Пересказывание многосюжетных художественных
произведений является одним из самых распространенных жанров речи
учителя-словесника. Оно включает в себя следующие типичные компоненты: указание
на авторство, краткую характеристику автора произведения, перечисление основных
тем его творчества, выделение самых известных произведений и переход к
представлению одного из них, пересказ сюжета или фабулы произведения, описание
его тематического поля, аппликативная иллюстрация основных тем или сюжетных
ходов.
Известны наиболее частотные модели
пересказов многосюжетных художественных произведений. Приведем две из них.
Модель 1
Роман ... написан ... (указание на автора).
Основными темами его творчества были ... Именно им посвящены такие произведения,
как ... На одном из этих произведений я и хочу остановиться подробнее.
Главными действующими лицами в ... являются
... Отношения между ними разведены автором в три сюжетные линии ...
Первая сюжетная линия представляет нам
историю от... до... Она начинается с рассказа о том, как ... Затем автор
рассказывает нам о том, как ..., о том, что ..,, о ...
Вторая сюжетная линия знакомит нас с
событиями ... Здесь другие действующие лица, отношения между ними. Главное событие
в этой линии повествования — ...
Обратим внимание на то, что с некоторыми
героями повествования мы уже знакомы, с другими, такими, как ..., мы еще
встретимся.
И, наконец, третья сюжетная линия. Основные
действующие лица — ... Место событий — то же. Время — промежуток между ... О
чем же повествуется в этой части?
Третий сюжет — это рассказ о том, как ...,
это сцена встречи с ..., это, далее, история ...
Эпизод начинается с того, что ... А далее
автор рассказывает нам о ... Здесь и пересекаются пути ...
Затем события разворачиваются в следующей
последовательности.
В последнем эпизоде романа пересекаются
пути и судьбы ... Герой романа ... Его противники ... Конфликт разрешается
тем, что ...
Модель 2
Повесть (роман, рассказ) ... начинается с
того, что ... Это первая сюжетная линия ..., которая связывает помыслы, решения
и поступки ...
Главный герой считает, что ... И вот ...
Цепочка основных событий в ... выглядит следующим образом: ...
Здесь в первую сюжетную линию вторгаются
события второй сюжетной линии, в центре которой два главных события: 1) ... и
2) ...
В рассказе о первом событии мы узнаем о
том, что ... И вот, когда ..., разыгрывается интрига: ... Чем она
заканчивается? Тем, что ...
Второе сюжетное ответвление посвящено
судьбе ... Вместе с ... мы становимся свидетелями таких событий, как ... А вот
эпизод, который завершает линию ...
Приближается развязка ... Главный герой ...
Вот он ... Вот сцена, в которой ... И, наконец, последняя сцена ...
Приведенные модели определяют характер
деятельностных программ, необходимых для пересказа многосюжетных художественных
произведений. Однако для практического обучения такому пересказу необходимы еще
и образцы, в которых приведенные модели обрастают живой тканью лексики,
фразеологии и синтаксических стандартов жанра. Такие образцы можно найти во
вступительных статьях к полным собраниям сочинений каждого большого писателя,
но они имеют, как правило, редуцированный характер и требуют дополнений.
Другими словами, для формирования умений пересказывать многосюжетные
художественные произведения необходимы образцы более подробного пересказа. В
качестве таких образцов приведем пересказы двух романов.
Т. Манн. «Буддендрокки»
Главными действующими лицами в романе
Томаса Манна «Будденброкки» являются
дети Иогана Будденброкка — Томас, Антония и Христиан. Отнесем к ним и приемную племянницу Клару. Отношения между ними разведены автором в три сюжетные линии.
Первая сюжетная линия представляет
нам историю жизни Антонии, единственной дочери
консула Иоганна Будденброкка. Автор
подробно повествует нам о ее детстве, о первой
взрослой поездке на море и любви к студенту, воспоминание о котором она
пронесет через всю жизнь. Затем автор рассказывает о ее первом замужестве и жизни в браке с Грюнлихом.
Но первое замужество заканчивается полным
разорением мужа и жизнью, полной забот о хлебе насущном.
Затем, спустя годы, Антония вновь пытается устроить
свою судьбу и вторично выходит замуж. Но и второе замужество не приносит ей счастья. Ее муж Перманцер изменяет ей
со служанкой, и они расстаются. После этой
неудачи Антония окончательно разочаровывается в
мужчинах и в жизни, и решает больше не искушать судьбу.
Вторая сюжетная линия знакомит нас
с событиями жизни старшего сына Томаса.
Здесь другие действующие лица и отношения. С
детства на Томаса возлагаются надежды как на продолжателя дела отца. И в
чем-то он оправдал надежды близких, став сенатором. Но все гораздо сложнее. Его жена Герда изнежена до болезненности. У них
растет сын Ганно — продолжатель фамильного дела, но он очень слабый и
болезненный ребенок. Трагедия семьи состоит в том, что Ганно не желает
продолжать фамильное дело, которое ему неинтересно, он грезит музыкой, но
заниматься ею ему не суждено.
И, наконец, третья сюжетная линия.
Основное действующее лицо здесь — Христиан.
Странный Христиан ... Он
полностью погружен в свои болезни, он любит театр, он
завсегдатай кабаков ...
Интересна композиция романа. Он начинается
с описания типичного вечера в семье
Будденброкков, когда все главные герои еще дети. А
далее автор рассказывает об истории трех поколений
семейства бюргеров. Именно
под крышей родительского дома пересекаются жизненные пути героев. Затем судьбы
всех детей расходятся и идут параллельно друг другу. У каждого из детей своя
жизнь, своя
семья, своя
судьба и свои
переживания. В
последовательной цепи развивающихся событий автор показывает
крах бюргерства. Медленно, но верно вырождается семья Будденброкков. В последнем эпизоде романа путы и судьбы героев вновь
пересекаются. Они вновь собираются под
крышей родительского дома, но лишь затем, чтобы продать его. Реликвии
семейства переходят к тому, кто стал богаче и могущественнее в мире финансовых
дельцов и денежных воротил. Роман оканчивается гибелью
последнего представителя семейства Будденброкков — Ганно от тифа и сменой
фамильного герба на фасаде дома гербом новых хозяев.
0. Уайльд. «Портрет Дориана Грея»
Главным действующим лицом в романе
О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» является молодой красавец Дориан Грей. Его образ выполняет роль композиционного центра романа, центра, от
которого отходят четыре сюжетные линии.
Первая сюжетная линия представляет
нам историю отношений между художником Бэзилом
Холлуордом и
Дорианом Греем. Она начинается с рассказа о том,
как художник признается своему другу лорду Генри в
том, что Дориан для него — «мотив в искусстве, его взлет и вдохновение».
Затем автор нам рассказывает о том, что Дориан,
который уже осознал силу своей красоты, начинает пренебрегать своей дружбой с
Бэзилом, что преклонение последнего вызывает у него недоумение и насмешку.
Еще больше отдаляет их друг от друга портрет Дориана,
написанный Бэзилом, портрет, который послужит потом причиной убийства художника
Дорианом.
Вторая сюжетная линия знакомит
читателя с взаимоотношениями Дориана
и циничного остроумца лорда Генри Уоттона.
Мы узнаем, что именно Генри, который сыплет
блестящими парадоксами и прославляет красоту зла, увлекает юношу на путь порока.
Лорд Генри проповедует власть красоты, которой все позволено.
Осознав силу своей божественной красоты, Дориан пожелал
навсегда остаться молодым, взамен чего предложил душу.
Эта сюжетная линия знакомит нас и с другими
действующими лицами. В основном это представители высшего общества, чья жизнь переменилась
после встреч с Дорианом. Так, мы узнаем о трагедии молодого Алана Кэмпбела, о несчастной судьбе
Адриана Синглтона и других. Но в основном эта линия повествования представлена многочисленными
беседами Дориана с лордом Генри.
Основными действующими лицами в
третьей сюжетной линии являются Дориан и Сибила
Вейр. В этой части романа автор рассказывает нам грустную
историю артистки, брошенной Дорианом и лишившей
себя жизни. Эта история подтверждает тезис О.
Уайльда о том, что жизнь убивает искусство. Сибила
изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан
влюбился в нее, в созданные ею прекрасные образы. Он покидает ее, когда она
перестала быть для него шекспировской героиней. Узнав о самоубийстве девушки,
которую он когда-то любил, Дориан произносит фразу, которая подчеркивает его
бездушие: "Она не имела права убивать себя. Это эгоистично".
И, наконец, четвертая сюжетная
линия. Здесь главными героями являются уже сам
Дориан Грей и его портрет, написанный Бэзилом. Мы
узнаем о том, что желание юного красавца сбылось:
он перестает изменяться под воздействием времени, но все эти изменения выпадают
на долю его портрета. Воспользовавшись этим, Дориан Грей превращает свою жизнь
в погоню за наслаждениями, предается самым гнусным порокам. Но все следы жестокости
и разврата запечатлеваются на портрете, который висит где-то в задней комнате
дома. Дориан пытается скрыть эту тайну и ради этого идет на убийство Бэзила. Но
и это не помогает герою избавиться от своих мучений. В конце концов он уничтожает
портрет и убивает себя.
Интересна композиция романа: он начинается
со знакомства главных героев, которое происходит в мастерской Бэзила. Затем
автор рассказывает нам историю взаимоотношений главного героя с остальными
действующими лицами, а заканчивается произведение трагическим эпизодом:
Дориан Грей, пытаясь уничтожить портрет, убивает себя.
Сравнение моделей пересказов многосюжетных
произведений и образцов текстов, созданных по этим моделям, показывает, что
опорные (несущие) конструкции моделей легко обнаруживаются в корпусе
текстов-пересказов. Замечается, однако, и другое: сюжетные линии,
представленные в текстах пересказов, ближе к аннотациям сюжетных линий или к их
фабулам. А язык аннотации и язык фабулы — это язык, единицами которого являются
не слова с их значениями и заключенными в них смыслами, а информемы, которые
не представляют, не обозначают, а лишь намечают темы или отсылают к контексту.
Значит ли это, что каждую сюжетную линию
необходимо представлять более подробно или же достаточно указать главный
конфликт сюжетного пространства и привести минимум иллюстраций, которые
раскрывают содержание этого конфликта? Представляется предпочтительной
интеграция двух этих подходов: сюжетная линия, обогащенная краткими
портретными или психологическими характеристиками и пересказом сути конфликта,
дает более ясное представление о теме, проблеме, идее и композиции
произведения. Как, например, в приведенном ниже образце пересказа.
Дж. Лондон. «Мартин Иден»
Главными действующими лицами в романе Джека
Лондона «Мартин Иден» являются
Мартин Иден, Руфь Морз и Рэсс Бриссенден. Отношения
между ними разведены в три сюжетные линии, которые тесно переплетаются.
Первая сюжетная линия рисует
историю любви молодого моряка Мартина Идена и
утонченной аристократки Руфи Морз. Энергично
начиная роман с действия, автор переносит нас в великолепный
дом Мор зов, куда молодой аристократ Артур Морз приводит своего нового друга,
спасшего его от шайки пьяных хулиганов. Артур знакомит Мартина со своей сестрой
Руфь, и это знакомство можно считать завязкой романа, так как из
нее исходят все остальные сюжетные линии произведения.
Руфь поразила воображение героя: «Перед ним
было бледное воздушное существо с большими одухотворенными глазами, с массой
золотых волос... Он мысленно сравнил ее с бледно-золотым цветком на тонком
стебле. Нет, скорей она дух, божество, богиня... Такая возвышенная красота не
может быть земной...». Словом, Мартин не воспринимает Руфь как женщину. Для
него она, хрупкая и утонченная, слушающая лекции по литературе в университете,
— символ Красоты, Ума и Любви, составляющих, по его мнению, жизнь буржуазии, к
которой он всегда неосознанно стремился.
В этой связи очень важна вторая глава
романа, изображающая сцену обеда в доме Морзов. Здесь
Мартин открывает для себя преимущества буржуазного образа жизни: в поцелуе
миссис Морз и Руфь ему видится доказательство той возвышенности чувств, которой
добились высшие классы; в самом процессе еды герой находит некую эстетическую
функцию; слушая игру Руфь на фортепиано, Мартин Иден находит отзыв своему
чувству прекрасного. Стремление завоевать Руфь, добиться ее любви, приобщиться
к жизни ее круга стало мощным стимулом всех усилий героя. Мартин Иден под
воздействием этой любви и при непосредственном участии Руфь переживает
настоящую революцию: бытовую (он тщательно следит за своей внешностью) и духовную
(много читает, изучает грамматику, философию). Герой быстро достигает
невероятных успехов на пути самообразования. Он все более и более отрывается от
прежней жизни, прежних друзей. Воспоминания о прошлом, о раннем трудовом пути
вызывают у него чувство стыда или неудовольствия, а жизнь сестры Мэриен,
задавленной работой, кажется ему убогой. Теперь Мартин уже не может ответить на
любовь простой работницы консервной фабрики Лиззи Конолли: слишком велик
контраст между ней и Руфь, между прошлой жизнью и настоящей. Мартин боготворит
Руфь и решает завоевать ее любовь, став писателем.
Вторая сюжетная линия связана с
писательской карьерой Мартина Идена,
его нелегким путем к литературному успеху. Герой создает
яркие самобытные произведения, описывает то, что он видел во время плавания
матросом на шхуне «Алкион», воспевает красоту моря. Он посылает свои
произведения в различные издания, но каждый раз они возвращаются с пометкой о
невозможности их использования. Мартин не отчаивается: он изучает манеру
авторов, пользующихся популярностью, использует их приемы и замечает, что во
многом его произведения превосходят эти «творения». Но и это не помогает
Мартину: его конверты снова и снова возвращаются. Издательства начинают
казаться герою бездушной машиной, а издатели — ее «винтиками» и «рычажками».
Задавленный бедностью, Мартин Иден решает стать писателем- поденщиком, творить
по шаблону. «Сначала черная работа для заработка, а уж потом шедевры», —
рассуждает Мартин.
Развивая эту сюжетную линию, Д. Лондон исследует важнейшую проблему современной ему буржуазной Америки:
проблему искусства в буржуазном мире
и проблему вынужденного обеднения личности ради
вкусов толпы.
Трагедия Мартина Идена осложняется его
одиночеством. Он одинок в своей вере в себя, в своем стремлении нести истину
миру, проповедовать и доказывать возможность красоты и самосовершенствования
на любой стадии развития общества. Его замыслы, надежды, взгляды, литературные
опыты не находят понимания ни у близких, ни у Руфь. Для них он «только капризный
ребенок, чудак, желающий добиться невозможного».
Руфь полюбила Мартина. Многие страницы
романа посвящены описанию их прогулок, страстных объяснений и признаний. Но
Руфь так и не смогла преодолеть предрассудки своего класса, взглянуть на
Мартина Идена как на равную себе личность. Самобытные, смелые рассуждения
Мартина, идущие вразрез с тем, что она усвоила с детства, кажутся ей
непростительным вольнодумством необразованного человека. Она упрекает героя в
излишнем реализме его произведений, и Мартин понимает, что Руфь не знает и не
хочет знать той жизни, которой совсем недавно жил он.
Постепенно Мартин Иден преодолевает свое
слепое благоговение перед Морзами и их окружением. Объективно взглянув на
образ жизни этих людей, их взгляды, он понимает, что к «настоящей жизни,
настоящей музыке Морзы и все их знакомые были слепы и глухи...». Герой ощущает
свое моральное и интеллектуальное превосходство над этими людьми.
Руфь, верная морали своего класса, порывает
отношения с бесперспективным неудачником и чудаком Мартином Иденом. В это время
к Мартину приходит неожиданный успех: его произведения начинают печататься и
приносить ему большие деньги. Однако признание пришло к Мартину слишком поздно:
у него уже не осталось сил. Ближе к
финалу произведения все настойчивее звучит лейтмотив: успех Мартина — всего лишь случайность, прихоть судьбы.
Тем не менее слава Мартина Идена как литератора
растет. Перед ним заискивают даже те, кто раньше не хотел знать его. Руфь
пытается вернуть Мартина, но герой отвергает и ее. Он сознает, что для всех
этих людей он всего лишь знаменитость, а не самоценная личность. Мартин терпит
крах в любви, творческие успехи и слава не приносят удовлетворения, он понимает,
что, покинув пределы своего класса, он так и не стал своим среди буржуазных
дельцов. Финал, к которому приходит герой, — одиночество.
Идейным исканиям Мартина Идена посвящена
третья сюжетная линия. Рэсс Бриссенден знакомит
героя с философами из рабочих — социалистами. Мартин по достоинству оценивает
«своеобразие и живость ума этих людей». Многие страницы романа посвящены
идейным спорам Мартина с социалистами. Герой отстаивает свои
индивидуалистические взгляды: «Только
сильная личность, всадник на белом коне, может спасти государство от
неизбежного разложения...» Герой говорит о сильной личности, способной
переступить через слабых, но сам он не может претендовать на эту роль:
добившись успеха, он помогает сестрам, бывшему товарищу, своей домохозяйке.
В финале романа он предпринимает попытку освободиться от разочарования и скуки и отправляется в
плавание, во время которого надеется обрести свежие впечатления, «воскреснуть».
Но разочарование во всем, что он считал истинным и прекрасным, слишком
глубоко, жизнь для него стала томительной и скучной. И Мартин кончает
самоубийством.
|