как художника-психолога. Между тем Чернышевский вместе с
Толстым и Достоевским, практически одновременно с ними, поднял художественное
освоение душевной жизни человека на качественно новый уровень. В «Что делать?»
внутренний мир личности предстает в его реальном богатстве и разносторонности,
в противоречивости и динамике; благодаря значительному объему психологического
изображения и применению самых разнообразных способов и приемов воссоздания
психологических процессов внутренняя жизнь людей выглядит достоверной.
Чернышевский сделал психологизм одним из главных способов постижения и
разрешения жизненных проблем, утверждения высокого идейно-нравственного идеала.
Из его современников только Толстому и Достоевскому удалось, пожалуй, вернее и
глубже воспроизвести внутренний мир человека. |