Учительская речь может быть представлена
самыми разнообразными жанрами. Это рецензии на сочинения учащихся и на их устные ответы по домашнему заданию, а
также рецензии на методические издания или
авторские программы в рамках обсуждения на педагогическом совете или
методическом объединении. Здесь и отзывы на спектакли, кинофильмы, концертные произведения, выставки картин.
Отнесем сюда же обзоры литературы разных видов. Не забудем и о жанре характеристик, в которых мы описываем основные черты наших учеников, представляем на
уроках авторов учебников, рассказываем о выдающихся ученых или общественных
деятелях. Упомянем и такие экзотические в наше время жанры, как
дневниковые записи и педагогические
эссе. Нельзя не сказать и об аннотации,
реферативной статье, конспекте, потекстовой характеристике героев литературных
произведений, а также более чем
двадцати видах пересказывания художественных
произведений, критических статей, газетных или журнальных материалов. Активно
функционируют в речевой практике учителя
многочисленные жанры выступлений (типа
вступительных слов к открытию конференций» общешкольных мероприятий,
выступлений на педагогических советах школы, родительских собраниях и тому
подобное).
Многие из перечисленных жанров учительской
речи исследованы, описаны и адаптированы к повседневной практике учителя, но
есть и такие, которые находятся в стадии разработки или только ожидают своего
исследователя — именно они и характеризуются в
представляемом издании.
Но и в этом редуцированном варианте
количество жанров учительской речи настолько значительно, что они требуют предварительной
группировки и опережающей характеристики.
Анализ учительской речи показывает, что она
реализуется на практике в следующих видах комбинированных актов чтения,
слушания, письма и говорения:
в партитурно-сценарной речи, представляющей собой совокупность речевых партий учителя в
пространстве урока (в его партитуре и сценарии);
в пересказывании фрагментов учебных, научных и художественных произведений, критических статей,
научно-популярных материалов, смежной с предметом речи литературы;
в рассказывании о первичных (чужих) текстах;
в выступлениях на профессиональные или общественно-значимые темы;
в различных видах пересказа
первичной информации в формах конспектов,
аннотаций, реферативных статей, а также в пересказе фабулы, сюжета, тезисов,
структуры, композиции или других параметров первичных текстов;
в творческих жанрах учительской
речи — педагогических эссе, дневниковых записях и
некоторых других.
Определим в этом контексте статус текстов
учительских жанров.
Текст,
каким бы он ни был, всегда продуктивен в том смысле, что он — новый продукт, не имевший места в прежнем речевом
опыте человека (и обучаемого, и обучающего).
Но
одновременно текст и репродуктивен, так как его
продуктивность основана главным образом на трех психофизиологических
механизмах: репродукции (память), комбинировании и трансформации. В подавляющем большинстве учительских текстов репродуктивные элементы
либо доминируют, либо играют существенную текстообразующую роль, и поэтому
практически все жанры учительской речи можно отнести к продуктивно-репродуктивным
типам текстов.
Квалифицируя жанры учительской речи как
продуктивно- репродуктивные типы текстов, мы подчеркиваем с одной стороны их
продуктивность — ведущий для говорения аспект, с другой — востребованность их
репродуктивных элементов, без которых невозможно продуцирование таких текстов,
как конспект, реферат, обзор, рецензия и многих других.
Отсюда следствия:
в продуктивной части текстообразования
необходимо ориентироваться:
на целевое назначение продуцируемого
текста,
на контекст его функционирования,
на типичные композиционные и структурные
конфигурации текстов избранного жанра,
на наборы типичных для каждого жанра
компонентов содержания;
в репродуктивной сфере на предтекстовом
этапе обязательными являются умения:
извлекать и фиксировать (в формах, удобных
для воспроизведения) информацию первичных текстов,
моделировать способы представления или
пересказывания первичных текстов,
трансформировать модели представления или
пересказывания чужого содержания применительно к учебным целям.
Целевым назначением сайта является
представление прецедентов учительской речи, их речеведческий анализ и методика
освоения. Почему прецедентов, а не образцов? Здесь мы исходим из того, что
прецеденты (случаи, имевшие место ранее и служащие примером или оправданием для
последующих случаев подобного рода) в отличие от образцов не претендуют на «образцовость»
и в этом смысле точнее характеризуют примеры текстов учительских жанров,
приведенных далее.
И последнее. Все виды учительской речи
являются контекстно связанными в том смысле, что практически все они продуцируются
в контексте учебно-воспитательного процесса и неотделимы от методики
преподавания школьных предметов. Но в средних и старших классах речевые партии
учителя относительно автономны и поддаются классификации и типологиза- ции, в
младших же классах речь учителя в целом является речью
симпрактической, вплавленной в учебные действия и
отношения, обозначенные целевым содержанием урока. Термин этот ввел в обиход
К. Бюлер3, который назвал симпрактической речь, вмонтированную в другие наделенные смыслом отношения. В узком
смысле такая речь сопровождает невербальные действия: «Отбираем и готовим к
проведению опыта необходимые препараты. // Какие? ...Правильно. // Смешиваем
их в пропорции ... Вот теперь смешиваем. // Нагреваем...» и т.д.
В более широком смысле симпрактическая речь
входит в состав любых действий, в том числе и учебных, и вербальных одновременно,
и в последнем случае становится метаязыковой или метатекстовой. Метаязык — это
язык, на котором описывается какой-либо другой язык, называемый в этом случае
языком- объектом. Метатекстом, соответственно, называется текст о тексте,
понимаемый предельно широко, например текст (содержание) диафильма, видеоряд +
текст мультфильма, видеоряд в произведении живописи, В этом смысле метатекстом
является рассказ о содержании диафильма, произведения живописи, либретто оперы
или балета, аннотация и тому подобное. Так вот, выделить в симпрактической речи
те ее составляющие, которые можно назвать самостоятельным жанром учительской
речи, а не высказыванием, не фрагментом речевой партии можно лишь искусственно,
относя к ним до определенной степени самостоятельные и автономные части,
представленные текстовыми образованиями, то есть единствами, которые
характеризуются всеми или основными категориальными признаками текста. Эти
текстовые образования, или единства, являются при этом метате кетовыми.
При ближайшем рассмотрении обнаруживается,
что к таковым относятся подавляющее большинство текстов учительских жанров (за
исключением педагогических эссе и дневниковых записей).
Эта констатация имеет два естественных
продолжения. Во- первых, уровень насыщенности речевой партии учителя мета-
языковыми средствами — лексикой, фразеологией, опорными конструкциями и
моделями вторичных текстов — может быть критерием разграничения видов вторичных
текстов: при малом количестве этих средств — это пересказ, близкий к тексту,
при большом количестве — это иные формы пересказа, о которых и пойдет речь. И
еще: чем регулярнее используются метаязыковые средства в том или ином жанре,
тем более такой жанр является канонизированным.
Во-вторых, из метатекстовой природы
учительских жанров следует, что представляя или пересказывая чужие тексты, мы
обучаем метатекстовому пересказу и наших учеников, поэтому для учителя
целесообразно вводить метаязыковые средства в речевой обиход своих учеников.
Для этого он должен иметь реестры этих средств применительно к каждому жанру.
Поэтому одна из целей пособия — это экспликация метаязыковых средств в каждом
из обсуждаемых далее жанров. Эта цель реализуется записью текстов в таблице, в
которой в одной части записывается сам текст, а в другой — его метаязыковой
комментарий.
Итак, пересказывание — как жанр учительской
речи.
|