Читая дочке «Мойдодыра», я споткнулся на
строках: «Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом…». По всей
сказке рифмы стоят через каждые два-три слова, а то и подряд: «Одеяло
убежало… И подушка, как лягушка… Я за книжку, та бежать и вприпрыжку под
кровать». И вдруг два довольно длинных «голых» стиха.
Между тем рифма напрашивается: «Боже,
боже… Отчего же…». Не иначе, вмешался бдительный редактор-атеист.
Проверить предположение тогда было негде, и всё-таки при следующих
чтениях я «исправлял классика».
Потом настали новые времена, Чуковского
стали печатать в первозданном виде. И точно, было: «Боже, Боже…»! У него
с прописных букв, я-то пишу со строчных, потому что считаю: с большой
пишется Шарик, чтобы не перепутать, а всё громадное с маленьких –
вселенная, космос, природа. Бог – не имя, и если с большой, то похоже на
богохульство, вроде бы он наравне с Шариком. Но это мой личный пунктик,
не буду отвлекаться.
А что за форма – «боже»? Бог – понятно,
именительный падеж. Бога, богу, богом… Но что за категория – «боже»?
Впрочем, нечего делать вид, будто не знаю, – это звательный падеж. Или
называют звательной формой. Ещё примеры: «Чего тебе надобно, старче?»,
«А ну, поворотись-ка, сынку…».
В дореволюционных грамматиках этот
седьмой падеж присутствовал. А покопаться ещё, так найдутся и другие.
Вообще, почему падежей в русском языке именно шесть?
В античные времена проводилась аналогия с
игрой в кости – у кубика шесть граней, и существительное тоже может
«упасть» одной из сторон. Когда создавалась русская грамматика, это
сравнение и приняли за отправную точку. Само слово «падеж» – тоже
перевод с греческого и латыни. Так у нас и определилось шесть падежей.
Правда, седьмой всё же вынуждены были признать, но, видимо, из-за
церкви, где то и дело: «Господи», «Богомати Всеблагая», «Пречистая
Дево», «святый мучениче»… Чуть пришли к власти безбожники, тут же
отменили звательный.
Между тем падежей у нас намного больше. Мысль о них засела у меня в мозгу, а весу в моём мозге столько, что такого веса
я сам не ожидал. Первое выделенное слово стоит в местном падеже, второе
– в количественно-отделительном. Замены им нет, ведь не скажешь: «Мысль
засела в мозге» (предложный) – таким макаром может засесть разве что
пуля.
«Встретил богатыря», «нет богатыря» – с
падежами всё ясно. А «Три богатыря»? В школе задали бы вопрос: три кого?
– не задумавшись о том, что число множественное и значение совсем
другое, не вставишь «встретил» или «нет». Но тогда и падеж свой,
отдельный. «Три девицы под окном…», «Пять минут пробегут…», «24 часа» –
хочешь не хочешь, приходится учредить счётный падеж.
«И пошёл я в люди», – завершил Горький
своё «Детство». Странноватое направление: раз пошёл, то вопрос должен
быть «куда?» или хотя бы «в кого?». Тогда получается «пошёл в людей»
(как «лицом вышел в соседа»). Почему же за предлогом «в» следует форма
именительного падежа? Не может быть именительный с предлогом! Так же: «в
депутаты», «в стюардессы». Человек может в них превратиться, так что
падеж – превратительный.
А никого не ставит в тупик справочная,
когда из трубки слышится: «Ждите ответа»? Вроде бы несомненный
родительный – кого? чего? Однако «Ждите Ваню» – смысл подобный же, но
кого? что? – винительный. Если два разных падежа употребляются в одной и
той же роли, то естественно выделить из них ещё один – ждательный.
Как же выясним истину? Или не выясним истины? В первом случае винительный, а во втором можно считать, что родительный, но здесь тоже придуман особый, лишительный падеж.
Итак, уже получилось 13. А как-то раз я
прочитал, что некоторые исследователи насчитывают 19. Между прочим, в
английском всего два падежа существительных, в табасаранском (Дагестан) –
48, если не больше.
Причём здесь изложено в самом простом
виде. Местный называют также вторым предложным (а что остаётся в первом,
то изъяснительный), количественно-отделительный – вторым родительным,
превратительный – включительным. Из творительного можно выделить
инструментальный. А если называть совсем уж по науке, на латыни, то
школьные шесть падежей – это номинатив, генитив, датив, аккузатив,
аблатив и локатив.
В общем, не обязательно этим
заморачиваться. Кто не филолог, тому достаточно знать шесть школьных
падежей, а отклонения считать просто вариантами. Например, «Мы не
выращиваем чая» – родительный падеж, а «Хочешь чаю?» – языковед сказал
бы, что отделительный, но беды не будет, если счесть тоже родительным;
главное, не дательным (кому? чему? – чаю).
Но звательный падеж всё равно остаётся.
Та же дочка, которой я читал «Мойдодыра», однажды позвала с крыльца:
«Дед, иди ужинать!». Мой отец, не к ночи будь помянут, устроил сцену:
почему не сказала ласково «Деда-а!» – а то ему перед соседями стыдно.
Без всевозможных «Вась!», «Миш!», «Лен!» не обойдёмся никогда. Самый
знаменитый возглас из таких: «Людк, а Людк!». |