Если бы только логика определяла структуру
изложения, то тексты на одну и ту же тему строились бы одинаково. Реально этого не происходит, так как автор
учитывает не только содержание, но и слушателя-читателя, трансформирует
материал в соответствии с конкретной целевой установкой.
И тогда на помощь автору пересказа приходят
эмоционально-эстетические конструктивные приемы, которые организуют содержание
текста и одновременно являются средством создания речевой выразительности. При
этом экспрессивность конструктивных приемов принципиально отличается от
экспрессивности стилеобразующих элементов языка. Экспрессивность последних
несут языковые единицы сами по себе, независимо от речи (поэтому они
описываются в стилистике языка). Экспрессивность же конструктивных приемов —
это экспрессивность построения.
Понятие «эмоционально-эстетические приемы
пересказа» можно рассматривать как обозначение любого вида перекодирования
первичного текста, вызывающего эффект эмоционального переживания. Так,
например, рассказ может быть представлен в виде сценария фильма.
Фрагменты сценария по рассказу И. С.
Тургенева «Муму»
По разбитой, с глубокими колеями дороге с
редкими ветлами по сторонам идет на закате дня человек. Идет навстречу
зрителю. Идет, странно размахивая руками, то убыстряя, то замедляя шаг.
Золотистая рожь в последних лучах
заходящего солнца. Тишина нарушается лишь хором цикад.
Все ближе и ближе человек, и вот уже весь
он хорошо виден. Высокий, атлетического сложения русский крестьянин. Крупные
черты лица. Русая борода и усы. Голубые глаза. Лицо кривят гримасы. Человек
что-то мычит. Он нем.
Замолкают цикады. Человек присаживается на
придорожный камень у верстового столба и погружается в воспоминания.
Картины детства. Мальчишки, крестьянские
дети дразнят его — немого мальчонку, и он уходит в заросли тальника и плачет
от обиды.
Вот другая картина-видение: он подросток.
Пашет с отцом землю. Тошая лошаденка. Согбенный старик-отец.
А вот вечерние гуляния девок и парней на
околице села, и он в стороне от всех с завистью смотрит на веселящуюся
молодежь.
Герасим встает и продолжает свой путь.
Смотрит на облака, причудливо напоминающие своими очертаниями злую старуху. И
воспоминания-видения продолжаются.
...Вот вся деревня встречает барыню. Она
внимательно смотрит на Герасима и что-то говорит старосте. Тот согласно кивает
головой, угодливо изогнувшись перед властной старухой.
А дальше сборы. И какая-то девушка
провожает глазами уходящего вслед за подводами Герасима. Он оборачивается.
Долго стоит и, махнув рукой, уходит, догоняя подводы.
Москва. Старая. Шумная.
С любопытством рассматривает Герасим
большой город. Он немного растерян.
А вот и дом с колоннами. Большой барский
дом. Дворня выбегает поглядеть на деревенских мужиков, разгружающих подводы.
Первая ночь в тесной каморке. Не спится.
Раннее утро. Герасим метет двор, носит воду
из колодца, рубит дрова.
Летят дни. Опавшую листву на дворе сменяет
снег. А вот и сугробы оседают в лучах весеннего солнца. А Герасим делает одно и
то же свое дело: убирает двор, носит воду, рубит дрова. Как машина. Как робот.
Ночь. Герасим останавливается у стога сена
и ложится, подстелив сена, закинув руки за голову.
Измученное лицо. Герасим затихает. И
продолжаются видения...
Элементы эмоционально-эстетического
перекодирования на основе сравнения можно найти в описании музыкальных произведений,
как, например, в описании Героической симфонии Л. Бетховена, фрагмент которого приведен ниже.
Л. Бетховен. Героическая симфония
В 1789 г. штурм Бастилии восставшим народом
явился началом Великой французской революции. Весь мир, затаив дыхание,
следит за победным шествием французских полков во главе с Наполеоном
Бонапартом. Восторгается им и Бетховен. Свою Третью
симфонию он и посвящает первоначально защитнику молодой республики —
Наполеону. А позже он нарекает ее Героической
симфонией, сочиненной в память Великого Человека, создавая
собирательный образ тысяч безымянных героев революции. Написана она в 1804 г.
С чем сравнить это его творение?
С прекрасным полотном, на котором художник
изобразил могучего героя?
Но сочинения Бетховена — это больше, чем
живописное полотно! В нем нет движения,
а Бетховенская симфония им полна!
Но, может быть, сравнить ее с театральным спектаклем? Нет! Она
неизменно шире. В театре зритель видит только кусок
жизни и всего лишь горстку людей —
тех, что способна уместить сцена. А в героическом
сочинении, создаваемом сейчас Бетховеном, за героем идут массы. Весь народ поднимается на отважный бой.
В этом бою он несет утраты, сраженный герой падает, и траурный марш провожает его.
Человек может погибнуть. Но не это главная
мысль сочинения.
В оркестре звучат новые голоса. Молодость вторгается на историческую арену и подхват ывает знамя из
рук павших героев. На смену горечи утраты приходит
решимость.
В завершающей части симфонии слышится
победа. Торжествующий звон рисует нам
безграничную радость победившего народа. Будто шагает войско под сенью знамен, и вслед за ним народные массы. Вот прибегают дети. Ликование все возрастает. Суровый бой был не напрасен. Радость вернулась в мир.
Все это скажет Героическая симфония каждой
впечатлительной душе...
Сочетание
рационально-конструктивных и эмоционально-эстетических приемов пересказывания дает возможность по-разному представлять один и тот же оригинал и
делает нас свободными от необходимости держаться эталонного прецедента.
Приведем примеры различных вариантов
пересказа одного и того же материала.
Ф. Шиллер. «Разбойники»
Сцена первая
Действующие лица: граф фон Моор и его младший сын Франц.
В центре сцены — интрига: Франц читает
письмо, написанное якобы другом семьи — стряпчим из Лейпцига — о неблаговидном,
недостойном поведении старшего сына, позорящем семью Мооров, славная история
которой насчитывает более семи столетий.
На самом же деле письмо это написано самим
Францем, желающим остаться единственным наследником и жениться на девушке,
которая любит не его, Франца, а старшего брата — Карла.
По ходу сцены выясняются и причины
подлинной интриги: Карл — красив, умен, удачлив, отзывчив, Франц — уродлив,
завистлив, невезуч, я, главное, он духовно нищ и несостоятелен.
Какие цели ставит Франц, начиная свою
интригу? Их несколько: убить душу старого Моора, усугубить болезнь старика и
свести его в могилу, принудить отца отречься от старшего сына, а затем самому
«законно» завладеть всем состоянием.
Это содержание первой сцены.
А вот различные варианты ее пересказа.
Характеристика тематического поля
В первой сцене «Разбойников» Ф. Шиллера
всего два действующих лица — Франц Моор и его отец, но эта сцена является
ключевой для дальнейшего развития действия, так как в ней содержится завязка
сюжета и характеризуются действующие в сцене персонажи.
Действие начинается в замке Мооров. Франц
приносит и читает отцу письмо якобы от стряпчего из Лейпцига, в котором тот
сообщает о «позорных похождениях» Карла — старшего сына графа Моора.
По ходу чтения Франц, нагнетая чувство
стыда за позорное поведение Карла, заставляет отца отречься от старшего сына и
проклясть его. А написать письмо, сообщающее старшему сыну об этом, берется
сам.
В заключительном монологе Франца читатель и
зритель узнают о том, что Франц делает все, чтобы отторгнуть Карла и от
родительского дома, и от любимой девушки, что письмо, прочитанное им в начале
сцены отцу, было написано им самим и что Франц переступит через все, что
преграждает ему дорогу к богатству и власти, к которым он давно стремится. А
все, кто мешает ему (а это его старший брат и старый отец, который, по мнению
Франца, «зажился на этом свете»), должны быть устранены с его пути любыми
средствами. Он говорит: «Я выкорчую все, что преграждает мне дорогу к власти».
Эта фраза — лишь малая часть заключительного монолога Франца Моора, одного из
действующих лиц драмы Ф. Шиллера «Разбойники». Этим монологом завершается
первая сцена драмы, сцена, являющаяся ключевой для раскрытия характера двух
действующих лиц — Франца Моора и его старого отца, владетельного графа.
Так кто же он — Франц? Что можно сказать о
нем после первой сцены? Что мы уже знаем о нем?
Это он, Франц, читает старому отцу
собственноручно состряпанное письмо якобы о беспутном поведении своего старшего
брата Карла. Это он продуманными репликами постепенно подводит немощного графа
к мысли том, что нужно отречься от старшего сына. Это он, Франц Моор, обещает
отцу написать Карлу письмо, которое «не слишком расстроило бы брата». И именно
этот последний монолог позволяет увидеть его истинное лицо — лицо злобного,
завистливого и подлого человека, стремящегося достичь власти любой ценой.
Пересказ-размышление
«Здоровы ли вы, отец? Вы так бледны...».
«Я опасаюсь за ваше здоровье».
«Повиноваться вам — мой первый печальный
долг».
«Ваша жизнь — для меня оракул, которого я
вопрошаю перед любым начинанием; Ваша жизнь — зеркало, в котором я все
созерцаю. Для меня нет долга, даже самого священного, которого бы я не
нарушил, когда дело идет о вашей бесценной жизни. Верите ли вы мне?» — все эти
высказывания принадлежат младшему сыну графа Моора — Францу, начинающему интригу,
в результате которой его отцу и брату уготована смерть.
Германия. Замок. Разговор старого графа
Моора и его младшего сына Франца. Сын читает отцу письмо, якобы написанное
стряпчим из Лейпцига, в котором тот пишет о старшем сыне графа — Карле.
Что же «пишет» о Карле стряпчий? Карл,
оказывается, сделал долгу на сорок тысяч дукатов, обесчестил дочь богатого
банкира, смертельно ранил на дуэли ее жениха, молодого дворянина, а потом с
семью товарищами бежал от рук правосудия, и его голову оценили в крупную
сумму. И теперь все станут указывать пальцем на Мооров, и на род
(незапятнанный на протяжении семи веков) ляжет позор.
«Верите ли вы мне?»... Думается, не зря эта
фраза прозвучала в самом начале разговора. Разговора старого отца с «любящим»
младшим сыном. Но станет ли действительно любящий сын убеждать отца отказаться
от второго сына — своего родного брата? Будет ли вообще заботливый сын читать
престарелому отцу письмо такого рода или постарается уберечь его от страданий
и переживаний?
И чем вообще вызвано это желание уберечь
семью от позора ценой отречения от старшего брата?
Обо всем этом мы узнаем в монологе Франца,
который завершает первую сцену первого действия драмы Ф. Шиллера «Разбойники»,
Оказывается, Франц сам написал это письмо,
желая убрать с дороги брата, которому он уступает во всем: и по уму, и по
душевным качествам, и внешне, — и довести до могилы больного отца. Франц знает,
что отец всегда больше любил Карла. Карла любит и прекрасная Амалия, которая
живет в замке и не обращает на Франца никакого внимания.
Франц рвется к власти и богатству и готов
убрать с пути любого, кто мешает ему в этом. Вот так и завязывается драма.
«Верите ли вы мне?» Верит, к сожалению.
Создание текстового ожидания
Два мальчика. Два родных брата. Один
старше.
Один гоняет по лугам и горам с уличными
мальчишками, выпрашивает у отца деньги и бросает их в шапку первого встречного
нишего. Второй в это время молится.
Один охотнее читает жизнеописания Юлия
Цезаря и Александра Македонского. Второй читает житие кающегося Товия.
Один проливает слезы при виде любого
страдания. Второй молится.
Один красив, умен, силен и ловок, его любят
женщины. Второй уродлив, и любит его только старый отец.
Какой из этих братьев станет более
примерным сыном, оправдает надежды родителей, станет им опорой в старости, продолжит
более чем семисотлетнюю славу рода?..
Итак, братья. Старший — Карл Моор и младший
— Франц. Сыновья владетельного франконского графа Моора. Что им делить?
Оказывается, есть что.
Обратимся к первой сцене. Младший, Франц,
читает отцу письмо, в котором старый друг отца, стряпчий из Лейпцига, сообщает
о недостойном поведении старшего сына, Карла: сын задолжал огромную сумму,
обесчестил девушку, убил человека, собрал банду и скрылся от рук правосудия.
На старинный род ложится пятно позора. Франц советует отцу отречься от старшего
сына и тем самым вернуть того на путь добродетели. Верится, что человек,
который провел детство в молитвах и чтении житий святых, может дать такой
совет.
Но вот отец в горе уходит и оставляет
младшего сына одного, взяв с него обещание, что тот напишет брату письмо не
слишком жестокого содержания. И что слышит зритель? Оказывается, что письмо —
письмо от имени стряпчего — написал сам Франц. Зачем? Он рвется к власти,
богатству и готов достичь своей цели любой ценой — даже ценой смерти отца и
брата.
Продолжит ли кто-нибудь из братьев славу
древнего рода? Об этом мы узнаем из следующих действий драмы.
Призыв к сопредставлению, соразмышлению,
сопереживанию
Есть ли у вас брат? Старший или младший,
неважно; может быть, вы с ним близнецы. Но даже если у вас нет брата,
попробуйте представить себе, что у вас есть родной брат. А теперь попробуйте
представить, сможете ли вы его предать? И не просто предать, а оклеветать
родного брата, да так, чтобы ваши родители прокляли того, которого они тоже
любили, так же, как и вас, и отвернулись от него? Пожалуй, не сможете. Но есть
и другие.
А теперь подумайте: что нужно сказать
родителям в таком случае, какие слова нужно подобрать и в какую минуту их сказать,
чтобы они отреклись от родного ребенка? От ребенка, которого они любили, может
быть, даже чуточку больше вас, причем любили с самого рождения, и не год, не
два, а всю жизнь. От ребенка, на которого они, как и всякие родители, возлагали
свои надежды. От того, кто должен быть стать им опорой в старости, с чьим
именем продолжался их род и кто мог продолжить их дело.
Франц Моор нашел такие слова. Так кто же он
— Франц Моор? Он — брат. Родной брат. Младший брат Карла Моора и один из двух
сыновей владетельного немецкого графа фон Моора, чей род в течение семи веков
был одним из самых почитаемых родов в Германии.
Именно с этим, младшим из братьев, мы и
знакомимся в первой сцене первого действия драмы Ф. Шиллера «Разбойники».
Почему же Шиллер начал драму со сцены с младшим, когда героем драмы по праву
является старший брат, Карл? Очевидно, потому, что именно эта сцена является
решающей для дальнейшего развития сюжета.
Так что же это за сцена? Вот ее содержание.
В зале старинного замка, рядом с креслом стареющего отца Франц читает письмо,
полученное якобы от стряпчего из Лейпцига. Стряпчий сетует на неблаговидное
поведение старшего сына графа, Карла. Франц не просто читает письмо, он
перемежает чтение своими репликами, которые с каждым словом становятся все язвительней
и безжалостней.
Что же мы узнаем из письма о Карле? То, что
он задолжал кому-то сорок тысяч дукатов, что он обесчестил дочь богатого
банкира, что он убил на дуэли ее жениха, а затем собрал шайку разбойников и
сбежал от рук правосудия.
Поступки, прямо скажем, ужасные. Но многие
родители любят своих детей и не отрекаются от них и после того, как те
совершают куда более гнусные вещи. Так какие же слова находит Франц, чтобы
подтолкнуть отца к отречению от сына? Вот они:
«Этот мальчик ввергнет нас в позор и гибель».
«О, если бы он не носил имени Мооров!»
«Отец... ищите себе другое имя, или все
мальчишки и торговцы... станут указывать на вас пальцами»,
«Вам не избыть горя, покуда у вас этот сын.
Оно подточит вашу жизнь».
«Любовь к нему заставляет вас страдать». «Он
ставит на карту славу своих предков, не запятнанную на протяжении семи столетий».,.
Казалось бы, забота о чести рода, забота об
отце. Но разве будет заботливый человек безжалостно читать отцу такое о любимом
сыне? И только ли заботой продиктовано стремление отдалить Карла от отца?
Ответы на эти вопросы мы находим здесь же,
в монологе Франца, который завершает первую сцену. В монологе, который он
произносит, когда остается один, и в котором раскрывает всю суть своей натуры.
Оказывается, это он написал письмо. Франц с
детства завидует старшему брату: тот умнее, сильнее, красивее его. Карла любит
прекрасная девушка, на Франца же она не обращает никакого внимания. А он,
Франц, хочет всего: власти, богатства, любви. И он решает добиться всего,
устранив со своего пути все препятствия любой ценой. Даже ценой подлости и
коварства.
Удастся ли ему это? И правда ли, что
напридумывал Франц о своем старшем брате Карле? Об этом мы узнаем из следующих
сцен драмы.
Пересказ с установкой на
литературоведческое осмысление
«Разбойники» — одна из наиболее известных
драм великого немецкого поэта и драматурга Ф. Шиллера. Это драма в пяти
действиях.
В Словаре литературоведческих терминов
сообщается, что одной из характернейших черт драмы является тенденция к
выявлению драматизма внутреннего мира личности, вступающей в конфликт с
враждебными ей силами или преодолевающей противоречия в собственной духовной,
психологической сфере. Романтический герой в драме — чаще всего человек необычной
судьбы, и действует он в исключительных обстоятельствах.
Изображение больших страстей, острых
конфликтов героя с окружающей средой, мастерство в изображении душевных волнений,
осознанного трагизма человеческой личности — вклад романтиков в развитие драмы.
Соответствует ли это определение пьесе немецкого драматурга-романтика?
Обратимся к первой сцене первого действия
драмы. В ней всего два действующих лица: старый граф — фон Моор — владетельный
дворянин, чей род снискал себе славу на протяжении семи веков, и его младший
сын — Франц. Сын читает отцу письмо, полученное якобы от стряпчего из Лейпцига,
в котором тот рассказывает о Карле Мооре — старшем сыне графа.
Казалось бы, обычная семейная сцена. Но с
каждой строкой страсти накаляются, зарождается конфликт. А дальше все судьбы —
необычны, все обстоятельства — исключительны, страсти — огромны, душевные
волнения — бесконечны и трагичны.
Кто они — герои этой драмы? Это граф Моор —
несчастный старик, бесконечно любящий старшего сына Карла и поверивший
клевете, опозорившей его любимца; отец, который доверял младшему сыну, Францу,
заточившему его позже в подземелье без пищи и воды. Это далее — Карл Моор —
старший из братьев, оклеветанный младшим братом, проклятый отцом, собравший
шайку разбойников и из-за клятвы, данной им, заколовший кинжалом женщину,
которую любил он и которая любила его. Это, наконец, Франц Моор — младший сын
графа, завязавший интригу, добившийся смерти отца и старшего брата и в конце
концов удавившийся. Не забудем и Амалию фон Эдельрейх, погибшую от руки
мужчины, которого она любила...
Но обратимся к первой сцене первого
действия, с которой все началось. В этой сцене один из героев произносит
монолог, передающий его душевное состояние. Что мы узнаем из монолога? Оказывается,
письмо, порочащее старшего брата и повергшее отца в отчаяние, написал сам
Франц. Он, младший в семье и не слишком любимый, смертельно завидует старшему
брату, которому по наследству должна перейти большая часть графства; завидует
старшему брату, которого сильнее любит отец, который красивее, умнее,
удачливее. Это старшего брата, а не его, Франца, любит и прекрасная Амалия,
живущая в замке графа. И он, Франц, решает подлостью и коварством завоевать
мир, в котором, как он считает, такие, как он, и должны властвовать. И для
достижения этой цели он не останавливается ни перед чем — ни перед смертью
отца и брата, ни перед обманом любимой женщины.
Но обо всем этом мы узнаем в следующих
действиях драмы.
Даже при беглом прочтении всех вариантов
пересказа первой сцены драмы Ф. Шиллера «Разбойники» можно увидеть, как сильно
они отличаются друг от друга, поскольку отличаются приемы, легшие в основу
каждого варианта пересказа. Благодаря разнообразию
этих приемов мы можем выбирать способ пересказа сообразно обстоятельствам, а
также интересам и возможностям наших слушателей.
|