Воскресенье, 11.12.2016, 01:22

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [125]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [93]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [189]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [45]
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [109]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [206]
КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [161]
СТРАНИЦЫ МОНОГРАФИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ [1699]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ [521]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ [157]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ [46]
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 6 КЛАСС [41]
ЗАЧЕТНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [10]
МИР ФРАЗЕОЛОГИИ [423]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [60]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ [425]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА [21]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА". 10-11 КЛАССЫ [12]
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [60]
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [52]
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [115]
ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ [92]
100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА [102]
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [72]
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС [68]
К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ [309]
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [91]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [37]
ПИСАТЕЛИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР [53]
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [29]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА [14]
ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ [25]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ [58]
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ [56]
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СТИХАХ И КАРТИНКАХ [210]
ВИДЕО-УРОКИ [238]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! [86]
ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [12]
ПАДЕЖИ, ВРЕМЕНА, ЗАПЯТЫЕ... [6]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ДЕТЕКТИВЫ НИКОЛАЯ ШАНСКОГО [187]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ [12]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА В 9 КЛ [19]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [57]
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [20]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [11]
ТЕСТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ [30]
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [102]
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [436]
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [17]
ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА. 6 КЛАСС [24]
ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА [8]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [113]
ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ [25]
ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ [35]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА

А. С. Пушкин Анализ лирического стихотворения
04.09.2014, 16:17

      В связи с повторением лирики воспользуемся теоретическим материалом «Как анализировать лирическое стихотворение».

      Сочинение— анализ лирического стихотворения (восприятие, оценка, истолкование)

      Восприятие — важная составная часть системы психологического знания, необходимый этап познания, связанный в большей или меньшей степени с мышлением, памятью, вниманием; действие по значению глагола «восприять».

      Оценка — мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении (в данном случае лирического стихотворения). Положительное или отрицательное отношение, выражаемое в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявления симпатии или неприязни.

      Истолкование — толкование, объяснение, освещение, комментирование, интерпретация. Делать ясным, понятным; устанавливать, раскрывать смысл; рассуждать, пояснять, разъяснять, дав толкование.

      Сочинение — анализ лирического стихотворения очень сложный вид работы. Существует, образно говоря, целая наука о том, как анализировать лирическое стихотворение.

      Итак, как же анализировать лирическое стихотворение?

      Лирика (от греч. lira — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи и песни) — род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому.

      Анализируя лирическое стихотворение, необходимо понимать, знать и помнить следующее.

      Главная особенность лирики заключается в том, что она «сосредоточена прежде всего на изображении внутреннего мира человека» (Л. И. Тимофеев): мысли и чувства, переживания и настроения, впечатления и раздумья.

      Лирическое стихотворение — сложный творческий процесс, в котором осуществляется преображение конкретного, единичного, только что пережитого в общезначимое, общечеловеческое.

      Лирическое стихотворение — это предельная концентрированность, завершенность, исчерпанность, всеохватность мысли.

      Анализ лирического стихотворения — это законченный вывод, итог, это работа, проверяющая наши мысли, чувства, картины, возникшие при чтении в нашем воображении. Это степень сопричастности, попытка приблизиться к позиции автора, к концепции произведения. Это сопутствие, сопереживание, со-размышление с поэтом. Это воображение и способность чувством отозваться на текст.

      Только проницательному читателю открывается глубинный смысл лирического произведения.

      Анализ лирического стихотворения требует тонкости. В центре внимания при анализе лирического стихотворения должно находиться движение поэтической мысли. Движение лирической темы — творческая мысль поэта о себе и окружающем. Оно несет на себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка, стиля своего создателя.

      Способность художника по-своему видеть мир и открывать его по-новому надо научиться распознавать и ценить.

      Целостный анализ художественного текста слагается из единства его различных и взаимосвязанных уровней: идейного содержания; жанрово-композиционной структуры; языка как эстетически организованной системы.

      1) Идейно-эстетический уровень анализа — это воплощенное в анализе в соответствии с авторским замыслом содержание произведения как результат эстетического освоения изображаемой действительности.

      2) Жанрово-композиционный уровень — это поэтическая структура в ее широком понимании, т. е. то, как «сделано» произведение.

      3) Языковой уровень — система изобразительных средств, посредством которых выражается содержание произведения.

      В анализ лирического стихотворения необходимо включение творческой истории стихотворения.

      В лирическом стихотворении особым способом выражения авторского сознания является лирический герой — «единство личности, не только стоящей за текстом, но и воплощенной в самом поэтическом сюжете, наделенной определенной характеристикой» (Л. Я. Гинзбург).

      Сюжет в лирическом произведении — сама последовательность авторского эмоционального высказывания. Сюжет существует всегда только в образной системе стихотворения. Событие в стихотворении сжато, свернуто, фактически это только намек на рассказ, которому присущи острая динамичность, упорядоченность в организации текста.

      Анализируя лирическое стихотворение, необходимо определить его тему, идею, основную авторскую мысль, авторский замысел, авторскую позицию, поэтический замысел стихотворения.

      Основой работы при анализе лирического стихотворения является постижение поэтического слова и образа. Нужно учитывать специфику лирического образа, описательный образ в лирике, найти, какие образы использует поэт.

      Лирическая поэзия — это тайна языка, слова. В лирической поэзии слово приобретает особую выразительность, особенно из-за нахождения в контексте, где оно связано с другими словами множеством стилистических, смысловых, грамматических, синтаксических и прочих связей. Так образуются тропы.

      Тропы — преобразование, переосмысление единиц языка. Это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, представляющихся нашему сознанию близкими. Тропы играют определенную роль в создании образа, в воплощении темы и идеи.

      Лирические стихотворения — это слова, «отягченные смыслом, наполненные им», и тем не менее «всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение» (А. А. Блок). Такие слова являются в тексте ключевыми, опорными. К ним тянутся «нити различных уровней текста».

      Это не только слова, значимые для стихотворения как художественного целого, без которых невозможно понимание мысли автора, смысла стихотворения. Но это и слова, максимально выразительные и насыщенные, несущие поэтический образ.

      Выявление художественной функции каждого элемента стихотворения — важный этап анализа лирического стихотворения.

      Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

      Общему стилистическому целому стиха подчинена рифма — созвучие концов стихов. Рифма связывает строки — ритмические единицы.

      «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (В. В. Маяковский. «Как делать стихи»).

      Определение своеобразия поэтики анализируемого стихотворения — характеристика не только ритмико-синтаксической организации, структуры стиха, но и звукопись — музыкальное звучание строфы. В. В. Шефнер звучание стиха определил как «точеную точность стиха».

      Система изобразительных средств, представляя собой языковую форму выражения, всегда связана с содержанием, формирует и воплощает его.

      Реальное восприятие лирического стихотворения индивидуально. Оно может ассоциироваться с какими-то жизненными воспоминаниями, быть близко и значимо, но, анализируя лирическое стихотворение, необходимо опираться на биографический, литературный, социально-культурный и исторический фон, учитывать характер предложенного для анализа материала. Главное — постижение стихотворения и ни в коем случае не подмена анализа лирического стихотворения описанием личных впечатлений от этого стихотворения.

      Единство формы и содержания, личностное отношение, сочетание аналитического и эмоционального начал при анализе лирического стихотворения сделают его интересным и значимым. А понимание образной системы стиха, вкус к метафоре, умение ее видеть и понять ее значение, способность услышать и слушать музыку стиха поднимает человека на новую эстетическую высоту.

Памятка о том, как учить стихи

      Человек, который знает много стихов, любит литературу, хорошо владеет речью. Заучивание стихов не только труд, но и удовольствие, если уметь это делать. Вот несколько советов.

      Никогда не учите построчно.

      Внимательно прочитайте стихотворение, лучше вслух, два-три раза, стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и звучание отдельных строк. После этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть. Сразу выяснится, что уже запомнилось. Восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, добиваясь выразительности чтения. Присоедините к первому четверостишию второе, сверяясь с текстом. Таким образом выучите стихотворение целиком. Два-три раза прочитайте его полностью вслух при закрытой книге. Обязательно повторите стихотворение вечером или утром следующего дня.

      План и рабочие материалы к сочинению «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

ПЛАН

 

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

Особенности поэтического мира А. С. Пушкина.

   

«Осень»

Назначение поэзии.

 

«Пророк»

Роль и место поэта в мире людей.

 

«Поэт», «Поэту»

Поэт и толпа.

 

«Эхо», «Ответ анониму»

Что делает имя поэта бессмертным?

 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

      Размышляя о теме поэта и поэзии в лирике Пушкина, остановимся на некоторых существенных моментах. Это вопросы библейской символики и роли славянизмов в произведениях о роли и назначении поэта и поэзии. Почему Пушкину, размышлявшему над процессом поэтического творчества, «понадобились» библейские образы и легенды? Высокое представление Пушкина о творческом даре и миссии поэта требовало сравнения с образами самыми возвышенными: Бог, пророк, серафим. Эти слова торжественны и приподняты. Они настраивают читателя на определенный лад, тем самым создавая атмосферу «высокого напряжения» и выводя творческое вдохновение, поэтический дар из ряда обычных явлений. Суровость интонаций, сдержанность в выборе слов и красок, в передаче действий и поступков вызывают представление о трудности творчества, о страданиях, которые испытывает на своем жизненном пути каждый поэт-пророк. Славянизмы создают торжественный и одновременно суровый тон, подчеркивают накал чувств, внутреннюю страстность.

      Например, «Пророк» — «стихотворение, написанное не от лица автора, а от лица библейского пророка... поэтому рассказ его выдержан в библейском стиле» (Н. Л. Степанов). (Исследователи отмечают текстуальную близость стихотворения «Пророк» к книге пророка Исайи.) «Библейские краски здесь только одеяние!», и стихотворение — «обобщенное воплощение мысли о пророческом служении поэта» (А. Соломинский).

      Говоря об общем тоне стихотворения «Пророк», назовем эпитеты «мягкий», «задумчивый», «спокойный», «торжественный», «суровый», «приподнятый».

      Выясним, чем вызваны торжественность и суровость тона, с какими представлениями о поэте и его служении людям они связаны. В чем видит Пушкин радость и счастье поэтического творчества? Каких жертв и лишений оно требует? Чем можно объяснить спокойную уверенность Пушкина в бессмертии своей поэзии? («Я памятник себе воздвиг...»)

Чтение и рецензирование сочинений

      1. Сочинение — анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка).

      2. Сочинение — анализ стихотворения А. С. Пушкина «Что в имени тебе моем?..» (восприятие, истолкование, оценка).

      3. Сочинение-анализ «Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина» (восприятие, истолкование, оценка).

Сочинение — анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»

      В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о проблемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей, и каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные вопросы.

      Во все времена проблемы бытия особенно волновали передовых представителей человеческого общества, в том числе и художников слова — поэтов и писателей.

      Но ни в одной литературе мира «проклятые вопросы», как назвал их Достоевский, не стояли так остро, как в русской. По словам Евтушенко, во все времена «поэт в России больше, чем поэт».

      И конечно же, эти вопросы не могли не волновать гениального поэта Пушкина, явившегося «началом всех начал» в русской классической литературе.

      «Пророк» — стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. Все слова стихотворения в «Пророке» имеют существенный момент: это библейская символика и славянизмы.

      Почему? Да потому, что слишком высоко было представление А. С. Пушкина о творческом даре и миссии поэта. И эта высота требовала сравнений с образами самыми возвышенными:

      Бог, пророк, серафим.

      Эти слова торжественны и величавы. Прочитывая их, человек настраивается на определенный лад, на определенную атмосферу. И атмосфера эта «самого высокого напряжения».

      Нужно упомянуть, что стихотворение было написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта — декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния, на перепутье веры в возможность демократических перемен. Тяжелую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения.

      С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение человека:

...Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон...

      Люди отвергают сверхзоркость и суперслух. Им открывается весь мир во всем его многообразии форм и звуков. Человек получает качества древнего и величественного мира природы:

...Зоркость орлицы и мудрость змеи.

      Более того, серафим избавляет заблудившегося в пустыне неверия человека от его греховной сути:

...И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый...

      Очень важно, что очищение, освобождение от греха сопряжено с адскими муками, со страданиями. Ибо только страдание может привести человека к духовному воскрешению:

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал...

      Чтобы стать пророком, чтобы познать истину, нужно отрешиться, отстраниться от мук сердечного трепета, от страха, от всего того, что так присуще слабому духом человеку.

      Наконец, лирический герой получает все необходимые качества пророка, но остается в бездействии, «как труп». В чем же причина? Разгадка проста. Ему не хватает главного — цели, которую знает только Всевышний.

      Тема стихотворения — поэт и поэзия — подразумевает проблему: в чем заключается предназначение поэта и поэзии? Расшифровав поэтическую аллегорию, можно прийти к выводу, что истинный поэт — это человек, наделенный возможностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишен лжи, а цель его определена самим Богом:

...Глаголом жги сердца людей.

      Поэт призван своим вещим, пророческим словом будить сердца людей к добру и благородным порывам. Таково высокое гуманистическое призвание поэта и такова главная идея стихотворения «Пророк». А. С. Пушкин мастерски воплощает свою идею в лаконичных и выразительных строках. Стихотворение написано ямбом, что придает ему чеканное и мужественное звучание.

      Большую роль здесь играет употребление старославянизмов (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придает стихотворению особую торжественность и силу.

      Не случайны и частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и»). Повторение нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

      И наконец, особую яркость происходящему придают неповторимые эпитеты: (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрыя, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из этих эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку: легкими — легкое прикосновение, мягкое, осторожное; вещий — предвидящий будущее, пророческий; празднословный и лукавый — коварный, хитрый; мудрыя (мудрый) — обладающий большим умом, основанный на знании, опыте; трепетное — взволнованное.

      Единство своеобразной идеи с оригинальным языковым средством, выражающим эту идею, и создает то потрясающее впечатление, которое производит на читателя стихотворение «Пророк».

      «Глаголом жги сердца людей» — это как завет, исполненный поэтом. Наверное, поэтому поэзия А. С. Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в повелительном «жги» последней строки. И пушкинские стихи жгут.

      Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Поэт — избранник, но это избранничество покупается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк», посвященном теме поэта и поэзии. Особенно сильно звучит мотив избранничества.

      В стихотворении говорится о свойствах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнить свою миссию.

      В этом стихотворении Пушкин обращается к библейской мифологии: вместо поэта — пророк, вместо Аполлона — еврейский бог, вместо Музы — серафим. Будущий поэт томится «духовной жаждою» «в пустыне мрачной» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Посланник Бога — серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:

Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

      Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слышит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас, взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей своим поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли...»

      Рецензия. В сочинении — анализе стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина уделено особое внимание высокому представлению поэта о творческом даре и миссии поэта. Отсюда — пророк, отсюда — суровость интонации, торжественность и сила старославянизмов.

      В сочинении подчеркнуто, что торжественность и суровость тона автора стихотворения связаны с главным предназначением поэзии и поэта — служением людям. Сочинение написано языком, соответствующим приподнятости интонации стихотворения «Пророк».

Сочинение — анализ стихотворения А. С. Пушкина
«Что в имени тебе моем?..»

      «Не знаю, — размышляла М. Цветаева, — нужны ли вообще бытовые подстрочники к стихам: кто — когда — с — где — при каких обстоятельствах и так далее жил. Стихи быт переломили и отбросили, и вот из уцелевших осколков, за которыми, ползая вроде как на коленях, биограф тщится рассказать бывшее... К чему? Приблизить к нам живого Пушкина? Да разве он, биограф, не знает, что поэт — в стихах живет?»

      Да, я согласна с этим размышлением.

      «Поэт — в стихах живет». Живет поэт и в одном из моих любимых произведений А. С. Пушкина — стихотворении «Что в имени тебе моем?..», почти не требующем биографического комментария. Стихотворение написано в 1830 году (5 июня) в ответ на просьбу красавицы польки Каролины Собаньской вписать ей в альбом свое имя.

      Пушкин познакомился с ней в феврале 1821 года в Киеве, а позднее встречался в Одессе и Петербурге. О чувстве Пушкина к Каролине свидетельствуют два письма к ней, написанные 2 февраля 1830 года — в девятую годовщину дня, «когда я вас увидел в первый раз». Воистину любовь вечна, и память о любимой женщине жива в сердце поэта:

Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.

      «Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною». Поэт не надеется на взаимность; ведь его послание обращено к женщине, которая его, видимо, никогда не любила.

Что в имени тебе моем?..
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно.
Воспоминаний чистых, нежных.

      Власть самого высокого, прекрасного и волнующего чувства — любви познал поэт. Об этом и строки стихотворения, и строки письма: «Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего». Страдания облагораживают душу человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина, делает его более благородным:

      Что в имени тебе моем?..

      Этот риторический вопрос привлекает внимание читателя, потому что он не только не требует ответа, но и содержит утверждение, что в нем, в этом имени, — ничего нет для той, к кому обращены строки стихотворения и строки письма:

      «От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, — и немного робости, которую я не могу побороть». Человеческая жизнь не бесконечна. Время безжалостно над человеческой жизнью: «Ваша душа... не встретит ее [душу поэта] в беспредельной вечности».

      И не случайно анафорическое утверждение: «оно умрет...», «оно... оставит мертвый след». Другая анафора: «Что в имени?..», «Что в нем?..» — приводит к той же горькой мысли о забвении, исчезновении. Ведь глагол «умрет» как раз и имеет значения: «забвение», «исчезновение», «перестанет звучать».

      Но, читая стихотворение от станса к стансу, вслушиваясь в ритм его строф, вдумываясь в значение эпитетов (печальный, ночной, глухом, мертвый, новых, мятежных, чистых, нежных), мы начинаем понимать двойственность композиции. Категоричность утверждения: «Что в имени тебе моем? — Оно умрет» — ослабевает. Возникает надежда на память, потому что только память противостоит уничтожающей силе времени.

      Сравнения, которые использует поэт, взяв для них волну и звук ночной, и останавливают мгновение, и дают надежду, что ничто в мире не проходит бесследно. Продлить человеческую жизнь может только память, которая одна только побеждает время. «Память — преодоление времени, преодоление смерти» (Д. С. Лихачев). Пока нас помнят, мы живы.

      И инверсия третьей части стихотворения: «воспоминаний чистых, нежных» — подтверждает эту надежду.

      Союз «но», с которого начинается четвертая часть стихотворения, вносит перелом в психологическое развитие стихотворения. В автографе Пушкина в альбоме графини Собаньской после этого союза стоит многоточие, т. е. пауза. И эта пауза несет в себе глубокий смысл, помогает понять глубокий психологизм стихотворения.

      В последнем стансе стихотворения в отличие от предыдущих употребляются глаголы настоящего времени, которые тоже усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к любимой женщине:

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

      Относясь к так называемой медитативной лирике, философское стихотворение «Что в имени тебе моем?..» носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о любви.

      Рецензия. Сочинение — анализ лирического стихотворения «Что в имени тебе моем?..» А. С. Пушкина отличает вдумчивость, умение выделить существенное, главное и осмыслить его. Дана оценка содержанию стихотворения и его художественным особенностям. Композиция сочинения свидетельствует о наличии внутренней логики и последовательности в изложении мыслей. В восприятии и истолковании произведения чувствуется, что благородный, любящий Пушкин импонирует автору сочинения.

      Сочинение написано хорошим литературным языком.

Сочинение-анализ «Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина»

А. С. Пушкин. «Осень»

 

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

      Я знаком со стихотворением А. С. Пушкина «Осень» с самого раннего детства. Мне его читала мама, часто я читал его сам. Сам Пушкин — это уже праздник для души, а его стихотворение вдвойне. И наверное, поэтому оно близко моей душе.

      Пусть строки этого отрывка не рисуют всей картины осени, но приятная и мягкая музыка вливается в душу бодрящим ручейком, наполняя ее светом и любовью. Наплывают воспоминания о детском восприятии этой удивительной поры. Видишь смутные образы: падают листья в прозрачные и хмурые лужи, льют тяжелые осенние дожди, щиплет нос холодный ветерок. Ощущается тоска о прошедшем лете, о его теплом солнце. Я не разделяю мнения Пушкина о том, что нет ничего лучше осени. Для меня осень — пора прощания с вольной и безмятежной жизнью и начало тяжелой умственной работы. Но интонация стихотворения, палитра красок делают тебя безвольным рабом пушкинских утверждений. И кажется, что не он, а ты расцветаешь с каждой осенью, что для тебя наступает пора душевного и физического оздоровления:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод...

      Я люблю это стихотворение за то, что оно не похоже на другие. Слова в нем мягкие и теплые. Много реалистических картин, в которых природа играет главную роль. Есть веселые эпизоды, в которых автор делится своими впечатлениями о весне и лете. Несмотря на откровенную любовь к осени, в стихотворении мы видим и другие образы времен года, видим все времена года с их прелестями и недостатками. Например, лето — пора мух и комаров, весна теплая, но грязная. А какая тогда зима? Зима в стихотворении — время спокойного и размеренного течения жизни. Кажется, что каждая строка о ней наполнена грустью о прошедшем творческом взрыве. Пушкину нравится это снежное время:

Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны...

      Но Пушкин жалуется, что она так долго тянется. И это оправданно. Нельзя только отдыхать, нужно еще и работать.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест.

      И все же осень — главная героиня стихотворения. Ей Пушкин признается в любви. Ее благодарит за то, что пробуждает музу в душе его, освежает и наполняет мыслями голову:

И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит...

      Стихотворение «Осень» — это итог, итог тяжелой и плодотворной работы над темой природы. Пушкин — художник. Он пользуется стихотворением как полотном, на которое он наносит мазки. Эти мазки из слов, обретающих на этом полотне новое звучание и яркость. Сама природа в его глазах — это что-то святое, возвышающееся над мирской суетой.

      Пушкинская «Осень» — это вера в высокие и прекрасные начала жизни. Красота осени показана в сравнении с другими временами года. Поэт восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечного обновления жизни.

      Стихотворение имеет необычную композицию. Написано октавами. Поэтому мы воспринимаем его как непринужденную беседу автора с читателем, рассказывающего не только об осени, но и о деревенской жизни, о себе самом. Мы видим, как постепенно идет перерастание пейзажных картин в раздумье о собственной судьбе.

Плывет. Куда ж нам плыть?

      Вот так завершает Пушкин свое стихотворение. Он отправляет корабль осени в путь. И этот путь идет через наши души, обеспечивая непрерывное совершенствование. Стихотворение «Осень» нужно петь под музыку или просто про себя. И я уверен, что эта песня дойдет до глубины души любого человека и откроет все ее потаенные места. Что-то таинственное заключено в нем, что-то такое, что не дано понять и осознать. И как после этого не любить это стихотворение? Ведь это движение человека сквозь природу и природы сквозь человека. Движение означает прекрасное постоянное творчество природы, созданием которой является человек и его духовный мир. Вот за это все и за стихотворение «Осень» я люблю Пушкина, который в осени черпал поэтическое вдохновение — таинство из таинств.

И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит...
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут —

стихи, озаренные светом вечности.

      Рецензия. Содержание сочинения отвечает задаче, заключенной в формулировке темы. Оценка стихотворения вдумчивая. При истолковании произведения А. С. Пушкина внимание автора сочинения сосредоточено на мыслях, переживаниях и раздумьях поэта.

Темы сочинений по лирике А. С. Пушкина

      Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Пушкина.

      Реалистический пейзаж в лирике Пушкина.

      Свободолюбивая лирика Пушкина.

      Философская лирика Пушкина.

      «Лелеющая душу гуманность» (Белинский о поэзии Пушкина).

      Дружба и друзья в лирике Пушкина.

      Любовная лирика Пушкина.

      «...В мой жестокий век восславил я свободу...» (по лирике Пушкина).

      «...Дум высокое стремленье...» (по лирике Пушкина).

      Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

      «Чувства добрые» в лирике Пушкина.

      Тема «вольности святой» в лирике Пушкина.

      «Для каждого возраста А. С. Пушкин имеет у себя нечто соответствующее» (В. В. Розанов).

      «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

      Стихотворения Пушкина о любви: чувства и мысли, воплощенные в слове.

      Пушкин — друг и соратник декабристов.

      Историческая тема в творчестве Пушкина.

      Образ Петра I в творчестве Пушкина.

      Борис Годунов в трагедии «Борис Годунов».

      Москва в трагедии «Борис Годунов».

      «Гений и злодейство» — две вещи несовместимые.

      Романтические поэмы Пушкина.

      «Александр Сергеевич, разрешите представиться».

      «Душа в заветной лире...»

      «Порой опять гармонией упьюсь...»

      «Товарищ, верь!..»

      Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина.

      «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество...»

      «Иные берега» (Восток и западный мир в творчестве Пушкина).

      «Куда ж нам плыть?»

      Пушкин — путеводная звезда России.

      «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...».

      Список произведений к сочинению по теме «Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина»

      1. «Песнь о вещем Олеге».

      2. Поэма «Полтава».

      3. Роман «Евгений Онегин» («...напрасно ждал Наполеон...»).

      4. Воспоминание в Царском Селе.

      5. Бородинская годовщина.

      6. Стансы.

Чтение и рецензирование сочинений

      1. История Отечества в творчестве А. С. Пушкина.

      2. Философская лирика А. С. Пушкина.

      3. Мой Пушкин.

История Отечества в творчестве А. С. Пушкина

(По одному или нескольким произведениям)
 

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам...
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

А. С. Пушкин

      Александр Сергеевич Пушкин... Сколь много значит это имя для каждого из нас! С этим именем, наверное, у каждого человека связано первое знакомство с поэзией. Каждый воспринимает поэта по-своему, всякий раз открывая для себя что-то новое.

      Еще в раннем детстве, не зная автора сказок, мы читаем наизусть отрывки из «Сказки о золотой рыбке», слушаем с замиранием сердца сказку о прекрасной Царевне Лебеди и умоляем родителей, чтобы они (уже в который раз!) прочли нам сказку о царе Додоне. И уже тогда, наивно, по-детски понимая стихи Пушкина, переживая за «хороших» героев и ненавидя «плохих», мы вбираем в себя все лучшее из этих сказок.

Категория: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА | Добавил: admin | Теги: изучение русской классики в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе
Просмотров: 2597 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0