Суббота, 27.04.2024, 07:00


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [125]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [93]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [189]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [45]
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [109]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [207]
КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [161]
СТРАНИЦЫ МОНОГРАФИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ [1699]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ [523]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ [157]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ [46]
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 6 КЛАСС [41]
ЗАЧЕТНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [10]
МИР ФРАЗЕОЛОГИИ [423]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [60]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ [462]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА [21]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА". 10-11 КЛАССЫ [12]
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [60]
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [52]
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [115]
ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ [92]
100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА [102]
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [72]
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС [68]
К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ [309]
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [91]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [37]
ПИСАТЕЛИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР [53]
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [29]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА [14]
ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ [25]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ [58]
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ [56]
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СТИХАХ И КАРТИНКАХ [210]
ВИДЕО-УРОКИ [222]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! [86]
ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [12]
ПАДЕЖИ, ВРЕМЕНА, ЗАПЯТЫЕ... [6]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ [12]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА В 9 КЛ [19]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [57]
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [20]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [11]
ТЕСТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ [30]
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [102]
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [436]
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [17]
ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА. 6 КЛАСС [24]
ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА [8]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [113]
ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ [25]
ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ [35]
ЯЗВКОВЫЕ ИГРЫ [32]
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [78]
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ [26]
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА ХХ ВЕКА [8]
ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА [76]
СТО САМЫХ ВАЖНЫХ ТЕМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [100]

Главная » Файлы » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА

Ф. М. Достоевский «Идиот»
04.09.2014, 15:53
Проблематика романа

      — Нравственно-философская проблема романа (В. В. Розанов).

       История замысла и образа князя-Христа. Роль и значение христианской православной религии, Библии, образа Христа в работе над романом.

      — Идея «положительно прекрасного человека». Соотношение идеала и действительности. Князь Мышкин и его судьба. Сможет ли Мышкин выполнить свое предназначение? Трагедия «добра» и «красоты» в мире. Какова судьба Добра и Красоты в реальном мире? Христианское смирение и всепрощение как вечные эстетические ценности. Проблемы веры и неверия. «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» Можно ли говорить о богооставленности человека у Достоевского?

      — «Рай — вещь трудная: рай на земле нелегко достается». Достоевский и философ К. Леонтьев о возможности на земле царства любви, добра и гармонии.

      — Философ К. Леонтьев: гармония на земле, питаемая «всемирной любовью», во-первых, нежелательна, во-вторых, невозможна.

      — Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Тайна и трагедия героини.

      — Другие образы и их художественная роль в романе.

      — Россия, русский национальный характер и Запад в раздумьях писателя.

      — «Боль о человеке», гуманизм романа, его современное звучание.

      — Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира.

      — Сценическое воплощение романа «Идиот».

Темы сочинений по роману «Идиот»

      «Рай — вещь трудная: рай на земле нелегко достается» (трагический итог жизни князя Мышкина).

      Образ «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот».

      Смысл заглавия романа «Идиот».

      Современное звучание романа «Идиот».

      Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности.

      Трагедия «добра» и «красоты» в мире.

      Образ Петербурга в романе «Идиот» и в иллюстрациях И. Глазунова.

      Незабываемые страницы романа «Идиот».

      Гуманизм романа «Идиот».

      О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Идиот»?

      Психологизм романа «Идиот».

      Роль образа Настасьи Филипповны в нравственной проблематике романа.

Чтение и рецензирование сочинения, определение жанра

Образ «положительно прекрасного человека»
в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

      Выбрав тему своего сочинения, я задумалась над тем, как же его начать. Не знаю почему, но мне было трудновато найти первые слова для этого сочинения, так же как было немного страшно и интересно, когда мы приступали к изучению романа «Идиот». Эти чувства я испытывала потому, что это был Достоевский, тот самый Достоевский, которого знает весь мир. Его произведения, в том числе роман «Идиот», требуют глубокого осмысления, сопричастности читателя. В романе «Идиот» не общество, как мы уже привыкли, судит героя, а герой — общество. В центре романа не «дело» героя, не проступок, а житейская суета сует, которая засасывает в себя героя. Он невольно принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой нисколько не старается возвысить себя над людьми, напротив, он сам уязвим. Но он оказывается выше как добрый человек. Он ничего для себя не хочет и не просит. В «Идиоте» нет определенного конца событий. Князь Мышкин выбывает из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в «нейтральную» Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты, людей не переделаешь. Если вспомнить классику мировой литературы, то мы увидим, что у князя Мышкина были предшественники: Дон Кихот Сервантеса, Рыцарь Бедный Пушкина. Но для Достоевского образ князя Мышкина был, наверное, чем-то особенным. «Люблю я ее ужасно», — писал он об идее романа. В поисках нравственного идеала Достоевский пленился образом Христа и говорил, что никаких доказательств его истинности не требуется: все истины корыстны, плод суетного человеческого ума, а Христос просто нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Конечно, знак равенства между Мышкиным и Христом условный, ведь Мышкин — обыкновенный человек.

      Но полная нравственная чистота сближает князя Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа, каким он изображен в Евангелии, ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с пегонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность его, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это накладывает печать идеальности. Христос с детства поразил воображение Достоевского. После каторги любовь писателя к Христу возросла. В его образе Достоевский видел цель своего творчества. Князь Мышкин — человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Писателем задуман дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если смотреть на него с точки зрения Христовой проповеди, такой желанной для избавления от зла.

      Как мы знаем, Мышкин лечился в Швейцарии в заведении Шнейдера. Окружающие называли его идиотом, и он не возражал. По приезде в Россию это прозвище за ним сохранилось. Но слово «идиот» в данном случае означало просто «странный человек», «больной человек». В Швейцарии содержал его дальний родственник, некто господин Павлищев. Швейцария введена, на мой взгляд, тут не случайно: с ее горных вершин и пришел Мышкин к людям. Бедность и болезненность Мышкина, когда и титул-то «князь» звучит как-то некстати, знаки его духовной просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто страдальческое, родственное христианскому идеалу. И по русским народным поверьям, юродивый ближе к святости, а в Мышкине вечно остается нечто младенческое — да глаголет истина его устами. Несмотря на свою молодость, он совершенно лишен плотского начала, об этом можно судить по тому, как разворачиваются отношения его с Настасьей Филипповной и Аглаей. Его чувства к обеим женщинам совсем не назовешь любовью мужчины к женщине. Любовь Мышкина не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Он считает, что жалость, сострадание — вот первое, в чем нуждается человек. Князь Мышкин попадает в сложный переплет событий. Он яблоко раздора между Аглаей и Настасьей Филипповной. Каждая из женщин пытается по-своему завоевать любовь Мышкина. Достоевский не скрывает, что его князь-Христос запутывается в неодолимых житейских противоречиях. Финал его отношений с обеими женщинами печален и трагичен. Мышкин — воплощение «христианской» любви. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна. Наверное, поэтому и погибает Настасья Филипповна, поэтому и остается бесконечно несчастной Аглая.

      Лев Николаевич Мышкин — странный человек, не вписывающийся в общепринятые нормы. Он отрешен от мирской суеты и старается увести от нее окружающих, сделать их чище и добрее. Злопамятство, недоверие и злобность людей кажутся ему надуманными и ненужными, князь не хочет признать существование этих качеств в людях. «Положительно прекрасный» герой Достоевского помогает познать себя и доброту, заключенную в каждом человеке, отдает им частицу своей души. Одновременно беззащитный и всесильный, кроткий, слабый и обладающий огромной властью над людьми, князь Мышкин искренне хотел помочь людям сохранить в себе человеческое…

      Но Мышкин-Христос явно и безнадежно запутался в земных делах, невольно посеял не добро, а зло. Его, как и Чацкого, неразумный свет назвал сумасшедшим.

      Убита душа князя, он ввергнут в неизлечимую болезнь. «Доктор Шнейдер все более и более хмурится и качает головой, намекает на совершенное повреждение умственных органов». Действительно, «рай — вещь трудная; рай на земле нелегко достается». Петербургский мечтатель князь Мышкин — воплощение «неудавшейся идеи христианства» на земле. Так что же, мечта неосуществима? Не воцарится на земле царство идеальное никогда? Зачем этот призыв Достоевского к милосердию, доброте, всепрощению, чуткости к другим, если он сам показал нам трагический результат судьбы князя Мышкина? Не слишком ли велика цена? Нам остается только надеяться, что жертва стоит цели: «Аще пшеничное зерно, падши в землю, умрет, то принесет много плода». Достоевский утверждает «веру в возрождение души человека», славит «небесный купол совести, стремление к победе добра над злом, к познанию высшего назначения на земле, говорит о Боге в душе». Царство Божье внутри нас.

      Рецензия. Сочинение «Образ «положительно прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» написано в жанре литературно-критической статьи. Рассуждение строится логично, последовательно. Работа композиционно завершена, отвечая задаче, заключенной в формулировке темы. Образ «положительно прекрасного человека» князя Мышкина на основе умения выпускником отобрать необходимый материал изображен полно, доказательно, глубоко. Сочинение отличают вдумчивость, самостоятельность в осмыслении образа князя Мышкина, зрелость суждений.

Современное прочтение классики

Новые публикации о романе «Идиот»

      Силеверстов Ю. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. — М.: Молодая гвардия, 1991.

      Селезнев Ю. Слово воплощенное (Из кн. «В мире Достоевского») // Литература в школе. — 1994. — № 2.

      Тарасов Б. Н. Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского // Литература в школе. — 1996. — № 4, 5.

      Глазунов И. С. Россия распятая // Роман-газета. — 1996. — № 22—24.

      Гаричева Е. А. Изучение романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Литература в школе. — 1998. — № 6.

      Малыгина Н. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. — 1998. — № 7.

Категория: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА | Добавил: admin | Теги: изучение русской классики в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе
Просмотров: 3979 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0