Образ
вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое,
настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое
начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических
персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность,
символика цвета, «бессобытийность», «подводное
течение». Основа драматического конфликта —
взаимонепонимание, разобщенность героев, разрыв с реальной
жизнью. Значение художественного наследия Чехова для
русской и мировой литературы.
Вопросы для повторения
— Почему
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией? В чем
особенность конфликта драмы?
— Почему
Лопахин и Раневская симпатизируют друг другу, если социально
они враги? В чем основная проблематика драмы?
— Как
проявляется драматическое и комическое в драме?
— Почему
Аня разделяет надежды Трофимова? Верите ли, что Трофимов
способен бороться за их осуществление?
— Как
находят свое выражение лиризм и символика в пьесе?
— Как
Чехов помогает нам за судьбами «недотеп» почувствовать
поэзию жизни?
— Какова
роль авторских ремарок? Как проявляется «подводное
течение»?
Вспомним наизусть (на
выбор)
Один
из монологов героев.
Темы сочинений по пьесе «Вишневый
сад»
Авторские
ремарки в пьесах Чехова.
«Подводное
течение» в пьесах А. П. Чехова.
«Мысль
народная» в «Вишневом саде».
Лиризм
и символика драмы «Вишневый сад».
«Вишневый
сад» как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России.
«Подводное
течение» в комедии «Вишневый сад».
«Недотепы»
в комедии «Вишневый сад».
«Нежная
душа» или «хищный зверь» (Лопахин)?
«Человечество
идет к высшей правде».
«Дойду
или укажу путь другим» (Петя Трофимов).
Надя
Шумина и Аня Раневская.
Почему
герои чеховских пьес не слышат и не понимают друг друга?
Роль
авторских ремарок в комедии «Вишневый сад».
Образ
вишневого сада в комедии «Вишневый сад».
«Вся
Россия — наш сад».
Чтение и рецензирование сочинения
«Недотепы» в комедии А. П. Чехова
«Вишневый сад»
|
…Человек… в своем
громадном большинстве… глубоко несчастлив. |
А. П. Чехов
Многогранен
и сложен художественный мир А. П. Чехова.
Писатель видел несовершенство жизни, понимал глубокий
трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно,
что в пьесу «Вишневый сад» (1904) входит
тема «недотепства». Чехов изображает несчастных,
страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно
широк, хотя само слово «недотепа» употребляется
в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше,
Дуняше, Пете Трофимову и Фирсу…
Лакей
Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется,
не осознает своего духовного убожества. Но в этой
искаженности и огрубелости русского человека заключается
одно из проявлений того самого «недотепства»,
которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба
гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна
вариация на тему «недотепства». Безысходным
одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «…когда
папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая
госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто
я — не знаю…»
Конторщик
Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище —
«двадцать два несчастья». И действительно,
любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность
не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную
неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой
человек… но никак не могу понять направления, чего
мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться…»
К
«недотепам» относится и престарелый лакей
Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного
права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось
человеческое достоинство, духовного раскрепощения не
произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс
заботится о Гаеве, даже одевает и раздевает его. Тем
страшнее и безысходное финал пьесы…
Обратимся
теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская
и Гаев — «недотепы» в полном смысле
этого слова. Потомки многих поколений крепостников,
они полностью утратили ощущение реальности. Раневская
и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской
тетушки и отвергают вполне реальный план спасения имения.
Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что
они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате
последнего напоминания о детстве — вишневого
сада. Ностальгическая обращенность к прошлому —
это попытка восполнить недостаток подлинной духовности
в настоящем.
Страдания
Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают
порой несколько фарсовую форму: излишняя экспрессивность
Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом. Жизнь Раневской
не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет
семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь
Андреевна, по ее же собственному признанию, «ниже
любви», не может бороться со своими чувствами даже
тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней
сконцентрированности героини на собственных переживаниях
есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий
и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит
за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминание об
умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку
леденцов… Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов
обнаруживает признаки «футлярной» замкнутости
на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.
Глубоко
несчастны в пьесе «Вишневый сад» и представители
молодого поколения Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно,
страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи «вечного
студента» Пети Трофимова «о высшей правде»
звучат мажорно, жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно.
27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но
и он подвластен неукротимому ходу времени. «Какой
вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» —
замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви»,
но именно любви ему и не хватает. «Я выше любви!» —
«Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш
Фирс, вы недотепа», — точно угадывает
Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К
«недотепам» в пьесе «Вишневый сад»
должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин.
Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной
душе». В двойственности Лопахина, сочетании
деловой хватки и «нежной души», заключается
трагическая противоречивость образа. В своих отношениях
с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности,
столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста
Лопахина Чехов вкладывает слова о нашей «нескладной»
жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы
изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая
жизнь». И это говорит самый преуспевающий,
самый «практичный» герой «Вишневого сада»!
Пьеса
«Вишневый сад» кончается грустным словом «недотепа»,
которое произносит забытый всеми Фирс. За этим
словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства.
Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении
с состраданием к несчастным, обездоленным людям, которые
ищут «высшую правду» и все никак не могут
найти…
Рецензия.
Содержание сочинения «Недотепы» в комедии
А. П. Чехова «Вишневый сад» отвечает
задаче, заключенной в формулировке темы. Автор сочинения,
написанного в жанре литературно-критической статьи,
показывает, что «недотепство» —
итог взаимонепонимания, разобщенности героев, их отрыва
от реальной жизни. Рассуждение строится логично, последовательно.
Современное прочтение классики
Новейшие публикации по комедии
«Вишневый сад»
Головачева А. Г.
Звук лопнувшей струны: Непрочитанные страницы «Вишневого
сада» // Литература в школе. — 1997. —
№ 1.
Михновец Н. Г.
Драма «Живой труп»: своеобразный ответ Л. Н. Толстого-драматурга
А. П. Чехову // Литература в школе. —
2000. — № 2.
Грачева И. В.
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»
и русская живопись // Литература в школе. —
2000. — № 2. |