Понедельник, 05.12.2016, 23:36

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [125]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [93]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [189]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [45]
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [109]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [206]
КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [161]
СТРАНИЦЫ МОНОГРАФИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ [1699]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ [521]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ [157]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ [46]
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 6 КЛАСС [41]
ЗАЧЕТНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [10]
МИР ФРАЗЕОЛОГИИ [423]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [60]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ [425]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА [21]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА". 10-11 КЛАССЫ [12]
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [60]
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [52]
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [115]
ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ [92]
100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА [102]
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [72]
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС [68]
К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ [309]
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [91]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [37]
ПИСАТЕЛИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР [53]
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [29]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА [14]
ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ [25]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ [58]
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ [56]
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СТИХАХ И КАРТИНКАХ [210]
ВИДЕО-УРОКИ [238]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! [86]
ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [12]
ПАДЕЖИ, ВРЕМЕНА, ЗАПЯТЫЕ... [6]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ДЕТЕКТИВЫ НИКОЛАЯ ШАНСКОГО [187]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ [12]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА В 9 КЛ [19]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [57]
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [20]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [11]
ТЕСТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ [30]
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [102]
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [436]
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [17]
ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА. 6 КЛАСС [24]
ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА [8]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [113]
ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ [25]
ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ [35]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ «Война и мир»
04.09.2014, 15:58
      Роман «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого.

      Высокие нравственные идеи в романе. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Способность к духовному росту как важнейший критерий Л. Н. Толстого в оценке человека. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля: гармония философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

      Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Волконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образе Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Причины исторических событий. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Чередование картин войны и мира. 1870-е годы — период кризиса в творчестве Л. Н. Толстого.

Вопросы для повторения

      — В чем, по мнению Толстого, зависимость от истории и истории от человеческой воли? В чем преступление Наполеона и подвиг Кутузова? Проблема роли народа и личности в истории. «Мысль народная» в романе.

      — Как и когда природа пробуждает в лучших героях стремление к истинной жизни, естественной и справедливой?

      — Как Андрей и Пьер ищут новые пути в жизни? Что помогает им и что мешает в этих поисках жизни, основанной на началах правды, добра и красоты? Какие этапы в нравственных поисках они проходят? Что отличает не только их внутренний мир, но и их судьбы от людей, таких, как Борис Друбецкой, Николай Ростов?

      — Каково значение Бородинского сражения в судьбах героев и армий? Каковы роль и значение молебна перед Бородинской битвой? Вспомните стихотворение Лермонтова «Бородино».

      — Почему сожженная Москва осталась непобежденным городом? Вспомните отрывок из романа Пушкина «Евгений Онегин» («Вот окружен…»).

      — Почему в «Войне и мире» по мере развития сюжета все нарастает количество глав, посвященных народу и философии истории? Почему эти главы заслоняют описание жизни «света»?

      — Какие начала в человеке ведут его, по мысли Толстого, к счастью (добро, ум, красота, близость к природе)?

      — Можно ли говорить об историчности романов Толстого? Беспристрастны ли его исторические концепции? С чем это связано?

      — Как в романе Толстого утверждается многозначность категории «мир» (мир как вселенная, мироздание; мир как состояние взаимной любви, противоположное войне; мир как единение людей)?

Вспомним наизусть тексты из романа

      Том 2, часть 2, глава 1. Первая встреча князя Андрея со старым дубом.

      Том 2, часть 3, глава 3. Вторая встреча князя Андрея со старым дубом.

      Том 2, часть 2, глава 12. Беседа князя Андрея и Пьера на пароме.

      Другие отрывки по выбору.

Темы сочинений по роману
Л. Н. Толстого «Война и мир»

      Народ в романе Толстого «Война и мир».

      Истинный и ложный патриотизм в романе.

      Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?

      «Дубина народной войны».

      «Мысль народная» как основа художественного содержания романа-эпопеи «Война и мир» Толстого.

      Партизанская война и ее герои в романе.

      Народные герои в романе.

      «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни» (по роману Толстого «Война и мир»).

      Два полководца в романе Толстого.

      Образ Наполеона в восприятии героев и автора романа «Война и мир».

      Кутузов и Наполеон в изображении и оценке Толстого.

      Идейные искания передовой дворянской интеллигенции в романе.

      Положительный герой в понимании Толстого.

      Мастерство Толстого в создании характера героя (на примере любого персонажа).

      Роль эпилога в романе.

      Роль эпизода «На батарее Тушина» в романе.

      Толстой о смысле жизни (по роману «Война и мир»).

      Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского (или Пьера Безухова).

      Что значит для Андрея Болконского «быть вполне хорошим»?

      Почему князь Андрей и Пьер Безухов — друзья?

      Женские образы в романе.

      Каким представляется Толстому идеал женщины? Какой идеал женщины утверждал Толстой в романе?

      Наташа Ростова на пути к счастью.

      Пейзаж на страницах романа.

      Природа и внутренний мир человека на страницах романа.

      Счастье бытия в романе.

      Мастерство психологического анализа на страницах романа.

      Художественные открытия Толстого-психолога.

      Особенности художественного мастерства Толстого (по роману «Война и мир»).

      Антитеза как основа композиции романа.

      «Дорога чести» Андрея Болконского.

      Аустерлиц и Бородинское сражение в судьбе Андрея Болконского.

      «…Чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

      Встречи Андрея и Пьера, их место в сюжетно-композиционной структуре романа.

      Внутренний монолог как средство характеристики персонажа.

      Искусство портрета в романе.

      Религиозные мотивы в романе.

      «Диалектика души» как принцип изображения человека в романе.

      Символика снов героев романа.

      Роль философских отступлений в романе.

      Идеи мира в романе.

      Смысл названия романа.

      Роль эпизода «Пение Наташи Ростовой» в романе.

      Роль эпизода «Князь Андрей на поле Аустерлица».

      Роль эпизода «На батарее Раевского».

      Роль эпизода «Встреча Пьера с Платоном Каратаевым».

      Роль эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».

      Образ России в романе.

      Наташа Ростова и Татьяна Ларина.

      Москва и Петербург в романе Толстого «Война и мир» и в романе Пушкина «Евгений Онегин».

      Изображение брата и сестры в романе Толстого «Война и мир» и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

      Традиции Толстого-баталиста в современной прозе о войне.

      Какова роль каждого тома в композиции романа?

      Любимые страницы романа Толстого «Война и мир».

      «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» (Н. Н. Страхов).

      «Гроза двенадцатого года» в народно-героической эпопее Толстого «Война и мир».

      Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

      Судьба и право человеческой личности в произведениях Лермонтова и Толстого.

      Роль символики в произведениях Толстого.

Чтение, рецензирование сочинений, определение жанра

      1. «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» (Н. Н. Страхов). (По одному или нескольким произведениям Л. Н. Толстого.)

      2. Наташа Ростова на пути к счастью (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

      3. Искания князя Андрея (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

«В его романах душа человеческая изображается с реальностью,
еще небывалой в нашей литературе» (Н. Н. Страхов)

(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
 

Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим.

Л. Н. Толстой

      В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» изображено множество человеческих судеб, персонажей больших и малых. Но автор стремится найти единые критерии оценки явлений и характеров. Главное — это нравственные законы, которые, по Толстому, существуют объективно, но человек не всегда понимает их, следует им. В центре повествования находятся судьбы любимых героев и героинь писателя — Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви.

      Слова, определяющие своеобразие психологического анализа в творчестве Л. Н. Толстого, принадлежат Чернышевскому. Он первый отметил новаторство толстовского психологизма. В статье, посвященной ранним произведениям писателя («Детство», «Отрочество», «Военные рассказы»), критик отмечает: «Особенность графа Л. Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует сам процесс… едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым своеобразием…» Внимание автора «обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других…». Во многом эти свойства связаны с тем, что Толстой не просто воспроизводит в своих произведениях жизненную правду. Его интересует, как человек ищет истину. Именно духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Николая Ростова, княжны Марьи и стоят в центре повествования в романе «Война и мир». Толстой показывает, как его герои проходят долгий и трудный путь в поисках истины и своего места в мире, как переживают высочайшие взлеты и мучительные кризисные моменты, когда жизнь кажется бессмысленной, а поиски правды заводят в тупик. «Человек у Толстого ни на минуту не останавливается, и в каждый момент он разный», — пишет А. П. Скафтымов.

      Основным средством раскрытия душевной жизни героев служат внутренние монологи. Они бывают различными. В минуты самых сильных потрясений герои очень часто мыслят сбивчиво, монолог становится нелогичным, беспорядочным. Так, например, показано состояние Николая Ростова, когда он проигрывает Долохову знаменитые сорок три тысячи. «Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… открыться невозможно! И как было весело дома… Валет напе… это не может быть!.. И зачем же он делает это со мной!..»

      Уже современный Толстому критик отмечал, что в произведениях большинства писателей мысли у героев упорядочены, рассуждения «растянуты в ниточку, логичны, а разве мы так думаем сами с собой? Совсем нет». Толстой передает настоящую внутреннюю речь, со всеми ее скачками.

      Но Толстой использует и более традиционные формы. Это касается тех моментов, когда герой старается разрешить для себя очень важные нравственные, философские вопросы. Вспомним, как размышляет Пьер на почтовой станции в Торжке. Все его мысли подчинены одной теме — смыслу жизни. Что бы ни попадало в его поле зрения — смотритель, торговка козловыми сапогами, — все сразу же включается в ход его размышлений: «Что дурно, что хорошо? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивает он себя. И все увиденное осмысливается в свете этих вопросов.

      Особенно сложно строятся внутренние монологи, когда герой переживает душевную борьбу, какие-то мотивы «за» и «против» определенного решения противопоставляет в сознании. Так показано, например, состояние Пьера накануне женитьбы на Элен. Герой чувствует, что не следует совершать этого поступка («Но она глупа»), однако, будучи слабовольным человеком, Пьер не может поверить своему истинному голосу, голосу сердца, ведь все считают, что они такая прекрасная пара («Нет, она не глупа… Никогда не смущалась и не смущается… так она не дурная женщина…»).

      Чувства героев раскрываются Толстым и другими способами, например через подробности их поведения, жесты, детали.

      Волнение Кутузова перед советом в Филях выражается в том, что он «беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто давил на шею». Увидев убитого Петю Ростова, «Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него… И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай…».

      Итак, мы видим, что Толстой использует различные способы раскрытия душевного мира своих героев.

      Удивительно многообразие оттенков, которые находит Толстой в поведении человека, в его переживаниях. Правдивость, точность психологического анализа у Толстого, исключительная наблюдательность писателя, проникновение в душу человека поразили меня. Вот, например, сколько оттенков, переходов одного чувства в другое рисует писатель в эпизоде, когда Николай Ростов возвращается домой после проигрыша. Он ненавидит Долохова, ненавидит себя за безволие. «Я погибший, бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается…» Дома Ростов застает атмосферу поэтической влюбленности, счастья. Наташа готовится петь, а Николай в раздражении думает: «Что она может петь?.. И чему она радуется?.. И как ей не скучно и не совестно?» Но вскоре весь мир сосредоточивается для него «в ожидании следующей ноты», он уже поет вместе с ней и счастлив, взяв нужную высокую ноту. «Как счастливо! Какие тут проигрыши и Долоховы, честное слово! Все вздор!» Но пение закончено, он возвращается в мрачную действительность. В объяснении с отцом Николай пытается бодриться, казаться небрежным, но в душе чувствует себя подлецом.

      Наконец он целует руку отца и плачет. Показывая чувства так подробно, писатель заставляет читателя сопереживать этому человеку, заражает нас его настроением.

      Хотя предшественники Толстого, особенно Лермонтов, также делали попытки изобразить внутренний мир личности, но только в творчестве Толстого психологизм становится как бы всепроницающим. Писатель стремится не только показать реакцию героя на то или иное событие, но и объяснить существо, нравственный смысл его поступков. Толстой показывает мир чувств в движении, развитии, осваивает «диалектику души», которая «изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе».

      Роман «Война и мир» очищает наши души. Он не знает ни старости, ни увядания. Каждое поколение людей по-новому перечитывает это произведение и всегда открывает для себя что-то новое, что помогает нам понять окружающий мир и самих себя. Немеркнущая художественная красота, поэзия романа чрезвычайно дороги людям.

      Рецензия. Сочинение на заданную тему полно и доказательно раскрывает утверждаемую Н. Н. Страховым мысль, что в романах Л. Н. Толстого «душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе».

      Внимание автора сочинения правильно обращено на новаторство толстовского психологизма.

      Сочинение написано хорошим литературным языком; использование сложных синтаксических конструкций — доказательство языковой грамотности выпускника.

Наташа Ростова на пути к счастью

 

Истинная красота человека заключается в его душе.

      Рассматривая особенности толстовских произведений, Чернышевский отметил, что все произведения писателя проникнуты «чистотой нравственного чувства». Наиболее значимым в творчестве Толстого является роман-эпопея «Война и мир». Он состоит из множества различных, своеобразных характеров, судеб, переживаний людей, которые проходят перед нами.

      Каждому образу присуще что-то свое. Положительный герой Толстого — это целый мир переживаний, духовных смятений, разочарований. Мы живем вместе с его любимыми героями, понимаем их, радуемся за них.

      Наташа Ростова — любимая героиня Л. Н. Толстого. Она наделена яркими национальными чертами. Широта, независимость, смелость, поэтическое мироощущение, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таков характер Наташи.

      Впервые появляется Наташа подростком с тоненькими ручками, большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. Толстой подчеркивает, что вся прелесть заключена во внутреннем своеобразии ее души. В детстве это своеобразие проявляется в бурном веселье, в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Наташа — это «порох», «зелье», «волшебница». Сколько задора, энергии в своевольно-шаловливой Наташе! Она не боится нарушить светские правила поведения. Взросление Наташи протекает бурно. Юность — это новая пора, время сложной внутренней работы, духовного роста. Мы видим ее в Отрадном, среди природы, в окружении нянек, дворовых. Это они были первыми воспитателями, они передали ей своеобразие народного духа. Время, проведенное в Отрадном, оставляет глубокий след в ее душе. В эту пору счастья с особой силой звучат все струны ее богатой натуры. Наташа словно ищет, куда употребить переполняющую ее энергию. Огромной силы достигает народность образа, когда Наташа гостит у своего дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». В блестящем изображении русского характера, в звучании самых дорогих и глубинных струн русского сердца заключено неувядающее очарование отрадненских сцен. И в скачках на тройках святочной морозной ночью, и в плясках с ряжеными, и в играх, и в пении Наташа предстает во всей прелести своей натуры. А делается все это во всю удаль, со всей широтой и страстностью, во всем блеске русской поэзии. И на протяжении всего романа видна духовная связь Наташи с народной жизнью. Простота, естественность ее объясняется тем, что она «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

      Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе. Наташа тонко чувствует красоту окружающего мира. Мы видим ее в деревне, на лоне природы, видим, как она наслаждается ароматом весенней ночи, горькими запахами осенней земли. Это ее стихия.

      Отъезд из Москвы совпадает с наступающей зрелостью героини. Суровым испытаниям подверглись русские люди, и Наташа глубоко переживает за судьбу народа. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы проявляются доброта и патриотизм Наташи. По ее настоянию все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы раненым. Все богатство брошено в Москве. И что значило это богатство, на взгляд Наташи, когда речь шла о спасении русских солдат и офицеров. Граф Ростов по праву гордится такой дочерью. Как все не просто в жизни, так не прост и путь Наташи Ростовой к счастью, но в конце романа она находит свое счастье, которого так долго ждала и которое заслужила. Наташа — замужняя женщина, жена Пьера, горячо любящая своего мужа, добрая, заботливая мать, обожающая своих детей. А впереди — жизнь…

      Наташа пленяла своих современников красотой души, добротой, любовью к Отечеству. Этим она пленяет и нас, современное поколение.

      Рецензия. В сочинении «Наташа Ростова на пути к счастью» убедительно, на фактическом материале показан богатый духовный мир любимой героини Л. Н. Толстого, проявление духовной красоты Наташи в ее поступках, действиях, отношениях к людям, к Отечеству.

      Не прост путь Наташи Ростовой к счастью, но она пленяет читателя и в наш XX век.

      Суждения автора сочинения самостоятельны, глубоки.

      Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Искания князя Андрея

      В своем сочинении я бы хотела попытаться раскрыть образ, по-моему, трагический — образ Андрея Болконского. С личностью Андрея мы знакомимся уже на первых страницах романа-эпопеи «Война и мир», в салоне Анны Павловны Шерер. На вечере в этом салоне присутствует весь цвет петербургского общества. Но Андрею чужды его интересы, нравы, стремления, не радует его и семейная жизнь. Этим он и объясняет свой отьезд в действующую армию. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает совершить подвиг, мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает о своем Тулоне. Конечно, эти мечты не имеют ничего общего с карьеристскими планами Друбецкого или Берга. «Ведь что же слава? — говорит князь Андрей. — Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы».

      Эти мечты особенно волнуют Болконского перед Аустерлицким сражением. Жажда славы, известности ни на минуту не покидает его. Поиск славы, которую имел Наполеон и к которой стремится князь Андрей, заполнил весь смысл жизни Болконского. Но Андрея ждет разочарование: честолюбие и стремление к славе, к известности приводят его не к открытию добра и правды, а к глубокому душевному кризису. В этом и проявляется трагизм князя Андрея. Получив тяжелое ранение под Аустерлицем, лежа на поле брани, князь Андрей чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Небо в романе «Война и мир» представлено как символ нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед князем Андреем «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь. Князь Андрей также чувствовал, что его бывший герой — Наполеон ничтожен в сравнении с тем, что происходило теперь в его душе, а вместе с тем и между душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками.

      Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и важное, чем война и слава Наполеона. После бесконечных мытарств князь Андрей возвращается домой. Дальнейшие события — появление ребенка, смерть жены — потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких — то единственное, что ему остается. Этот тихий и замкнутый мир он противопоставляет мечтам о славе, войне, Наполеону, историческим событиям, которыми он теперь не хочет интересоваться. Вспомним сцену у кроватки больного Николушки. Вместе с сестрой князь Андрей долго стоит «в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света».

      «Да, это одно, что осталось мне теперь», — сказал он со вздохом. Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам дела, полезного для других. Первая веха на этом пути возрождения — встреча с Пьером и разговор с ним. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает правильный вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» — эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал лучистым, детским и нежным. Пробуждаясь к жизни, в первый раз после Аустерлица он «увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Первое, что он сделал для людей, — преобразование в деревне, облегчившее участь его крестьян. Разговор с Пьером, встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», — все это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Последним благотворным впечатлением была «встреча» князя Андрея со старым дубом. Обратимся к тексту: «На краю дороги стоял дуб… Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками… «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!..» «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Так было, когда князь Андрей ехал по делам в Отрадное, а теперь посмотрим, что произошло с дубом через некоторое время. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их». Дуб снова возвратился к жизни, и это возвращение произвело большое впечатление на князя Андрея. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это!..»

      Толстой показывает влияние природы на душу человека, на его мировосприятие, на его духовное обновление. Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима потому, что Толстой говорит о природе, одухотворяя ее, наделяя человеческими чертами. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». Разочаровался князь Андрей и в Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился», привлекло его к Сперанскому, но потом он увидел, что тот вовсе не соответствует его идеалу вполне разумного и добродетельного человека. Понять это несоответствие помогла Андрею любовь к Наташе. Именно благодаря естественности, простоте очаровавшей его девушки Болконский как бы вдруг обнаружил фальшь и неестественность Сперанского и всей той бюрократической среды, душою которой был этот деятель. Вот и здесь мы видим трагическое лицо Андрея. Теперь перед князем Андреем открылась «жизнь, вся жизнь со всеми радостями». Ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье. Но испытания Болконского на этом не закончились. Счастье оказалось кратковременным, и, чем светлее оно было, тем трагичнее ощущалась его утрата. Мучительно подействовал на князя Андрея разрыв с Наташей. В пору своей счастливой любви он говорил: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все счастье, надежда, свет, другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота».

      И бот он в другой, темной половине. В этот горький период ему кажется, «как будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Жизнь представлялась ему жестокой, ненужной, темной.

      Потрясающее впечатление производит описание последних дней князя Андрея: борение страстной любви к жизни — переход человека от бытия к небытию. Смерть прекрасного человека изображена как тяжкая трагедия и вместе с тем как «пробуждение от жизни», как высокое таинство.

      Так рисует Толстой трагический, противоречивый, полный сомнений, поисков и страстного стремления к правде и добру путь Андрея Болконского.

      Рецензия. Автор сочинения «Искания князя Андрея» достаточно полно и доказательно раскрывает тему. Обнаруживается умение отобрать необходимый материал, анализируются наиболее существенные эпизоды жизни князя Андрея на пути его духовных исканий. Правильно и чутко понят противоречивый, полный сомнений трагический путь Андрея Болконского к красоте и добру.

      Сочинение, написанное в жанре литературно-критической статьи, отличают вдумчивость, самостоятельность, зрелость суждений. Работа глубокая, содержательная.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации о Л. Н. Толстом

      Лебедев Ю. В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1991. — № 1.

      Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1997. — № 1.

      Потапова Т. В. Семья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. — 1997. — № 1.

      Айзерман Л. С. Русская классика накануне XXI века // Литература в школе. — 1997. — № 2.

      Выгалов Г. Н. Они писали Льва Толстого // Литература в школе. — 1998. —№ 6.

      Курбатов В. Азбука правды «Кавказского пленника» и «Хаджи-Мурата» Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1999. — № 7.

      Махновец Н. Г. Драма «Живой труп»: своеобразный ответ Л. Н. Толстого-драматурга А. П. Чехову // Литература в школе. — 2000. — № 2.

Категория: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА | Добавил: admin | Теги: изучение русской классики в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе
Просмотров: 1998 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0