Четверг, 19.10.2017, 02:47

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [125]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [93]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [189]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [45]
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [109]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [207]
КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [161]
СТРАНИЦЫ МОНОГРАФИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПОЭТАХ [1699]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ [523]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ [157]
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ [46]
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 6 КЛАСС [41]
ЗАЧЕТНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [10]
МИР ФРАЗЕОЛОГИИ [423]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [60]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ [462]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА [21]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА". 10-11 КЛАССЫ [12]
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [60]
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [52]
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [115]
ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ [92]
100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА [102]
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [72]
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС [68]
К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ [309]
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [91]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [37]
ПИСАТЕЛИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР [53]
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [29]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА [14]
ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ [25]
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ [58]
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ [56]
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СТИХАХ И КАРТИНКАХ [210]
ВИДЕО-УРОКИ [238]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! [86]
ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [12]
ПАДЕЖИ, ВРЕМЕНА, ЗАПЯТЫЕ... [6]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ДЕТЕКТИВЫ НИКОЛАЯ ШАНСКОГО [187]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ [12]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА В 9 КЛ [19]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [57]
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [20]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС [11]
ТЕСТЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ [30]
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [102]
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [436]
ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [17]
ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА. 6 КЛАСС [24]
ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА [8]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [113]
ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ [25]
ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ [35]
ЯЗВКОВЫЕ ИГРЫ [32]
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [78]
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ [26]
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА ХХ ВЕКА [8]
ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА [76]
СТО САМЫХ ВАЖНЫХ ТЕМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [100]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ

ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ МНОГОСЮЖЕТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
22.02.2017, 12:38

Пересказывание многосюжетных художественных произведе­ний является одним из самых распространенных жанров речи учителя-словесника. Оно включает в себя следующие типичные компоненты: указание на авторство, краткую характеристику автора произведения, перечисление основных тем его творче­ства, выделение самых известных произведений и переход к представлению одного из них, пересказ сюжета или фабулы произведения, описание его тематического поля, аппликативная иллюстрация основных тем или сюжетных ходов.

Известны наиболее частотные модели пересказов многосю­жетных художественных произведений. Приведем две из них.

Модель 1

Роман ... написан ... (указание на автора). Основными тема­ми его творчества были ... Именно им посвящены такие произ­ведения, как ... На одном из этих произведений я и хочу оста­новиться подробнее.

Главными действующими лицами в ... являются ... Отноше­ния между ними разведены автором в три сюжетные линии ...

Первая сюжетная линия представляет нам историю от... до... Она начинается с рассказа о том, как ... Затем автор рассказы­вает нам о том, как ..., о том, что ..,, о ...

Вторая сюжетная линия знакомит нас с событиями ... Здесь другие действующие лица, отношения между ними. Главное со­бытие в этой линии повествования — ...

Обратим внимание на то, что с некоторыми героями пове­ствования мы уже знакомы, с другими, такими, как ..., мы еще встретимся.

И, наконец, третья сюжетная линия. Основные действующие лица — ... Место событий — то же. Время — промежуток между ... О чем же повествуется в этой части?

Третий сюжет — это рассказ о том, как ..., это сцена встре­чи с ..., это, далее, история ...

Эпизод начинается с того, что ... А далее автор рассказыва­ет нам о ... Здесь и пересекаются пути ...

Затем события разворачиваются в следующей последователь­ности.

В последнем эпизоде романа пересекаются пути и судьбы ... Ге­рой романа ... Его противники ... Конфликт разрешается тем, что ...

Модель 2

Повесть (роман, рассказ) ... начинается с того, что ... Это первая сюжетная линия ..., которая связывает помыслы, реше­ния и поступки ...

Главный герой считает, что ... И вот ... Цепочка основных событий в ... выглядит следующим образом: ...

Здесь в первую сюжетную линию вторгаются события вто­рой сюжетной линии, в центре которой два главных события: 1) ... и 2) ...

В рассказе о первом событии мы узнаем о том, что ... И вот, когда ..., разыгрывается интрига: ... Чем она заканчивается? Тем, что ...

Второе сюжетное ответвление посвящено судьбе ... Вместе с ... мы становимся свидетелями таких событий, как ... А вот эпи­зод, который завершает линию ...

Приближается развязка ... Главный герой ... Вот он ... Вот сцена, в которой ... И, наконец, последняя сцена ...

Приведенные модели определяют характер деятельностных программ, необходимых для пересказа многосюжетных художе­ственных произведений. Однако для практического обучения такому пересказу необходимы еще и образцы, в которых при­веденные модели обрастают живой тканью лексики, фразеоло­гии и синтаксических стандартов жанра. Такие образцы можно найти во вступительных статьях к полным собраниям сочине­ний каждого большого писателя, но они имеют, как правило, редуцированный характер и требуют дополнений. Другими сло­вами, для формирования умений пересказывать многосюжетные художественные произведения необходимы образцы более под­робного пересказа. В качестве таких образцов приведем пересказы двух романов.

Т. Манн. «Буддендрокки»

Главными действующими лицами в романе Томаса Манна «Буд­денброкки» являются дети Иогана Будденброкка — Томас, Анто­ния и Христиан. Отнесем к ним и приемную племянницу Клару. Отношения между ними разведены автором в три сюжетные линии.

Первая сюжетная линия представляет нам историю жизни Антонии, единственной дочери консула Иоганна Будденброк­ка. Автор подробно повествует нам о ее детстве, о первой взрос­лой поездке на море и любви к студенту, воспоминание о ко­тором она пронесет через всю жизнь. Затем автор рассказыва­ет о ее первом замужестве и жизни в браке с Грюнлихом. Но первое замужество заканчивается полным разорением мужа и жизнью, полной забот о хлебе насущном. Затем, спустя годы, Антония вновь пытается устроить свою судьбу и вторично вы­ходит замуж. Но и второе замужество не приносит ей счастья. Ее муж Перманцер изменяет ей со служанкой, и они расстаются. После этой неудачи Антония окончательно разочаровывается в мужчинах и в жизни, и решает больше не искушать судьбу.

Вторая сюжетная линия знакомит нас с событиями жизни старшего сына Томаса. Здесь другие действующие лица и отноше­ния. С детства на Томаса возлагаются надежды как на продол­жателя дела отца. И в чем-то он оправдал надежды близких, став сенатором. Но все гораздо сложнее. Его жена Герда изнежена до болезненности. У них растет сын Ганно — продолжатель фамиль­ного дела, но он очень слабый и болезненный ребенок. Траге­дия семьи состоит в том, что Ганно не желает продолжать фа­мильное дело, которое ему неинтересно, он грезит музыкой, но заниматься ею ему не суждено.

И, наконец, третья сюжетная линия. Основное действующее лицо здесь — Христиан. Странный Христиан ... Он полностью погружен в свои болезни, он любит театр, он завсегдатай кабаков ...

Интересна композиция романа. Он начинается с описания ти­пичного вечера в семье Будденброкков, когда все главные ге­рои еще дети. А далее автор рассказывает об истории трех поко­лений семейства бюргеров. Именно под крышей родительского дома пересекаются жизненные пути героев. Затем судьбы всех детей расходятся и идут параллельно друг другу. У каждого из детей своя жизнь, своя семья, своя судьба и свои переживания. В последовательной цепи развивающихся событий автор показы­вает крах бюргерства. Медленно, но верно вырождается семья Будденброкков. В последнем эпизоде романа путы и судьбы героев вновь пересекаются. Они вновь собираются под крышей роди­тельского дома, но лишь затем, чтобы продать его. Реликвии семейства переходят к тому, кто стал богаче и могущественнее в мире финансовых дельцов и денежных воротил. Роман окан­чивается гибелью последнего представителя семейства Будден­брокков — Ганно от тифа и сменой фамильного герба на фаса­де дома гербом новых хозяев.

0. Уайльд. «Портрет Дориана Грея»

Главным действующим лицом в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» является молодой красавец Дориан Грей. Его об­раз выполняет роль композиционного центра романа, центра, от которого отходят четыре сюжетные линии.

Первая сюжетная линия представляет нам историю отноше­ний между художником Бэзилом Холлуордом и Дорианом Гре­ем. Она начинается с рассказа о том, как художник признается своему другу лорду Генри в том, что Дориан для него — «мо­тив в искусстве, его взлет и вдохновение». Затем автор нам рас­сказывает о том, что Дориан, который уже осознал силу сво­ей красоты, начинает пренебрегать своей дружбой с Бэзилом, что преклонение последнего вызывает у него недоумение и на­смешку. Еще больше отдаляет их друг от друга портрет Дориа­на, написанный Бэзилом, портрет, который послужит потом причиной убийства художника Дорианом.

Вторая сюжетная линия знакомит читателя с взаимоотноше­ниями Дориана и циничного остроумца лорда Генри Уоттона. Мы узнаем, что именно Генри, который сыплет блестящими пара­доксами и прославляет красоту зла, увлекает юношу на путь по­рока. Лорд Генри проповедует власть красоты, которой все по­зволено. Осознав силу своей божественной красоты, Дориан по­желал навсегда остаться молодым, взамен чего предложил душу.

Эта сюжетная линия знакомит нас и с другими действующими лицами. В основном это представители высшего общества, чья жизнь переменилась после встреч с Дорианом. Так, мы узнаем о траге­дии молодого Алана Кэмпбела, о несчастной судьбе Адриана Синглтона и других. Но в основном эта линия повествования представ­лена многочисленными беседами Дориана с лордом Генри.

Основными действующими лицами в третьей сюжетной линии являются Дориан и Сибила Вейр. В этой части романа автор рас­сказывает нам грустную историю артистки, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни. Эта история подтверждает тезис О. Уайльда о том, что жизнь убивает искусство. Сибила изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан влюбился в нее, в созданные ею прекрасные образы. Он покидает ее, когда она перестала быть для него шекспировской героиней. Узнав о самоубийстве девушки, которую он когда-то любил, До­риан произносит фразу, которая подчеркивает его бездушие: "Она не имела права убивать себя. Это эгоистично".

И, наконец, четвертая сюжетная линия. Здесь главными геро­ями являются уже сам Дориан Грей и его портрет, написанный Бэзилом. Мы узнаем о том, что желание юного красавца сбылось: он перестает изменяться под воздействием времени, но все эти изменения выпадают на долю его портрета. Воспользовавшись этим, Дориан Грей превращает свою жизнь в погоню за наслаж­дениями, предается самым гнусным порокам. Но все следы же­стокости и разврата запечатлеваются на портрете, который ви­сит где-то в задней комнате дома. Дориан пытается скрыть эту тайну и ради этого идет на убийство Бэзила. Но и это не помо­гает герою избавиться от своих мучений. В конце концов он унич­тожает портрет и убивает себя.

Интересна композиция романа: он начинается со знакомства главных героев, которое происходит в мастерской Бэзила. Затем автор рассказывает нам историю взаимоотношений главного ге­роя с остальными действующими лицами, а заканчивается произ­ведение трагическим эпизодом: Дориан Грей, пытаясь уничтожить портрет, убивает себя.

Сравнение моделей пересказов многосюжетных произведе­ний и образцов текстов, созданных по этим моделям, показы­вает, что опорные (несущие) конструкции моделей легко обна­руживаются в корпусе текстов-пересказов. Замечается, однако, и другое: сюжетные линии, представленные в текстах пересказов, ближе к аннотациям сюжетных линий или к их фабулам. А язык аннотации и язык фабулы — это язык, единицами которого яв­ляются не слова с их значениями и заключенными в них смыс­лами, а информемы, которые не представляют, не обозначают, а лишь намечают темы или отсылают к контексту.

Значит ли это, что каждую сюжетную линию необходимо представлять более подробно или же достаточно указать глав­ный конфликт сюжетного пространства и привести минимум иллюстраций, которые раскрывают содержание этого конфлик­та? Представляется предпочтительной интеграция двух этих под­ходов: сюжетная линия, обогащенная краткими портретными или психологическими характеристиками и пересказом сути конфликта, дает более ясное представление о теме, проблеме, идее и композиции произведения. Как, например, в приведен­ном ниже образце пересказа.

Дж. Лондон. «Мартин Иден»

Главными действующими лицами в романе Джека Лондона «Мартин Иден» являются Мартин Иден, Руфь Морз и Рэсс Бриссенден. Отношения между ними разведены в три сюжетные линии, которые тесно переплетаются.

Первая сюжетная линия рисует историю любви молодого мо­ряка Мартина Идена и утонченной аристократки Руфи Морз. Энергично начиная роман с действия, автор переносит нас в ве­ликолепный дом Мор зов, куда молодой аристократ Артур Морз приводит своего нового друга, спасшего его от шайки пьяных хулиганов. Артур знакомит Мартина со своей сестрой Руфь, и это знакомство можно считать завязкой романа, так как из нее исходят все остальные сюжетные линии произведения.

Руфь поразила воображение героя: «Перед ним было блед­ное воздушное существо с большими одухотворенными глаза­ми, с массой золотых волос... Он мысленно сравнил ее с блед­но-золотым цветком на тонком стебле. Нет, скорей она дух, божество, богиня... Такая возвышенная красота не может быть земной...». Словом, Мартин не воспринимает Руфь как женщи­ну. Для него она, хрупкая и утонченная, слушающая лекции по литературе в университете, — символ Красоты, Ума и Любви, составляющих, по его мнению, жизнь буржуазии, к которой он всегда неосознанно стремился.

В этой связи очень важна вторая глава романа, изображаю­щая сцену обеда в доме Морзов. Здесь Мартин открывает для себя преимущества буржуазного образа жизни: в поцелуе миссис Морз и Руфь ему видится доказательство той возвышенности чувств, которой добились высшие классы; в самом процессе еды герой находит некую эстетическую функцию; слушая игру Руфь на фортепиано, Мартин Иден находит отзыв своему чувству пре­красного. Стремление завоевать Руфь, добиться ее любви, при­общиться к жизни ее круга стало мощным стимулом всех уси­лий героя. Мартин Иден под воздействием этой любви и при не­посредственном участии Руфь переживает настоящую революцию: бытовую (он тщательно следит за своей внешностью) и духов­ную (много читает, изучает грамматику, философию). Герой бы­стро достигает невероятных успехов на пути самообразования. Он все более и более отрывается от прежней жизни, прежних дру­зей. Воспоминания о прошлом, о раннем трудовом пути вызы­вают у него чувство стыда или неудовольствия, а жизнь сестры Мэриен, задавленной работой, кажется ему убогой. Теперь Мар­тин уже не может ответить на любовь простой работницы кон­сервной фабрики Лиззи Конолли: слишком велик контраст между ней и Руфь, между прошлой жизнью и настоящей. Мартин бо­готворит Руфь и решает завоевать ее любовь, став писателем.

Вторая сюжетная линия связана с писательской карьерой Мар­тина Идена, его нелегким путем к литературному успеху. Герой со­здает яркие самобытные произведения, описывает то, что он ви­дел во время плавания матросом на шхуне «Алкион», воспевает красоту моря. Он посылает свои произведения в различные изда­ния, но каждый раз они возвращаются с пометкой о невозмож­ности их использования. Мартин не отчаивается: он изучает ма­неру авторов, пользующихся популярностью, использует их при­емы и замечает, что во многом его произведения превосходят эти «творения». Но и это не помогает Мартину: его конверты снова и снова возвращаются. Издательства начинают казаться герою без­душной машиной, а издатели — ее «винтиками» и «рычажками». Задавленный бедностью, Мартин Иден решает стать писателем- поденщиком, творить по шаблону. «Сначала черная работа для за­работка, а уж потом шедевры», — рассуждает Мартин.

Развивая эту сюжетную линию, Д. Лондон исследует важней­шую проблему современной ему буржуазной Америки: проблему искусства в буржуазном мире и проблему вынужденного обедне­ния личности ради вкусов толпы.

Трагедия Мартина Идена осложняется его одиночеством. Он одинок в своей вере в себя, в своем стремлении нести истину миру, проповедовать и доказывать возможность красоты и са­мосовершенствования на любой стадии развития общества. Его замыслы, надежды, взгляды, литературные опыты не находят понимания ни у близких, ни у Руфь. Для них он «только кап­ризный ребенок, чудак, желающий добиться невозможного».

Руфь полюбила Мартина. Многие страницы романа посвя­щены описанию их прогулок, страстных объяснений и призна­ний. Но Руфь так и не смогла преодолеть предрассудки своего класса, взглянуть на Мартина Идена как на равную себе лич­ность. Самобытные, смелые рассуждения Мартина, идущие враз­рез с тем, что она усвоила с детства, кажутся ей непроститель­ным вольнодумством необразованного человека. Она упрекает героя в излишнем реализме его произведений, и Мартин по­нимает, что Руфь не знает и не хочет знать той жизни, кото­рой совсем недавно жил он.

Постепенно Мартин Иден преодолевает свое слепое благо­говение перед Морзами и их окружением. Объективно взглянув на образ жизни этих людей, их взгляды, он понимает, что к «настоящей жизни, настоящей музыке Морзы и все их знако­мые были слепы и глухи...». Герой ощущает свое моральное и интеллектуальное превосходство над этими людьми.

Руфь, верная морали своего класса, порывает отношения с бесперспективным неудачником и чудаком Мартином Иденом. В это время к Мартину приходит неожиданный успех: его про­изведения начинают печататься и приносить ему большие деньги. Однако признание пришло к Мартину слишком поздно: у него уже не осталось сил. Ближе к финалу произведения все настойчи­вее звучит лейтмотив: успех Мартина — всего лишь случайность, прихоть судьбы.

Тем не менее слава Мартина Идена как литератора растет. Перед ним заискивают даже те, кто раньше не хотел знать его. Руфь пытается вернуть Мартина, но герой отвергает и ее. Он сознает, что для всех этих людей он всего лишь знаменитость, а не самоценная личность. Мартин терпит крах в любви, твор­ческие успехи и слава не приносят удовлетворения, он пони­мает, что, покинув пределы своего класса, он так и не стал своим среди буржуазных дельцов. Финал, к которому приходит герой, — одиночество.

Идейным исканиям Мартина Идена посвящена третья сю­жетная линия. Рэсс Бриссенден знакомит героя с философа­ми из рабочих — социалистами. Мартин по достоинству оце­нивает «своеобразие и живость ума этих людей». Многие стра­ницы романа посвящены идейным спорам Мартина с социали­стами. Герой отстаивает свои индивидуалистические взгляды: «Только сильная личность, всадник на белом коне, может спасти государство от неизбежного разложения...» Герой го­ворит о сильной личности, способной переступить через сла­бых, но сам он не может претендовать на эту роль: добившись успеха, он помогает сестрам, бывшему товарищу, своей до­мохозяйке.

В финале романа он предпринимает попытку освободиться от разочарования и скуки и отправляется в плавание, во время которого надеется обрести свежие впечатления, «воскреснуть». Но разочарование во всем, что он считал истинным и прекрас­ным, слишком глубоко, жизнь для него стала томительной и скучной. И Мартин кончает самоубийством.

Категория: ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ | Добавил: admin | Теги: развитие речи школьников пересказ, устрое пересказывание, пересказывание, обучению пересказу, методические рекомендации учителю р
Просмотров: 103 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0