Вопреки мнению, будто поэтами рождаются, а
не становятся, сделаться поэтом можно. Не поверите, но достаточно
выполнить одно упражнение и освоить один принцип. Вопрос о том,
получится ли поэт или умелый ремесленник, оставим за рамками
рассмотрения, так как граница очень расплывчата. Даже в классики порой
попадают неизвестно за что, как заметил Ян Парандовский в «Алхимии
слова».
Творчество, как и любая деятельность,
имеет свои законы. Множество приёмов, ходов, украшений давно
исследовано, разложено по полочкам, закреплено в словарях. А кто думает,
будто поэзия состоит в закатывании глаз с придыханием: «Ах, цветочки!»,
– тот может дальше не читать.
Правила стихосложения – это элементарная
арифметика. «Буря мглою небо кроет» – четыре стопы по два слога, то есть
4 х 2. Распространяться о стихотворной технике здесь ни к чему, она
преподаётся в школе, информации полно в Интернете. Нелишне только
напомнить, что нежелательны рифмы на одних и тех же частях речи в одной и
той же форме, прежде всего на глаголах. Ведь в таких случаях созвучны
не слова, а одни и те же окончания сами с собой. «С днём рожденья
поздравляем, счастья, радости желаем» – мастерства никакого, о поэзии
речь не идёт.
Овладеть техникой несложно, было бы
желание. На прогулке, когда голова ничем не занята и шаги подсказывают
ритм, сочиняйте стихи о чём угодно. Особенно заботиться о смысле
поначалу не нужно – главное, чтобы соблюдался размер и рифмы были
достойными. Запоминать не обязательно. Постепенно процесс будет
происходить всё быстрее.
Начинающим авторам форма очень мешает:
хочется сказать одно, а слово не вмещается и подходящей рифмы нет. Те,
что есть, уводят в сторону. Так и получается, что многое пишется для
рифмы, ни к селу ни к городу. Чуть только строчка кое-как соорудилась,
автор вытирает лоб и другого варианта не ищет. А хорошему поэту рифма
помогает, подсказывая развитие мысли. Предложенное упражнение даёт
свободное владение формой, и неожиданные повороты становятся
естественными. Порой при чтении стихов думается: как автора озарило –
гений, да и только! А его рифма привела.
Итак, техника освоена, приобретена
способность к лёгкому сочинению стихов, а по заданным рифмам (буриме) –
даже к мгновенному. Но надо сказать, что настоящие произведения, не
какие-нибудь поздравительные экспромты, всё равно будут требовать труда.
К тому же предмет бесконечен: кроме размеров и рифм, форма включает в
себя ещё столько всего… Аллитерацию, в частности: «Перестукивали стыки:
на восток, восток, восток» – Антокольский изобразил звук поезда.
Теперь о содержании. Как ни возмутит следующее утверждение сторонников «ах, цветочков», но содержание тоже подчинено арифметике.
Ставились такие эксперименты. Кому-либо
называлась первая буква стихотворения и предлагалось угадать вторую.
Попал или не попал – записывалась единица или ноль. Затем произносилась
вторая буква – и какая будет третья? И так далее. Казалось бы, поэзия
должна быть легко предсказуема. Ведь она втиснута в прокрустово ложе
стихотворных размеров, а уж концы строк и вовсе известны заранее, так
как рифмуются с предыдущими.
Как ни странно, поэзия – самый
неожиданный вид речи (не считая бреда сумасшедшего, но его никто и не
отнесёт к литературе). Чем больше средняя информационная нагрузка буквы,
тем выше автор. У рядового стихотворца она составляет 1,8 бита, то есть
новостей негусто. У Пушкина – 4,2. Наиболее предвидимы газетные
передовицы и разговоры девушек.
Вот первая строчка стихотворения: «Я
давно живу на свете». Попробуйте предсказать вторую. Чтобы не помешать
вам оценить свои задатки, ответ помещён в конце – подумайте пока.
Строка, которая напросится первой, – вряд ли лучшая. Ильф и Петров, хотя
они не поэты, вычёркивали фразы, пришедшие в голову им обоим: если двое
придумали, то и тысяча сочинит.
Сказанное не означает, будто можно по
формулам стать творцом. Роден объяснил, как он создаёт скульптуры: от
глыбы мрамора отсекает лишнее. Вот и тут изложено примерно так же. Есть и
второй способ, его обрисовал чеховский капитан, объясняя барышне, как
изготавливаются пушки: берётся дыра и со всех сторон обливается чугуном.
Получится ли шедевр или пустота – зависит далеко не от одного лишь
знания принципа.
И уж совсем не имеются здесь в виду слава
и гонорары. Даже солнцем русской поэзии мог бы считаться не Пушкин, а
Бенедиктов, который был знаменитее, и только статьи Белинского, затем
Добролюбова сбросили его с пьедестала. Пушкина уже при жизни перестали
ценить, он и сам говорил, что надоел читателям. При нём «тактично» не
упоминали поэму «Домик в Коломне», чтобы не травить автора его неудачей.
Кстати, Коломна – район Петербурга, в котором жил поэт, слово означает
«окраина». А то вот на сайте подмосковной Коломны вывешено, будто в
поэме описаны нравы этого города.
И вообще лучше не браться за такое неблагодарное занятие – сочинение стихов.
Так вот, о строке «Я давно живу на
свете». Обычно продолжают: «Мне уже за шестьдесят» или «Много видел на
веку», или «У меня большие дети». На самом деле – «Мне уже семнадцать
лет». Вроде бы противоречит началу, но в то же время срок действительно
немалый. И неожиданно, и не возразишь.
|