«Мертвые
души» — поэма о величии России; образ
автора, пафос и роль лирических отступлений. Трехтомный
замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной
комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием.
Понятие о жанре в свете замысла Гоголя. Причина незавершенности
замысла. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора —
от сатирика к пророку, проповеднику. Духовный кризис
Гоголя и «Выбранные места из переписки с друзьями».
Белинский о первом томе «Мертвых душ», общем
трехтомном замысле и автобиографических, исповедальных
сочинениях Гоголя. Поэма в оценках Белинского. Ответ
Гоголя на критику Белинского.
Вопросы для повторения
— Почему
поэма «Мертвые души» — «малый
род эпопеи»?
— Каков
смысл последовательности «помещичьих глав»?
— В
какой главе поэмы почувствовали вы присутствие «удалой,
полной силы национальности» (А. И. Герцен)?
— Как
находит отражение Русь народная, помещичья, чиновничья
в поэме? Души «мертвые» и «живые»
в поэме.
— Какой
мир противостоит «мертвым душам» в поэме Гоголя?
— Как
проявляется высокий гуманистический идеал Гоголя в поэме?
— Как
меняется настроение автора, тон лирических отступлений
от 1-й к 11-й главе? Чем можно объяснить эти изменения?
— Известно,
что во II томе «Мертвых душ» Гоголь хотел
показать нравственное возрождение только одного помещика,
фигурировавшего в I томе. Кто этот персонаж? (Свяжите
со славянофильской концепцией.)
— О
чем скорбит и о чем мечтает автор поэмы?
Вспомним отрывки из поэмы:
главы 6, 11
«Забирайте
же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в
суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все
человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не
подымете потом!»
«Русь!
Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека
тебя вижу…»
«Боже!
как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!..»
Темы сочинений по творчеству
Н. В. Гоголя
Сатирическое
изображение помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».
Чичиков
и Плюшкин. Роль эпизода.
Почему
Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»?
Чичиков
у Манилова. Роль эпизода.
Чем
опасен Чичиков и что такое «чичиковщина»?
Над
чем смеется Гоголь в поэме «Мертвые души»?
Чичиков
у Собакевича. Роль эпизода.
Я
читаю Гоголя…
«Творение
чисто русское, национальное, выхваченное из тайника
народной жизни» (Белинский о поэме Гоголя «Мертвые
души»).
Лирические
отступления и их роль в повествовании в поэме Гоголя
«Мертвые души».
«Смех,
который весь излетает из светлой природы человека…»
Приемы
создания образа помещика в поэме (на примере одного
помещика).
Образ
Родины в поэме Гоголя.
Гоголь —
писатель-патриот.
Прошлое,
настоящее и будущее в поэме Гоголя «Мертвые души».
«Видный
миру смех и незримые, неведомые ему слезы» в поэме
«Мертвые души».
Чичиков
тоже «мертвая душа» (по поэме Гоголя «Мертвые
души»).
«Живые»
души в поэме «Мертвые души».
Размышления
о человеке, его предназначении и судьбе в поэме «Мертвые
души».
Чичиков
в системе образов поэмы «Мертвые души».
Почему
«Мертвые души» — поэма?
«Непрестанное
и вечно живое обаяние гоголевского творчества»
(И. Анненский) (по одному или нескольким произведениям).
Город
в творчестве Гоголя.
Читаю
свое любимое произведение Гоголя.
Чтение и рецензирование сочинений
1. Путешествие
по России (на литературном материале).
2. Читаю
свое любимое произведение Н. В. Гоголя.
Путешествие по России (на литературном материале)
О родине думаю я,
О ее притяжении. |
Степан Щипачев
Россия…
Как много она значит для многих из нас! Как бы в дальнейшем
ни складывалась наша жизнь, всегда в уголке нашего сердца,
нашей души будет она с нами. Чувство Родины, России…
Что оно значит для нас? Россия — это и наш
дом, и мама, и та улица, на которой мы выросли, и наш
русский хлеб с солью. Русская душа — такая
широкая, прямая, эмоциональная. Помните у Гоголя: «Не
так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»?
Тройка — это не только Русь, но и вся ее природа,
ее села и города, это все русское. В каждом настоящем
русском человеке с самого рождения заложен дух патриотизма,
и авторы, писавшие о России, и их герои —
великое тому подтверждение. А. Н. Радищев,
М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, авторы
таких произведений, как «Путешествие из Петербурга
в Москву», «Герой нашего времени», «Мертвые
души», какою они видели Россию?
«Путешествие
из Петербурга в Москву».
Путешественник —
сам автор. Рассказывая о дороге из Петербурга в Москву,
он показал всю российскую действительность, обличая
одних и сочувствуя другим. Лейтмотивом этой книги является
любовь к Родине, ненависть к крепостничеству.
Вот
одна из станций — Любань. И сразу мы
видим безотрадную картину жизни простого народа. Путешественник
рассказывает о крестьянине, пашущем попеременно на двух
лошадях, чтобы давать им отдых. А вот самому ему
отдыхать некогда: надо отработать барщину, а в воскресенье
работать на себя, чтобы кормить семью. «Мы не господа,
чтобы и нам гулять», — говорит крестьянин.
Путешественник видит тяжесть и непродуктивность такого
труда и возмущен тем, насколько крестьянин бесправен:
«Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого
из твоих крестьян вижу твое осуждение».
Останавливаясь
на другой станции, Радищев видит и показывает нам, как
крепостное право не только губит народ, но и развращает
дворян.
Грустно
нам это путешествие по родной земле, плачет русская
душа над тяжелой судьбой Родины. Но еще грустнее
нам от путешествия гоголевского Чичикова в поэме «Мертвые
души».
Вся
Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом
Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных
крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию
XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми
социальными проблемами и противоречиями, помещичий и
чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию
народа.
Многие
страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России,
ее будущему.
Вот
царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия
Чичикова по России. Не случайно город, где остановился
герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал
город N. Эта буква N означает, что во времена писателя
таких обезличенных городов было много, все они были
похожи друг на друга.
Царство
чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских
жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести
символический смысл названия «Мертвые души»
к городу: «Все те, которые прекратили давно уже
всякие знакомства и знались только, как выражаются,
с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины,
произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые
в большом ходу у нас на Руси)».
Мы
видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но
и в облике самого города: «Он заглянул и в городской
сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся,
с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво
выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских
жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь
издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие»
деревца с их роскошным описанием в газетах.
Да,
раболепие царило в России и среди ее сентиментальных
жителей.
А
как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым
по страницам поэмы, видим, что реально существующие
помещики на самом деле являются «мертвыми душами».
Поместье Манилова — парадный фасад России.
Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается
расточительная праздность.
Без
всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев.
Скупость
Плюшкина обратилась в расточительство.
Жизнь
Коробочки — это олицетворение скопидомства
в России.
Получается,
нет «живых душ» в городе N и в его округе?
Что же, нет их и на Руси, вымерла она?
А
как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя
проступают «позади мертвых душ — души
живые».
Простой
русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает
на протяжении всего своего путешествия, потому что он
сам — «мертвая душа». «Проницательный
же читатель» обязательно это заметит. Каретник
Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость
открывается в их сноровистости, в широте и щедрости
души, в ярости и безудержном веселье… «Веселится
бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими,
стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит
вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута
и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому —
убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от
помещиков.
Искажаются
высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ»,
гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх,
русский народец! не любит умирать своею смертью!»
Мне
очень нравятся вот эти строки Анатолия Краснова:
И мне дано понять простое,
Что без тебя я не могу.
Опять со мной твои просторы,
Стою на скошенном лугу.
Н. В. Гоголь
безгранично, беспредельно любил Родину, не представлял
своей жизни без нее, и поэтому, путешествуя по России
вместе с Чичиковым, мы видим бескрайние просторы России,
лирические пейзажи, которые так любимы нами, сегодняшними
читателями.
Вместе
с тем мы видим и реальные картины жизни, которые на
фоне прекрасной природы кажутся особенно горькими. «Здесь
ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда
ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда
есть место, где развернуться и пройтись ему?» —
восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины, ее развитии.
Не случайно он говорил, что «…сюжет «Мертвых
душ» хорош тем… что дает полную свободу изъездить
вместе с героем всю Россию…» Ведь дорога,
путь, движение у Гоголя — это не только прямое
значение, но и переносное, связанное с мыслью о возрождении
и совершенстве как России в целом, так и каждого человека
в отдельности. Но это в будущем. А может быть,
говоря словами В. Астафьева, сам «Гоголь весь
в будущем»?
Будущее
России страстно и неудержимо вторгается в изображение
действительности, существующей на страницах книги А. Н. Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву» и поэмы
Н. В. Гоголя «Мертвые души». Счастливое
будущее…
Совсем
недавно я смотрела фильм «Окно в Париж». Это
очень умный и глубокий фильм. В нем есть эпизод.
У бывшего русского музыканта, живущего в Париже,
появилась возможность вернуться в свой родной город.
Он всегда много говорил о том, как не хватает ему той
комнаты в коммунальной квартире на Садовой улице в Санкт-Петербурге.
Когда же музыкант вернулся туда, то сильно испугался.
И это очень горько. Горько, что русская душа мельчает.
К сожалению, социальные и бытовые проблемы заставляют
покидать пределы России умных, талантливых людей.
«Русь,
куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.
Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится
ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что
ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают
ей дорогу другие народы и государства».
Рецензия.
Сочинение «Путешествие по России», написанное
в жанре путешествия по страницам произведений А. Н. Радищева
и Н. В. Гоголя, эмоционально и убедительно
выражает его главную мысль: любовь к Отечеству, заботу
о будущем его, желание счастливой судьбы Родины, народа.
Читаю свое любимое произведение Н. В. Гоголя
У
каждого из нас есть любимые произведения. И уже
давно я на свою «заветную полку» поставил
поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души».
О чем эта поэма? Что меня в ней привлекает?
Поэма
была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно,
где автор берется правдиво отразить, как в чистом зеркале,
живую современность.
В
поэме отразилась Россия первой трети XIX века —
Россия того времени, когда царское правительство, расправившись
с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении
республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бюрократический
аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы —
дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего
угодно.
Поэма
построена в форме путешествия и дает читателю заглянуть
во все интересующие его глубины. Предмет внимания —
«господин средней руки».
Гоголь
сперва принимается за чиновничество. Каждый отдельный
представитель этого класса предстает перед нами как
существо неприглядное, безликое, невежественное, мелкое,
трусливое и пустое. В массе же своей чиновник в
России составляет решающую силу: связанные круговой
порукой, они переиначили в своих интересах мораль и
закон, на этой благодатной почве процветают взяточничество,
подхалимство, пакостничество, кляузничество, отравляя
все вокруг духом гниения. В образах же помещиков,
нарисованных Гоголем живо и детально, замечательная
хитрость автора обнаруживается: каждый из них по-своему
жутко и смехотворно исказил, изуродовал человеческую
природу. Люди не живут — лишь жалко существуют,
не создавая истинных ценностей, поклоняясь ложным богам,
не заботясь об оставляемом следе.
Посмотрите,
каков главный герой Павел Иванович Чичиков. Он самый
мертвый из мертвых. Мошенник «с претензией»,
он не способен к созиданию, но любой ценой хочет достичь
материального благополучия. Оказывается, он не менее
деликатен, чем Манилов, способен копить более упорно,
чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении
«прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна;
он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости
не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым
хозяином, а в искусстве брать взятки перещеголял Ивана
Антоновича-«кувшинное рыло». Но есть
черта в его характере, которая придает его свойствам
новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости.
Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость
к любым обстоятельствам.
Образ
каждого из помещиков, с которыми встречается Чичиков,
обладает у Гоголя своей резко выраженной «индивидуальностью».
Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти
свои «преимущества» перед другими, но есть
один признак, по которому эти образы выстраиваются по
нисходящей: от одного к другому все гуще становится
та их античеловеческая сущность, которую сам Гоголь
назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров.
«…Один за другим следуют у меня герои один
пошлее другого», — писал он. Праздный
и сладкий мечтатель Манилов, затрудняющийся найти слова
и досказать то, что «варилось в его голове».
В скорлупе своего вдовьего хозяйства живет бережливая,
крохоборная, небогатая помещица Коробочка. Помещик Ноздрев —
неудержимый враль, хвастун, драчун, герой ярмарочных
кутежей. Ругателем, кулаком, обжорой изображен медведь-помещик
Собакевич. Плюшкиным замыкается ряд помещиков, и этот
характер раскрывается Гоголем в развитии. Вот как Гоголь
показывает Плюшкина до того, как у него умерла жена
и сбежала дочь: «А ведь было время, когда он только
был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед
заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству
и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным
ходом… везде во все входил зоркий взгляд хозяина…»
А вот таким стал Плюшкин после смерти жены: «Лицо
его не представляло ничего особенного; оно было почти
такое же, как у многих худощавых стариков… маленькие
глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших
бровей… Гораздо замечательнее был его наряд: никакими
средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего
состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того
засалились и залоснились, что походили на юфть, какая
идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре
полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее
у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя
было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник,
только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил
его… где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно,
дал бы ему медный грош… Но пред ним стоял
не нищий, пред ним стоял помещик».
Изображение
жизни дореформенной России было бы, на мой взгляд, неполным,
если бы Гоголь ограничился образами помещиков. В сюжет
включена еще одна важная общественная сила —
чиновничество. Чиновники ничем не отличаются от уездных
помещиков. В их жизни царят та же продажность и
тот же произвол, те же взяточничество, невежество, пошлость,
пустомыслие и пустословие, мелочность интересов, погоня
за развлечениями.
Вот
о каких людях рассказывает книга «Мертвые души»,
о которой современник Гоголя сказал: «Эта книга —
горький упрек современной Руси, но не безнадежный, там,
где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных
испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».
С
каким огромным внутренним подъемом говорит Гоголь о
любви к Отчизне, которая необъятными просторами внушает
ему уверенность в ее величественных судьбах.
Мне,
русскому человеку, дорого отношение русского писателя
к Отечеству, его забота и боль о будущем Руси, вера
в ее светлые, добрые начала. Каждому русскому человеку
понятны, близки и дороги слова писателя: «Русь,
куда ж несешься ты? Дай ответ». И до глубины
души меня трогают вдохновенные слова напутствия, обращенные
к молодому поколению: «Забирайте же с собою в путь,
выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее
мужество, забирайте с собою все человеческие движения,
не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Таков Н. В. Гоголь — поистине великий
человек, который, по словам И. С. Тургенева,
«для нас… больше, чем просто писатель: он
раскрыл нам нас самих». Вот поэтому я и отдаю ему
огромную любовь свою, вот поэтому и стоит на полке среди
любимых мною книг поэма «Мертвые души» —
одна из вечных книг.
Рецензия.
Рассказывая о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые
души», автор сочинения, на наш взгляд, полно и
целенаправленно раскрывает тему. Строго отобран материал,
правильно используются текст поэмы, ее наиболее
существенные факты; удачно вводятся цитаты. В работе
прослеживаются четкие, логические связи. Композиция
сочинения свидетельствует о наличии внутреннего мышления
и последовательности в изложении мыслей. Сочинение написано
четко, хорошим литературным языком. Импонирует то, что
автору сочинения понятны и дороги боль и забота писателя
о судьбе Отечества, о его будущем, о судьбе юношества.
Современное прочтение классики
Новейшие публикации о поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души»
Петрова Н. В.
Традиции гомеровского эпоса в поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души» // Литература в школе. —
1998. — № 3.
Полтавец Е. Ю.
«Мертвые души» Н. В. Гоголя: опыт
комментированного чтения // Литература в школе. —
1998. — № 3. |