Пятница, 29.03.2024, 16:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [125]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [93]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [189]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [45]
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [109]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [207]
КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [161]
СТРАНИЦЫ МОНОГРАФИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ [1699]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ [523]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ [157]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ [46]
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 6 КЛАСС [41]
ЗАЧЕТНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [10]
МИР ФРАЗЕОЛОГИИ [423]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [60]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ [462]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА [21]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА". 10-11 КЛАССЫ [12]
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [60]
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [52]
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [115]
ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ [92]
100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА [102]
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [72]
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС [68]
К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ [309]
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [91]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [37]
ПИСАТЕЛИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР [53]
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [29]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА [14]
ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ [25]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ [58]
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ [56]
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СТИХАХ И КАРТИНКАХ [210]
ВИДЕО-УРОКИ [222]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! [86]
ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [12]
ПАДЕЖИ, ВРЕМЕНА, ЗАПЯТЫЕ... [6]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ [12]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА В 9 КЛ [19]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [57]
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [20]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [11]
ТЕСТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ [30]
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [102]
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [436]
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [17]
ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА. 6 КЛАСС [24]
ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА [8]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [113]
ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ [25]
ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ [35]
ЯЗВКОВЫЕ ИГРЫ [32]
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [78]
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ [26]
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА ХХ ВЕКА [8]
ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА [76]
СТО САМЫХ ВАЖНЫХ ТЕМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [100]

Главная » Файлы » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА

Лирика М. Ю. Лермонтова
04.09.2014, 16:15

Поэт совсем другой эпохи.

В. Г. Белинский

      Жажда любви и гармонии как определяющий мотив лирики М. Ю. Лермонтова. Философские мотивы лирики поэта. Тема Родины и судьбы поколений в лирике М. Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии. Пафос вольности и протеста. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

Чтение, в том числе наизусть, стихотворений

      «Нищий», «Предсказание» (1830)

      «Я недостоин, может быть…», «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Ужасная судьба отца и сына…», «Нищий» (1831)

      «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу, хочу печали…», «Два великана», «Парус» (1832)

      «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Узник», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвой…»), «Прощай, немытая Россия…», «Кинжал» (1837)

      «Гляжу на будущность с боязнью…», «Она поет — и звуки тают…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой…») (1838)

      «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839)

      «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…», «Отчего» («Мне грустно, потому что я тебя люблю…»), «Благодарность из Гете» («Горные вершины»), «Тучи», «Завещание», «Пленный рыцарь» (1840)

      «Родина», «На севере диком…», «Утес» («Ночевала тучка золотая…»), «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк» (1841)

Поэмы. Чтение наизусть отрывков

      «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Беглец», «Мцыри», «Боярин Орша», «Маскарад», «Демон».

      В процессе чтения стихотворений и отрывков из поэм возможно распределение произведений по тематике (по мотивам).

Вспомним наизусть

      «Нищий» (1830)

      «Предсказание» (1830)

      «Ангел» (1831)

      «Смерть Поэта» (1837)

      «Молитва» (1837)

      «Бородино» (1837)

      «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)

      «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837) «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839)

      «Три пальмы» (1839)

      «Мцыри» (отрывок по выбору) (1839)

      «Тучи» (1840)

      «Пленный рыцарь» (1840)

      «Завещание» (1840)

      «1-е января» («Как часто, пестрою толпою окружен…») (1840)

      «Родина» (1841) 

      «Пророк» (1841) 

      «Листок» (1841) 

      «На севере диком…» (1841) 

      «Утес» (1841)

Тесты для самопроверки

      1. Каков основной мотив лирики Лермонтова?

      а) свободы,

      б) гордого одиночества,

      в) усталости от жизни.

      2. Как бы вы определили основной пафос лирики Лермонтова?

      а) как трагический,

      б) как иронический,

      в) как сатирический.

      3. Какие отношения складываются между творчеством Лермонтова и Пушкина?

      а) преемственности,

      б) сходства,

      в) контраста.

      4. Почему в стихотворении «Дума» Лермонтов употребляет местоимение «мы», а не «вы»?

      а) потому что не отделяет себя от своего поколения,

      б) такой прием обусловлен лирическим родом стихотворения,

      в) благодаря этому приему стихотворение получает трагический пафос.

      5. Какова основная идея стихотворения «Бородино»?

      а) гордость за русского воина,

      б) тоска о героическом прошлом,

      в) скорбь по погибшим.

      6. Какой смысл имеет образ паруса в одноименном стихотворении Лермонтова?

      а) одиночества,

      б) самого поэта,

      в) символический, поэтому его нельзя истолковать однозначно.

      7. Какой принцип композиции выдержан в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта»?

      а) стихотворение делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели Пушкина, во второй — гнев по адресу его убийц,

      б) стихотворение построено по принципу контраста: поэт и окружающий мир,

      в) в стихотворении нет единого композиционного принципа.

      8. Какой композиционный прием применяет Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»?

      а) повтор,

      б) усиление,

      в) противопоставление.

      9. Какое чувство является ведущим в стихотворении Лермонтова «Я не унижусь пред тобой…»?

      а) гордость и независимость,

      б) преклонение перед любимой женщиной,

      в) грусть от разлуки с ней.

      10. Каким предстает Наполеон в стихотворении Лермонтова «Воздушный корабль»?

      а) тиран и деспот,

      б) жестокий завоеватель,

      в) глубоко несчастный, гордый и одинокий человек.

      11. На сюжет чьей баллады написано стихотворение Лермонтова «Перчатка»?

      а) Байрона,

      б) Шиллера,

      в) Гёте.

      12. Чье стихотворение положено в основу лермонтовского стихотворения «Горные вершины…»?

      а) Гёте,

      б) Байрона,

      в) Шиллера.

      13. Какой пафос характерен для поэмы Лермонтова «Демон»?

      а) героический,

      б) драматический,

      в) трагический.

Темы сочинений по лирике Лермонтова

      «Невольник чести» — М. Ю. Лермонтов.

      Лермонтов о своем поколении (по лирике).

      Природа и лирический герой в стихотворениях Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и «Выхожу один я на дорогу…».

      Тема любви в лирике Лермонтова.

      Гражданская лирика Лермонтова.

      Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

      Идея и художественное своеобразие поэмы «Мцыри».

      Можно ли назвать купца Калашникова положительным героем?

      Иван Грозный и его опричник Кирибеевич в «Песне про… купца Калашникова».

      Сопоставление стихотворения «Парус» и конца повести «Княжна Мери» («Герой нашего времени»).

      Патриотическая лирика Лермонтова.

      Лермонтов — строгий судья и гражданин своего времени.

      Романтические признания Лермонтова.

      Романтический герой Лермонтова.

      «Я знал одной лишь думы власть…» (по поэме Лермонтова «Мцыри»).

      «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности…» (Белинский).

      «Не верят в мире многие любви…» (Лермонтов).

      Философские мотивы в лирике Лермонтова.

      Судьба и право человеческой личности в произведениях Лермонтова.

Чтение и рецензирование сочинения

«Невольник чести» — М. Ю. Лермонтов

      В свое время А. И. Герцен составил мартиролог нашей литературы, перечислив в нем имена русских писателей и поэтов, не доживших века своего, безвременно ушедших из жизни, и часто насильственно. Имя М. Ю. Лермонтова — в этом горестном списке.

      Герцен писал о Лермонтове: «Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах. Раздумье Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила. Сколько боролся этот человек, сколько выстрадал, прежде чем отважился выразить свои мысли».

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый изгнанник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу рано…

      Эти стихи написаны в 1832 году, но уже предчувствована, предугадана судьба, высокая и трагическая — скорбная участь поэта-пророка.

      Мы с детства знаем о бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, угадавшей в мальчике божественный дар.

      Знаем об отце Юрии Петровиче, ушедшем из жизни сорокачетырехлетним и оставившем семнадцатилетнему сыну, будущему поэту М. Ю. Лермонтову, сыгравшему значительную роль в судьбе русской литературы, духовное завещание, в котором писал: «И более всего страшись употребить их (способности ума) на что-нибудь вредное или бесполезное. Ибо это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу».

      Осознавая в себе «огонь божественный», юный Лермонтов беспокоится: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то».

      Свершил… «Смерть Поэта» — поступок, подобный гражданскому подвигу. В страшные для России дни февраля 1837 года Лермонтов сказал правду с такой потрясающей силой, что наш современник И. Золотусский назвал стихотворение «Смерть Поэта» «его 14 декабря». Воистину «пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова».

      Последовало изгнание на Кавказ. И пришла слава к поэту. В 1838—1840 годах М. Ю. Лермонтов много пишет, печатает. В первой половине 1840 года отдельной книгой выходит роман «Герой нашего времени». Стихотворения «Бородино», «Родина», «Дума» — шедевры, в них гордость за прошлое, раздумья о настоящем и будущем. Жить бы да жить, творить, воплощая в своих произведениях, по словам Белинского, «глубокий, могучий дух». Он думал об отставке, мечтал посвятить себя литературной деятельности. Но как горько читать «Завещание»! Стихотворение написано не от лица Лермонтова, а от имени другого, но по настроению и смыслу обращено к биографии поэта.

      И неужели в стихотворении «Сон» себя увидел поэт «на песке долины» «с свинцом в груди», там, где «уступы скал теснилися кругом»?

      В начале мая 1841 года М. Ю. Лермонтов приехал на любимый с детства Кавказ — в последний раз. Кавказ, который в немалой степени способствовал воспитанию в поэте гордого, мятежного духа. Кавказ, который он воспел и прославил. Кисловодск, Железноводск, Пятигорск — эта земля помнит Лермонтова. 13 мая поэт был в Пятигорске.

      При отъезде Лермонтова на Кавказ князь Одоевский подарил поэту записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную». Может быть, эта надпись как заклинание на долгую жизнь, надежда, что сбудется мечта Лермонтова и он будет не солдатом, пишущим стихи, а просто поэтом? Но на страницах записной книжки Одоевского совсем немного записей, среди них — стихотворения «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…» — как завещание.

      Мною прочитано очень, очень много воспоминаний тех, кто был в то роковое для Лермонтова лето в Кисловодске, Железноводске, Пятигорске. Все они считают ссору между Лермонтовым и Мартыновым пустою, мелочною, и видимая причина дуэли не называется. И тем не менее дуэль, унесшая одного из гениальнейших сынов России, любившего ее «странною», а значит, истинной, настоящей любовью русского человека, патриота, состоялась.

      Состоялась 160 лет назад 15 июля в шесть-семь часов пополудни между горами Машук и Бештау.

      Горестная, безвременная кончина…

      Но время не властно над гением, который всегда — современник.

      Рецензия. Сочинение написано в жанре очерка-эссе. Элементы эссеистики находят свое отражение в данном сочинении в эмоциональности, взволнованности, открытости.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации по лирике М. Ю. Лермонтова

      Венок Лермонтову (К 180-летию со дня рождения поэта) // Литература в школе. — 1994. — № 6.

      Белова Л. А. Золотая нить русской литературы: Пушкин — Лермонтов — Чехов // Литература в школе. — 1996. — № 1.

      Чернова И. И. Музыка на уроке литературы // Литература в школе. — 1997. — № 2.

      Анненкова Е. И. «Дума» М. Ю. Лермонтова в литературно-философском контексте 1830 годов // Литература в школе. — 1997. — № 6.

      Недзвецкий В. А. Поэт и его судьба. «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. — 1999. — № 7.

      Нахопетов Б. А. Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. — 1999. — № 7.

Категория: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА | Добавил: admin | Теги: изучение русской классики в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе
Просмотров: 3410 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0