Проблематика романа
— Нравственно-философская проблема романа (В. В. Розанов).
— История замысла и образа князя-Христа.
Роль и значение христианской православной религии, Библии, образа Христа
в работе над романом.
— Идея «положительно прекрасного человека».
Соотношение идеала и действительности. Князь Мышкин и его судьба. Сможет
ли Мышкин выполнить свое предназначение? Трагедия «добра» и «красоты» в
мире. Какова судьба Добра и Красоты в реальном мире? Христианское
смирение и всепрощение как вечные эстетические ценности. Проблемы веры и
неверия. «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» Можно ли говорить о
богооставленности человека у Достоевского?
— «Рай — вещь трудная: рай на земле нелегко
достается». Достоевский и философ К. Леонтьев о возможности на земле
царства любви, добра и гармонии.
— Философ К. Леонтьев: гармония на земле, питаемая «всемирной любовью», во-первых, нежелательна, во-вторых, невозможна.
— Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Тайна и трагедия героини.
— Другие образы и их художественная роль в романе.
— Россия, русский национальный характер и Запад в раздумьях писателя.
— «Боль о человеке», гуманизм романа, его современное звучание.
— Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира.
— Сценическое воплощение романа «Идиот».
Темы сочинений по роману «Идиот»
«Рай — вещь трудная: рай на земле нелегко достается» (трагический итог жизни князя Мышкина).
Образ «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот».
Смысл заглавия романа «Идиот».
Современное звучание романа «Идиот».
Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности.
Трагедия «добра» и «красоты» в мире.
Образ Петербурга в романе «Идиот» и в иллюстрациях И. Глазунова.
Незабываемые страницы романа «Идиот».
Гуманизм романа «Идиот».
О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Идиот»?
Психологизм романа «Идиот».
Роль образа Настасьи Филипповны в нравственной проблематике романа.
Чтение и рецензирование сочинения,
определение жанра
Образ «положительно прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Выбрав тему своего сочинения,
я задумалась над тем, как же его начать. Не знаю
почему, но мне было трудновато найти первые слова для
этого сочинения, так же как было немного страшно и интересно,
когда мы приступали к изучению романа «Идиот».
Эти чувства я испытывала потому, что это был Достоевский,
тот самый Достоевский, которого знает весь мир. Его
произведения, в том числе роман «Идиот», требуют
глубокого осмысления, сопричастности читателя. В романе
«Идиот» не общество, как мы уже привыкли,
судит героя, а герой — общество. В центре
романа не «дело» героя, не проступок, а житейская
суета сует, которая засасывает в себя героя. Он невольно
принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой
нисколько не старается возвысить себя над людьми, напротив,
он сам уязвим. Но он оказывается выше как добрый
человек. Он ничего для себя не хочет и не просит. В «Идиоте»
нет определенного конца событий. Князь Мышкин выбывает
из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в «нейтральную»
Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты,
людей не переделаешь. Если вспомнить классику мировой
литературы, то мы увидим, что у князя Мышкина были предшественники:
Дон Кихот Сервантеса, Рыцарь Бедный Пушкина. Но для
Достоевского образ князя Мышкина был, наверное, чем-то
особенным. «Люблю я ее ужасно», —
писал он об идее романа. В поисках нравственного
идеала Достоевский пленился образом Христа и говорил,
что никаких доказательств его истинности не требуется:
все истины корыстны, плод суетного человеческого ума,
а Христос просто нужен людям как символ, как вера, иначе
рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов.
Конечно, знак равенства между Мышкиным и Христом условный,
ведь Мышкин — обыкновенный человек.
Но полная нравственная чистота сближает князя
Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте
Христа, каким он изображен в Евангелии, ему двадцать семь лет, он
бледный, с впалыми щеками, с пегонькой, востренькой бородкой. Глаза его
большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая
душевность его, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия
и эгоизма, безответность при обидах — все это накладывает печать
идеальности. Христос с детства поразил воображение Достоевского. После
каторги любовь писателя к Христу возросла. В его образе Достоевский
видел цель своего творчества. Князь Мышкин — человек, предельно
приблизившийся к идеалу Христа. Писателем задуман дерзкий эксперимент:
как выглядит современный мир, если смотреть на него с точки зрения
Христовой проповеди, такой желанной для избавления от зла.
Как мы знаем, Мышкин лечился в Швейцарии в
заведении Шнейдера. Окружающие называли его идиотом, и он не возражал.
По приезде в Россию это прозвище за ним сохранилось. Но слово «идиот» в
данном случае означало просто «странный человек», «больной человек».
В Швейцарии содержал его дальний родственник, некто господин Павлищев.
Швейцария введена, на мой взгляд, тут не случайно: с ее горных вершин и
пришел Мышкин к людям. Бедность и болезненность Мышкина, когда и
титул-то «князь» звучит как-то некстати, знаки его духовной
просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто
страдальческое, родственное христианскому идеалу. И по русским народным
поверьям, юродивый ближе к святости, а в Мышкине вечно остается нечто
младенческое — да глаголет истина его устами. Несмотря на свою
молодость, он совершенно лишен плотского начала, об этом можно судить по
тому, как разворачиваются отношения его с Настасьей Филипповной и
Аглаей. Его чувства к обеим женщинам совсем не назовешь любовью мужчины к
женщине. Любовь Мышкина не приживается в мире корысти, хотя и остается
идеалом. Он считает, что жалость, сострадание — вот первое, в чем
нуждается человек. Князь Мышкин попадает в сложный переплет событий. Он
яблоко раздора между Аглаей и Настасьей Филипповной. Каждая из женщин
пытается по-своему завоевать любовь Мышкина. Достоевский не скрывает,
что его князь-Христос запутывается в неодолимых житейских противоречиях.
Финал его отношений с обеими женщинами печален и трагичен. Мышкин —
воплощение «христианской» любви. Но такую любовь, любовь-жалость, не
понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна. Наверное,
поэтому и погибает Настасья Филипповна, поэтому и остается бесконечно
несчастной Аглая.
Лев Николаевич Мышкин — странный человек, не
вписывающийся в общепринятые нормы. Он отрешен от мирской суеты и
старается увести от нее окружающих, сделать их чище и добрее.
Злопамятство, недоверие и злобность людей кажутся ему надуманными и
ненужными, князь не хочет признать существование этих качеств в людях.
«Положительно прекрасный» герой Достоевского помогает познать себя и
доброту, заключенную в каждом человеке, отдает им частицу своей души.
Одновременно беззащитный и всесильный, кроткий, слабый и обладающий
огромной властью над людьми, князь Мышкин искренне хотел помочь людям
сохранить в себе человеческое…
Но Мышкин-Христос явно и безнадежно запутался в
земных делах, невольно посеял не добро, а зло. Его, как и Чацкого,
неразумный свет назвал сумасшедшим.
Убита душа князя, он ввергнут в неизлечимую
болезнь. «Доктор Шнейдер все более и более хмурится и качает головой,
намекает на совершенное повреждение умственных органов». Действительно,
«рай — вещь трудная; рай на земле нелегко достается». Петербургский
мечтатель князь Мышкин — воплощение «неудавшейся идеи христианства» на
земле. Так что же, мечта неосуществима? Не воцарится на земле царство
идеальное никогда? Зачем этот призыв Достоевского к милосердию, доброте,
всепрощению, чуткости к другим, если он сам показал нам трагический
результат судьбы князя Мышкина? Не слишком ли велика цена? Нам остается
только надеяться, что жертва стоит цели: «Аще пшеничное зерно, падши в
землю, умрет, то принесет много плода». Достоевский утверждает «веру в
возрождение души человека», славит «небесный купол совести, стремление к
победе добра над злом, к познанию высшего назначения на земле, говорит о
Боге в душе». Царство Божье внутри нас.
Рецензия. Сочинение «Образ «положительно
прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» написано в
жанре литературно-критической статьи. Рассуждение строится логично,
последовательно. Работа композиционно завершена, отвечая задаче,
заключенной в формулировке темы. Образ «положительно прекрасного
человека» князя Мышкина на основе умения выпускником отобрать
необходимый материал изображен полно, доказательно, глубоко. Сочинение
отличают вдумчивость, самостоятельность в осмыслении образа князя
Мышкина, зрелость суждений.
Современное прочтение классики
Новые публикации о романе «Идиот»
Силеверстов Ю.
О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. —
М.: Молодая гвардия, 1991.
Селезнев Ю.
Слово воплощенное (Из кн. «В мире Достоевского»)
// Литература в школе. — 1994. —
№ 2.
Тарасов Б. Н.
Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского
// Литература в школе. — 1996. —
№ 4, 5.
Глазунов И. С.
Россия распятая // Роман-газета. — 1996. —
№ 22—24.
Гаричева Е. А.
Изучение романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
// Литература в школе. — 1998. —
№ 6.
Малыгина Н. М.
Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского
// Литература в школе. — 1998. —
№ 7. |