Вторник, 06.12.2016, 17:08

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [125]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [93]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [189]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [45]
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [109]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [206]
КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [161]
СТРАНИЦЫ МОНОГРАФИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ [1699]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ [521]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ [157]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ [46]
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 6 КЛАСС [41]
ЗАЧЕТНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [10]
МИР ФРАЗЕОЛОГИИ [423]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [60]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ [425]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА [21]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА". 10-11 КЛАССЫ [12]
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [60]
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [52]
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [115]
ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ [92]
100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА [102]
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [72]
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС [68]
К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ [309]
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [91]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [37]
ПИСАТЕЛИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР [53]
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [29]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА [14]
ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ [25]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ [58]
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ [56]
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СТИХАХ И КАРТИНКАХ [210]
ВИДЕО-УРОКИ [238]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! [86]
ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [12]
ПАДЕЖИ, ВРЕМЕНА, ЗАПЯТЫЕ... [6]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ДЕТЕКТИВЫ НИКОЛАЯ ШАНСКОГО [187]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ [12]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА В 9 КЛ [19]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [57]
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [20]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [11]
ТЕСТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ [30]
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [102]
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [436]
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [17]
ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА. 6 КЛАСС [24]
ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА [8]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [113]
ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ [25]
ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ [35]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА

А. П. Чехов "Рассказы"
04.09.2014, 15:36
Чехов-рассказчик. Стиль Чехова-рассказчика: «открытые финалы», «музыкальность», «поэтичность», психологическая и символическая деталь.

      Темы настоящей правды, социального и философского безумия в рассказе «Палата № 6».

      Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — предметы рассказов Чехова «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч», «Душечка», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

      «Не позволяй душе лениться», — призывает Н. Заболоцкий. «…Человек, — вторит ему Ч. Айтматов (роман «Тавро Кассандры»), — не сотворен изначально добродетельным, отнюдь нет, для этого требуется неустанно прилагать душевные усилия и всякий раз, с каждым новым рождением, заново приступать к этому — для достижения недостижимого идеала. И все в человеке должно быть направлено на это. Только тогда он человек». Человек сам «творит» свою душу. Леность человеческой души приводит к ее гибели. Об этом с присущей Чехову психологической тонкостью — вышеназванные «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч».

      При повторении темы «Рассказы А. П. Чехова» обратите внимание на следующее:

      1. Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

      2. Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

      3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

      Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художественное мастерство писателя (приемы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность, «ионичность») помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку?

      Продумайте план и форму своего высказывания. Главное — старайтесь обосновать и доказать все свои суждения, выводы, предположения.

Вопросы для повторения рассказа «Ионыч»

      — Какие стороны жизни Старцева открывает Чехов, чтобы показать нравственное оскудение героя? В чем и как проявляется «футлярное» существование Старцева?

      — Чем объясняет автор превращение Старцева в Ионыча и кого считает повинным в этой эволюции? Как раскрыт конфликт обыденного и идеального в рассказе?

      — Одинаково ли относится Чехов к Екатерине Ивановне и ее родителям на всем протяжении рассказа?

      — Так кто же он, Ионыч? Хороший или плохой человек?

Темы сочинений по рассказам А. П. Чехова

      Почему и как доктор Старцев стал Ионычем?

      Проблема ответственности человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

      Что погубило доктора Старцева?

      Чеховский подтекст (на материале рассказов «Палата № б», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»).

      Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»).

      «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький).

      «Любовь изменила их обоих» (по рассказу «Дама с собачкой»).

      Философская глубина изображения природы и ее связи с человеком в повести «Степь».

      «Нет, больше жить так невозможно» (по рассказам А. П. Чехова).

      «Всюду — палата № 6» (Н. С. Лесков) (по произведениям А. П. Чехова).

      Жизненные идеалы героев рассказа «Крыжовник».

      «Главное — перевернуть жизнь» (по рассказу «Невеста»).

      Большие темы маленьких рассказов А. П. Чехова.

      Своеобразие тематики и стиля рассказов А. П. Чехова.

      «Берегите в себе человека» (А. П. Чехов).

      Почему жизнь Алехина не удалась? (По рассказу «О любви».)

      Призрачное и реальное в рассказе А. П. Чехова «Черный монах».

      Надя Шумина и Аня Раневская (по рассказу «Невеста» и пьесе «Вишневый сад»).

      Роль ключевой психологической детали в изображении героя (на материале одного из рассказов).

Чтение и рецензирование сочинений

      1. «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький).

      2. Почему доктор Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)

«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький)

(По творчеству А. П. Чехова)
 

Беспощадная пошлость ни тени
Положить не успела на нем…

Н. А. Некрасов

      Писать о Чехове? Да разве это возможно? Чехов, Чехов… И нет тебя давно, и «история давно вынесла приговор прежнему строю, и, может быть, свидетель Чехов своими беспристрастными показаниями помог» людям «во многом разобраться». Что же мы находим в произведениях Чехова близкого, понятного, сегодняшнего? Чехов, как и прежде, с его вишневым, молодым, белым садом нужен нам, необходим. Вот поэтому мы и обращаемся к его творчеству сегодня. Творчество его молодо, прекрасно по сей день. Значительное место в нем занимают рассказы, совсем небольшие по объему, но глубокие по содержанию. Рассказы эти юмористические. Читая их, понимаешь, почему с таким нетерпением ждали читатели рассказики, подписанные Антошей Чехонте. Удивляет лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека. Толстый и тонкий из одноименного рассказа, поднятый палец Хрюкина, лысина чиновника, картины, сделанные из фотографий местных сановников, и прочее — детали, намеки, которые порой стоят больших и многословных описаний. Над рассказами молодого Чехова всегда смеешься и одновременно чуть-чуть грустишь. Ведь в этих коротеньких вещицах автор высмеивает все дурное, мешающее людям жить честно и справедливо: лицемерие, грубость, чинопочитание, пошлость. Как тут не вспомнить гоголевское: «Скучно на этом свете, господа!» Я думаю, особенно беспощаден был писатель к обывателям и пошлякам, которые не только смешны, но и страшны.

      Таков учитель греческого (мертвого!) языка Беликов из рассказа «Человек в футляре». Как он возмутился, увидев девушку на велосипеде: ведь это неприлично! А громкий смех, оказывается, нарушение порядка. Он боялся всего нового, передового, любимым его изречением было: «Как бы чего не вышло».

      Под стать ему и унтер Пришибеев, пытающийся всюду наводить «порядок». Беликовы и пришибеевы, очумеловы и елды-рины были душителями светлых, живых мыслей и дел, одной из опор режима. Подобных типов немало и в нашей жизни.

      Так смешное у Чехова переходит в обличительное. И подобных рассказов у писателя много: «Попрыгунья», «Ионыч», «Учитель словесности», «Крыжовник» и другие. Жизнь конца XIX века была полна проявлений неравенства, нечестности, бесчеловечности, тупости, человеческого горя. Я считаю, что Антон Павлович хорошо знал жизнь разных слоев общества, чему способствовала и его врачебная практика.

      В 1892 году он написал «Палату № 6». Этот рассказ произвел на меня громадное впечатление. Больница для душевнобольных, изображенная в нем, так похожа на саму Россию с ее нелепыми порядками, при которых гибнут порой замечательные люди, талантливые и процветают глупцы и бездарности.

      Конечно, писатель в своих рассказах, повестях, пьесах показывал не только мещан, хамелеонов, подхалимов и плутов. Его лучшие герои думают о счастье страны, народе, о путях борьбы за лучшее будущее. Эти люди порывают с миром пошлости и вступают на путь, который приведет к осуществлению их благородных целей. К ним относится и Надя из рассказа «Невеста», и Аня и Петя Трофимов из «Вишневого сада»…

      Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знали его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо повеселиться и плодотворно поработать, желанием как можно больше сделать в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». И самое важное условие, чтобы не прожить обывателем, скучной мещанской жизнью, не погрязнуть в пошлости, — честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть честной и радостной жизни», — учил этот великий гуманист.

      До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, Антон Павлович Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком и в хорошем, и в плохом — в любой ситуации, учил личным примером и творчеством.

      Проблема человека, выпадающего из общего строя жизни, протестующего против пошлости, — одна из ведущих проблем творчества писателя.

      Так, в вышеупомянутом рассказе «Попрыгунья» Антон Павлович повествует о докторе Дымове, самоотверженно преданном делу служения людям, своему делу врача. Его жизнь — контраст с пустой, никчемной жизнью Ольги Ивановны, ее друзей и поклонников. Дымов умирает, но «беспощадная пошлость ни тени положить не успела на нем».

      Против пошлости борется Чехов и в рассказе «Учитель словесности». «Учитель словесности» — рассказ о том, как мир мещанского счастья, обыденности и ничтожества убивает в человеке чувства, разрушает любовь. И Никитин старается преодолеть злой мир, но не гибнет духовно, а, напротив, «…ему страстно, до тоски, вдруг захотелось в… другой мир…».

      Показывая, как страшна сила мещанской обыденности, грозящая уничтожить или разрушить духовное начало в людях, Чехов «всю жизнь боролся с ней», утверждал «другой мир» — мир любви, красоты, труда, счастья, жизни.

      Единственная вера Чехова — вера в творческое начало человеческого духа, которая поддерживает людей в их существовании, дает силы противостоять обыденности, пошлости.

      Рецензия. Приведенное выше сочинение целенаправленно раскрывает тему, показывая Чехова врагом никчемного существования, пошлости, как писателя, утверждающего творческое, духовное начало в человеке.

Почему доктор Старцев стал Ионычем?

(По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
 

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

Н. В. Гоголь

      У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он известнее, тем менее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого. Но в обоих случаях уже прижизненная критика имела возможность судить о достоинствах, силе и слабости творчества названных писателей. Чехов не был таким баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в легких юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие «подтекста», «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти, зависти, он хотел увидеть их добрыми, отзывчивыми, чистыми людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного, почти все человечество зависит от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.

      Хотя что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать больше денег, как доктор Старцев, который проделал путь, приведший его к нравственной смерти. Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание покойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.

      Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это молодой человек с определенными идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость. Наверное, это пора открытий нравственных и душевных, пора приобретения любви, дружбы, знаний… В пору молодости человек часто задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев? Какими путями идет? К чему приходит? В городе С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, любил фольклор, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: «Все это в скучном сером городе показалось забавным и талантливым». Старцев находился после вечера в чудесном настроении, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался от жителей города горячими движениями души и пылкостью чувств. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце рассказа мы видим любимое занятие Старцева: «…в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».

      «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, — это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят…» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происходящих в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Не восприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемоний «через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом…». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтами о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь, да и жизнь доктора Старцева, сложилась бы совсем иначе.

      Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.

      Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

      В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере — потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

      М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно — одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.

      Рецензия. Приведенное выше сочинение верно, полно и доказательно (в том числе и удачно используемыми цитатами) показывает путь, в результате которого доктор Старцев стал Ионычем. Это сочинение— размышление над общечеловеческими проблемами вне зависимости от времени.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации об А. П. Чехове

      Потанина Л. А. Литературная гостиная: Уроки Чехова // Литература в школе. — 1995. — № 2.

      Сафонова Н. А. Величие человеческой души. Мелихово // Литература в школе. — 1997. — № 2.

      Есин А. Б. Русская литература 19 века: Задачи, тесты, полезные игры. — М.: Флинта, 1997.

      Чернов Ф. К. 10 класс // Литература в школе. — 2000. — № 2.

Категория: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА | Добавил: admin | Теги: изучение русской классики в школе, уроки русского языка, ЕГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русской литерат, уроки русской литературы в школе
Просмотров: 1764 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0