Двойственность
личности и судьбы Фета — поэта и Фета —
практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике
природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота
обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное»,
«неуловимое». Утонченно-чувственный психологизм
любовной лирики. Отказ от социальной лирики. Романтические
«поэтизмы» и метафорический язык. Гармония,
мелодичность и музыкальность поэтической речи и способы
их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого
бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения
«Чудная
картина…» (1842)
«Я
пришел к тебе с приветом…» (1843)
«Облаком
волнистым…» («Даль») (1843)
«Летний
вечер тих и ясен…» (1847)
«Шепот,
робкое дыханье…» (1850)
«Ласточки
пропали…» (1854)
«Какое
счастие, и ночь, и мы одни…» (1854)
«Еще
весны душистой нега…» (1854)
«Еще
майская ночь…» (1857)
«Певице»
(1857)
«Какая
ночь, как воздух чист…» (1857)
«Заря
прощается с землею…» (1858)
«Скрип
шагов вдоль улиц белых…» (1858)
«На
железной дороге» (конец 1859 или начало 1860)
«Какая
грусть! Конец аллеи…» (1862)
«Сияла
ночь…» (1877)
«Это
утро, радость эта…» (1881)
«Учись
у них — у дуба, у березы…» (1883)
«Бабочка»
(1884)
«Поэтам»
(1890)
«Ель
рукавом мне тропинку завесила…» (1891)
Вопросы для повторения
— Как
жизнь Фета — человека отразилась в творчестве
Фета — поэта?
— Какова,
по мнению Фета, роль поэта и поэзии?
— Почему
поэзию Фета называют поэзией души?
— С помощью
чего в произведениях Фета достигаются гармония, мелодичность,
музыкальность?
— Как
вы думаете, почему на стихи Фета написано так много
романсов?
— Почему
литературоведы часто сравнивают лирику Фета с лирикой
Пушкина? Что объединяет и чем отличается творчество
этих поэтов?
— Почему
лирика Фета близка творчеству художников-импрессионистов?
Назовите стихотворения поэта, которые можно проиллюстрировать
картинами импрессионистов.
Вспомним наизусть (на
выбор)
«Добро
и зло» (1884)
«Жизнь
пронеслась без явного следа…» (1864)
«Бал»
(1857)
«Певице»
(1858)
«Цветы»
(1858)
«Ярким
солнцем в лесу пламенеет…» (1859)
«Весенний
дождь» (1857)
«Ель
рукавом мне тропинку завесила…» (1891)
«На
заре ты ее не буди…» (1842)
«Я
пришел к тебе с приветом…» (1843)
«Какая
грусть! Конец аллеи…» (1862)
Темы сочинений
Мой
Фет.
Мое
любимое стихотворение Фета (восприятие, оценка, истолкование).
Мое
восприятие лирики Фета.
Слияние
внешнего и внутреннего мира в лирике Фета.
Пейзажная
живопись в творчестве Фета (Сурикова, Никитина, Майкова,
Плещеева).
Современное прочтение классики
Новейшие публикации об
А. А. Фете
Озеров Л.
Слово-песнь, слово-картина // Вершины. — М.,
1981.
Кошелев В. А.
«Сказаться душой…» // Литература в школе. —
1995. — № 3.
Митин Г. А.
О жизни, о смерти, о вечном // Литература в школе. —
1995. —№ 3.
Воронкова О.
Е. Есенин и Фет: Урок поэтического мастерства //
Литература в школе. — 1995. — № 6.
Сухова Н.
Чувство природы у Майкова, Фета, А. Толстого //
Литература в школе. — 1996. — № 3.
Ляпина Л. Е.
В мире русской поэзии и «прозаического века»:
Поэтика мотивов (А. А. Фет, А. Н. Майков,
Я. П. Полонский) // Литература в школе. —
1998. — № 6.
Макарова С. А.
Лирика А. А. Фета // Литература в школе. —
1998. — № 6. |