Когда-то давно в американских газетах
появилось объявление: «Китайский шёлк по доллару за метр!». Цена
невероятно низкая, многие соблазнились.
Выслав деньги, они получили… вы думаете,
отрезы на платья? Или рулоны, вагоны? Нет, конверты с шёлковой ниткой.
Подавать в суд было бесполезно: сколько метров заказали, столько и
прислано.
Или ещё реклама: «Радиоприёмник в ухе».
Ламповые приёмники тогда были вроде напольных часов, и вдруг такой
размер! Устройство действительно держалось в ухе. Ведь нужны всего-то
моток тонкой проволоки и штучка под названием детектор. Делать
миниатюрные наушники ещё не умели, поэтому получалось – с одной стороны
из головы торчит катушка, к другой стороне прижимай тарелку. Но главное,
требовались антенна высотой 30 метров и заземление (глубоко воткнутый
штырь). И сиди, слушай.
В 90-е годы, когда в России закрывались
предприятия и о зарплатах пришлось забыть, ушлые люди находили, как
прожить. Один объявил в газете, будто иностранная фирма (придумал
заковыристое название) ищет способных и очаровательных девушек, они
должны прислать видеозаписи того, как танцуют, поют и читают стихи,
причём всё на разных кассетах, потому что якобы оценивать будут три
комиссии.
Почта доставила посылки… и он, не
просматривая, сдал кассеты за полцены тем, кто зарабатывал копированием
фильмов. Претендентки, не получив ответа, решили, что не приглянулись, и
ни одна не пожаловалась. А в другой раз он объявил конкурс умельцев, те
завалили его сувенирами, игрушками и лакированными пеньками, которые он
тоже сдал – в магазин.
Творческие люди – благодатная почва для
жуликов, так как, будучи не от мира сего, но желая сему же миру многое
поведать, они легко ловятся на призрачную приманку славы. Расскажу об
историях, произошедших с моими знакомыми. Сведения даю приблизительные,
чтобы мошенники, даже узнав себя, не затаскали меня по судам. Если
какой-то факт окажется точным – это случайность.
Собрат по перу получил внушительно
оформленное письмо: требуется биографическая справка о нём для включения
в энциклопедический словарь «1000 гениев». Если желает иметь экземпляр,
то цена – 2000 рублей. Он ночей не спал от радости, красиво сочинил про
себя и, сняв ковёр со стены, продал, чтобы заплатить. И ведь не
обманули, прислали словарь. «Гений» держит его на видном месте, и когда,
например, протекает труба, он идёт в домоуправление с этой книгой. Ведь
он наравне с Пушкиным, пора бы памятник при жизни…
А теперь механизм. Заранее отпечатаны
заготовки словаря – сразу много, так дешевле. Когда очередной великий
творец присылает 2000, с одной из страниц выбрасывается, скажем,
Пирогов, на его место вставляется Пильмень. Этот лист выводится на
принтере, жулик заменяет им прежний и переплетает изделие. Пильмень
счастлив и не подозревает, что его фамилия присутствует только в одном
экземпляре. Проверить он не может, потому что второго такого словаря не
увидит, мошенник рассылает письма в далёкие друг от друга города.
Самоделка обходится в копейки. Остальное – доход «издателя».
Однако это довольно мелкий случай.
Бывает, ворочают миллионами и обманывают одним махом многих. На группу
заштатных стихотворцев вышло издательство, выпускающее книги на
нескольких языках. Список редколлегии впечатляет, её члены живут по
всему свету. Издания выставляются на крупнейших книжных ярмарках в
Европе и за океаном. Что же требовалось для международного прославления
провинциалов? Всего-то 100 000 рублей. Сумму выпросили у
предпринимателя, который – судя хотя бы по этой же сумме – знает толк в
деньгах, его вроде бы не проведёшь. Альманах увидел свет, авторы едва не
свихнулись от предвкушения мировой известности. К ним приехал главарь
издательства, состоялась презентация, все лучились любовью друг к другу.
И опять же механизм. Наивные провинциалы
не поняли, что заплатили не за издание всего альманаха, а только за свои
страницы, которых заняли с десяток. То есть по 10 000 за каждую! Другие
авторы, естественно, тоже печатались за деньги. А страниц в альманахе –
200. Посчитайте-ка, сколько набегает… Два миллиона. Притом тираж – 1000
экземпляров. Он обошёлся тысяч в 100. Где остальные 1 900 000? На них
издатели живут припеваючи и ездят по свету: то на ярмарке в Вене
пристроят экземпляр на полку, то в Париже, то во Франкфурте. Кто его
увидит среди сотен тысяч книг? И что такое 1000 экземпляров для
планеты?.. Можно вообразить, с какой насмешкой и презрением главарь
смотрел на простаков, певших ему дифирамбы. Ради такого удовольствия и
снизошёл, приехал.
Один мой давно уже бывший друг много лет
живёт тем, что отыскивает начинающих авторов и «помогает» им: давай
рукопись и деньги, остальное сделаю – получишь готовую книгу. Ему по
первому разу верят, ведь он – директор издательства (сейчас каждый
вправе учредить издательство), но, кроме самолично заполненного
удостоверения, которое к тому же никто не спрашивает, у него ничего нет –
абсолютно ненужный посредник.
Он выбрасывает из рукописи как можно
больше страниц: мол, он профессионал и знает, как лучше, – и вместо
мерещившегося автору роскошного тома выпускает брошюрку в
грязно-шершавой бумажной обложке. Начинающие, которым неизвестны
типографские расценки, не разумеют, что он почти все деньги забрал себе.
Однажды нарвался: тянул, тянул с изданием, полагая, что безобидная
старушка ничего против него не сможет предпринять, а она наслала на него
бандитов, те выбили и её деньги, и свой «гонорар».
Один его фокус, правда, меня позабавил:
он ухитрился за кругленькую сумму продать авторское право на книгу…
самому же автору. Но тот – ворюга, так ему и надо.
В общем, авторы, не попадайтесь на
приманки. Творчество – занятие высокое, но и на землю посматривайте,
охотников на ваш карман много. |