В учительском обиходе сегодня функционируют
обстоятельнейшие классификации всех видов письменного (изложения) и устного
пересказывания первичных текстов. Мы приводим здесь одну из лучших
на наш взгляд, классификаций изложений.
Виды изложений
I. По исходному материалу для изложения.
По количеству источников.
По новизне текста: по незнакомому; знакомому; изученному на уроках; по выученному
наизусть.
По объему исходного материала.
По характеру исходного материала:
по произведению (целостному или его
отрывку);
тезисам;
материалам наблюдений, опытов и т.п.;
экспонатам, документам, рисункам и т.п.;
кинофильмам, телепередачам и т.п.;
по заданным вопросам.
По цели проведения изложения.
По содержательной цели:
для развития речи (простое);
для развития речи и проверки знаний;
с дополнительным заданием;
с лингвистическим заданием.
По формальной цели: обучающее; контрольное.
По условиям проведения изложения.
По дозированности времени для изложения:
с дозированным временем (классное);
без дозированного времени (домашнее);
с частичной дозировкой времени
(классно-домашнее).
По наглядности, средствам обучения,
источнику дополнительных впечатлений:
с применением технических средств обучения;
с использованием словарей, справочников,
учебников;
с музыкальным сопровождением чтения текста;
с использованием репродукций картин, портретов
и т.п.;
после экскурсии в музей, театр, после
встреч с ветеранами и т.п.;
с использованием подготовленных учащимися
материалов (расчетов, документов, цитат, конспектов и т.п.).
По способу восприятия текста:
по прослушанному;
по прочитанному (вслух или про себя);
по заученному;
по видимому (зрительное изложение).
По степени самостоятельности ученика.
1. По роли учителя:
с предварительной подготовкой изложения;
с корректировкой учителем во время
изложения;
самостоятельное.
2. По
роли ученика:
индивидуальное авторство;
групповое авторство.
По характеру текста изложения.
По форме передачи исходного материала:
устное; письменное.
По стилю и жанру текста изложения:
научное и научно-популярное (отзыв, тезисы,
конспект, доклад, реферат, аннотация, резюме, описание опыта, выступление и
т.п.);
официально-деловое (характеристика,
справка, заявление, биография, объявление, доверенность и т.п.);
публицистическое (интервью, репортаж,
заметка, статья, очерк, рецензия и т.п.);
художественное (рассказ, сценарий, басня,
повесть);
со смешанным стилем (очерк, обзор, тексты
без определенного жанра).
По типу речи: повествование; описание; рассуждение; со смешанным типом речи.
По творческому вкладу учащегося.
1. Изложение, идентичное образцу
(источнику):
близкое к тексту (с воспроизведением
композиции текста; с передачей всех его микротем; с сохранением указанных
учителем языковых средств; с сохранением выразительно-изобразительных средств,
тропов и т.п.);
полное (подробное) изложение (с раскрытием
всех микротем и передачей подробностей, деталей содержания);
выборочное (с раскрытием отдельных микротем
или одной микротемы текста);
сжатое;
свободное (с раскрытием некоторых микротем
на выбор учащихся).
Творческое изложение (с преобразованием композиции текста; с неравномерным по полноте
раскрытием разных микротем текста; с усилением аргументации главной мысли; с
преобразованием текста в иной жанр, вид, тип речи; с изменением стиля текста; с
адаптацией текста для определенного адресата и т.п.).
Изложение с переводом текста на другой
язык.
Изложение с элементами сочинения (с изменением или написанием нового начала текста; с дописыванием конца;
с продолжением текста в каком-либо ином аспекте и т.п.; с введением описания
предмета, детализации факта; с введением собственных мыслей или рассуждений по
поводу содержания текста; подведение итогов по тексту и т.п.).
С небольшими уточнениями эта классификация
(в той ее части, которая касается изложений, связанных с пересказыванием
первичных текстов) может, на первый взгляд, использоваться и при классификации
различных видов учительского пересказывания.
Лежит на поверхности такой, например,
критерий возможной классификации различных видов пересказывания, как
отнесенность пересказывания произведений к определенной сфере знания,
культуры или искусства. По этому критерию можно
выделить пересказы литературных, музыкальных произведений (включая концертные и
сценические — балеты, оперы, оперетты), произведений живописи,
литературно-критических статей, философских сочинений, научно-популярных
изданий и т.д. Насколько существенным является этот критерий? Какая разница, в
самом деле, в том, представляем мы сюжет художественного произведения или
перипетии балета, оперы, оперетты?
По сути — никакой. По форме — существенная.
Она материализуется в том, что:
пересказывание опер, балетов и оперетт
давно уже оформилось в жанр либретто,
пересказывание литературно-критической
статьи на основе сюжета, которого в таких статьях нет, невозможно и
осуществляется на основе хода мысли или совокупности тем и тезисов, 3)
содержание философского сочинения можно представить лишь в виде конспекта или
реферативной статьи.
Хорошо известна классификация по критерию
степени полноты представления содержания оригинала
(применительно к школе — по критерию объема
воспроизведения), а также по
жанровому критерию (в школьных классификациях он
связывается с количеством пересказываемых источников). Здесь выделяются такие
виды пересказывания первичных текстов, как аннотация, реферативные статьи
различных видов, обзоры литературы и тому подобное.
Но почему одни виды пересказывания
оформились в самостоятельные жанры, а другие — нет?
Ответ и прост, и сложен одновременно. В
жанровые формы перешли не пересказы, а способы представления содержания первичных текстов. Аннотация, например, является не пересказом в
собственном смысле этого слова, а формой представления содержания первичного
текста в совокупности с весьма разнородной информацией, причем эта информация
привлекается для презентации оригинала не столько из первичного текста, сколько
из источников, связанных с аннотируемым произведением: со сведениями об авторе
произведения, с краткой характеристикой темы, отзывами критиков, указанием на
адресата и т.д. Из первичного текста в аннотацию включаются лишь краткие
характеристики тем, героев произведения, фабулы или сюжета и немногие другие
сведения.
Не являются пересказом в собственном смысле
этого слова и рецензия, и реферативная статья, и обзор литературы. Эти жанры
объединяет еще одна общая для них черта — все они официально адресуются
массовому читателю и являются самодостаточными.
Чем отличаются обсуждаемые пересказы с
отчетливой жанровой окраской от собственно пересказов?
Ответ на этот вопрос содержится в
противопоставлении понятий «текст» и «текстоиды».
Текст —
это результат мотивированной целенаправленной речемыслительной деятельности его
автора, реализованный в виде произведения и предназначенный для читателя или
слушателя. Однажды сказанный, текст остается неизменным во всех своих
параметрах — лексических, синтаксических, структурных и композиционных.
Текстоиды — это тексты, как правило, устные, многократно повторяющиеся и
свободно варьирующие свою лексику, синтаксис, последовательность компонентов
содержания, структуру. Они могут быть сокращены или, напротив, продолжены в
зависимости от целей общения. В отличие от ученических одноразовых
изложений-пересказов учительские пересказы являются многоразовыми, и их
классификация (в отличие от методической классификации Шипициной) должна быть
прагматической.
В свете изложенного понятно, что собственно
пересказы мы относим к текстоидам и отграничиваем их от текстов презента-
тивного типа — аннотаций, либретто опер и балетов, рецензий, реферативных
статей, обзоров литературы и других подобных жанров, неоднократно
охарактеризованных в соответствующей литературе.
К текстоидам мы относим и различные виды
пересказывания, в основе которых лежит учебно-целевой критерий. В соответствии
с ним можно выделить тексты, различающиеся характером трансформации исходного
текста, например: монологический текст, получившийся из диалогического, и
диалогический, получившийся из монологического, повествование из описания или
рассуждения и т.д.
В связи с изложенным возникают вполне резонные
вопросы.
О чем далее пойдет речь?
О текстоидах, т.е. о таких формах
учительского пересказывания первичных текстов, которые не оформились в
общественно признанные жанры вторичных текстов и являются достоянием
учительской практики. Но речь пойдет не о всех текстоидах, использующихся в
обиходе учителя, а лишь о тех, которые по разным причинам оказались вне поля
зрения методистов или описаны недостаточного полно с точки зрения практического
использования в реальных обстоятельствах.
Значит ли это, что текстоиды должны
классифицироваться по каким-то другим критериям, а не тем, которые приводились
выше и используются в школе?
Нет, не значит. Критерии те же, но
предпочтение отдается двум из них:
отнесенности пересказываемых произведений к
определенной сфере знаний и профессиональной практики,
способам пересказывания.
В двух этих направлениях и рассматриваются
далее виды учительского пересказывания.
Но почему только в них? Дело в том, что в
сфере профессионального пересказывания первичных текстов наблюдаются две
тенденции (о первой рассказывается ниже, о второй — в разделе «Способы
пересказывания»).
Первая тенденция проявляется в
специализации, под- страивании форм пересказывания под специфику пересказываемых
произведений, и здесь выделяют три области пересказывания:
текстовых форм информации (текстов всех
видов);
аудиовизуальных форм информации (диа-,
мульт- и кинофильмов и произведений живописи);
музыкальных произведений (балетов, опер и
оперетт).
В рамках каждой из этих областей имеет
место своя специализация. Так, например, в либретто балетов, опер и оперетт отчетливо
разграничиваются сведения об истории создания произведения, его сюжете и музыке.
В сфере области текстовых произведений существенно различаются способы
пересказывания художественных, публицистических и учебных текстов. В кругу визуальных
произведений заметно отличие приемов пересказывания динамических форм
аудиовизуальной информации (диа-, мульт- и кинофильмов) и статических форм
информации (произведений живописи).
Далее на конкретных примерах мы рассмотрим
специализацию каждой из этих областей. Здесь следует оговорить еще одно
обстоятельство — фрагментарность раздела. Она связана с тем, что проблемы
учительского пересказывания все время находятся в поле зрения методистов и
учителей-практиков, и там, где тот или иной жанр достаточно разработан, мы
ограничимся прецедентами и кратким их комментарием.
Начнем с произведений визуальных, а именно
с того, как строится пересказ диа- и мультфильмов.
|