Вторник, 23.04.2024, 23:51


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [125]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [93]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [189]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [45]
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [109]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [207]
КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [161]
СТРАНИЦЫ МОНОГРАФИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ [1699]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ [523]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ [157]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ [46]
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 6 КЛАСС [41]
ЗАЧЕТНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [10]
МИР ФРАЗЕОЛОГИИ [423]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [60]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ [462]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА [21]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА". 10-11 КЛАССЫ [12]
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [60]
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [52]
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [115]
ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ [92]
100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА [102]
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [72]
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС [68]
К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ [309]
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [91]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [37]
ПИСАТЕЛИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР [53]
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [29]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА [14]
ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ [25]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ [58]
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ [56]
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СТИХАХ И КАРТИНКАХ [210]
ВИДЕО-УРОКИ [222]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! [86]
ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [12]
ПАДЕЖИ, ВРЕМЕНА, ЗАПЯТЫЕ... [6]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ [12]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА В 9 КЛ [19]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [57]
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [20]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [11]
ТЕСТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ [30]
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [102]
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [436]
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [17]
ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА. 6 КЛАСС [24]
ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА [8]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [113]
ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ [25]
ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ [35]
ЯЗВКОВЫЕ ИГРЫ [32]
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [78]
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ [26]
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА ХХ ВЕКА [8]
ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА [76]
СТО САМЫХ ВАЖНЫХ ТЕМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [100]

Главная » Файлы » ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ

ВВЕДЕНИЕ
23.02.2017, 11:29

Учительская речь может быть представлена самыми разно­образными жанрами. Это рецензии на сочинения учащихся и на их устные ответы по домашнему заданию, а также рецензии на методические издания или авторские программы в рамках об­суждения на педагогическом совете или методическом объеди­нении. Здесь и отзывы на спектакли, кинофильмы, концертные произведения, выставки картин. Отнесем сюда же обзоры лите­ратуры разных видов. Не забудем и о жанре характеристик, в которых мы описываем основные черты наших учеников, пред­ставляем на уроках авторов учебников, рассказываем о выдаю­щихся ученых или общественных деятелях. Упомянем и такие экзотические в наше время жанры, как дневниковые записи и педагогические эссе. Нельзя не сказать и об аннотации, рефератив­ной статье, конспекте, потекстовой характеристике героев лите­ратурных произведений, а также более чем двадцати видах пере­сказывания художественных произведений, критических статей, газетных или журнальных материалов. Активно функционируют в речевой практике учителя многочисленные жанры выступлений (типа вступительных слов к открытию конференций» обще­школьных мероприятий, выступлений на педагогических сове­тах школы, родительских собраниях и тому подобное).

Многие из перечисленных жанров учительской речи иссле­дованы, описаны и адаптированы к повседневной практике учи­теля, но есть и такие, которые находятся в стадии разработки или только ожидают своего исследователя — именно они и ха­рактеризуются в представляемом издании.

Но и в этом редуцированном варианте количество жанров учительской речи настолько значительно, что они требуют пред­варительной группировки и опережающей характеристики.

Анализ учительской речи показывает, что она реализуется на практике в следующих видах комбинированных актов чтения, слушания, письма и говорения:

в партитурно-сценарной речи, представляющей собой сово­купность речевых партий учителя в пространстве урока (в его партитуре и сценарии);

в пересказывании фрагментов учебных, научных и художе­ственных произведений, критических статей, научно-попу­лярных материалов, смежной с предметом речи литературы;

в рассказывании о первичных (чужих) текстах;

в выступлениях на профессиональные или общественно-зна­чимые темы;

в различных видах пересказа первичной информации в формах конспектов, аннотаций, реферативных статей, а также в пе­ресказе фабулы, сюжета, тезисов, структуры, композиции или других параметров первичных текстов;

в творческих жанрах учительской речи — педагогических эссе, дневниковых записях и некоторых других.

Определим в этом контексте статус текстов учительских жанров.

Текст, каким бы он ни был, всегда продуктивен в том смыс­ле, что он — новый продукт, не имевший места в прежнем ре­чевом опыте человека (и обучаемого, и обучающего).

Но одновременно текст и репродуктивен, так как его продук­тивность основана главным образом на трех психофизиологи­ческих механизмах: репродукции (память), комбинировании и трансформации. В подавляющем большинстве учительских текстов репродуктивные элементы либо доминируют, либо играют суще­ственную текстообразующую роль, и поэтому практически все жанры учительской речи можно отнести к продуктивно-репродук­тивным типам текстов.

Квалифицируя жанры учительской речи как продуктивно- репродуктивные типы текстов, мы подчеркиваем с одной сто­роны их продуктивность — ведущий для говорения аспект, с другой — востребованность их репродуктивных элементов, без которых невозможно продуцирование таких текстов, как конс­пект, реферат, обзор, рецензия и многих других.

Отсюда следствия:

в продуктивной части текстообразования необходимо ориен­тироваться:

на целевое назначение продуцируемого текста,

на контекст его функционирования,

на типичные композиционные и структурные конфигу­рации текстов избранного жанра,

на наборы типичных для каждого жанра компонентов со­держания;

в репродуктивной сфере на предтекстовом этапе обязатель­ными являются умения:

извлекать и фиксировать (в формах, удобных для воспро­изведения) информацию первичных текстов,

моделировать способы представления или пересказывания первичных текстов,

трансформировать модели представления или пересказыва­ния чужого содержания применительно к учебным целям.

Целевым назначением сайта является представление пре­цедентов учительской речи, их речеведческий анализ и методика освоения. Почему прецедентов, а не образцов? Здесь мы исхо­дим из того, что прецеденты (случаи, имевшие место ранее и служащие примером или оправданием для последующих случа­ев подобного рода) в отличие от образцов не претендуют на «об­разцовость» и в этом смысле точнее характеризуют примеры текстов учительских жанров, приведенных далее.

И последнее. Все виды учительской речи являются контек­стно связанными в том смысле, что практически все они про­дуцируются в контексте учебно-воспитательного процесса и не­отделимы от методики преподавания школьных предметов. Но в средних и старших классах речевые партии учителя относи­тельно автономны и поддаются классификации и типологиза- ции, в младших же классах речь учителя в целом является ре­чью симпрактической, вплавленной в учебные действия и отно­шения, обозначенные целевым содержанием урока. Термин этот ввел в обиход К. Бюлер3, который назвал симпрактической речь, вмонтированную в другие наделенные смыслом отношения. В узком смысле такая речь сопровождает невербальные действия: «Отбираем и готовим к проведению опыта необходимые препа­раты. // Какие? ...Правильно. // Смешиваем их в пропорции ... Вот теперь смешиваем. // Нагреваем...» и т.д.

В более широком смысле симпрактическая речь входит в со­став любых действий, в том числе и учебных, и вербальных од­новременно, и в последнем случае становится метаязыковой или метатекстовой. Метаязык — это язык, на котором описывается какой-либо другой язык, называемый в этом случае языком- объектом. Метатекстом, соответственно, называется текст о тек­сте, понимаемый предельно широко, например текст (содержа­ние) диафильма, видеоряд + текст мультфильма, видеоряд в произведении живописи, В этом смысле метатекстом является рассказ о содержании диафильма, произведения живописи, либ­ретто оперы или балета, аннотация и тому подобное. Так вот, выделить в симпрактической речи те ее составляющие, которые можно назвать самостоятельным жанром учительской речи, а не высказыванием, не фрагментом речевой партии можно лишь ис­кусственно, относя к ним до определенной степени самостоя­тельные и автономные части, представленные текстовыми об­разованиями, то есть единствами, которые характеризуются всеми или основными категориальными признаками текста. Эти текстовые образования, или единства, являются при этом метате кетовыми.

При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что к тако­вым относятся подавляющее большинство текстов учительских жанров (за исключением педагогических эссе и дневниковых за­писей).

Эта констатация имеет два естественных продолжения. Во- первых, уровень насыщенности речевой партии учителя мета- языковыми средствами — лексикой, фразеологией, опорными конструкциями и моделями вторичных текстов — может быть критерием разграничения видов вторичных текстов: при малом количестве этих средств — это пересказ, близкий к тексту, при большом количестве — это иные формы пересказа, о которых и пойдет речь. И еще: чем регулярнее используются метаязыковые средства в том или ином жанре, тем более такой жанр яв­ляется канонизированным.

Во-вторых, из метатекстовой природы учительских жанров следует, что представляя или пересказывая чужие тексты, мы обучаем метатекстовому пересказу и наших учеников, поэтому для учителя целесообразно вводить метаязыковые средства в речевой обиход своих учеников. Для этого он должен иметь ре­естры этих средств применительно к каждому жанру. Поэтому одна из целей пособия — это экспликация метаязыковых средств в каждом из обсуждаемых далее жанров. Эта цель реализуется записью текстов в таблице, в которой в одной части записыва­ется сам текст, а в другой — его метаязыковой комментарий.

Итак, пересказывание — как жанр учительской речи.

Категория: ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ | Добавил: admin | Теги: развитие речи школьников пересказ, пересказывание, устрое пересказывание, обучению пересказу, методические рекомендации учителю р
Просмотров: 963 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0