Анализ речевых партий учителя-словесника на
уроках литературы свидетельствует:
практически на каждом уроке литературы
имеет место пересказ фрагментов программных художественных произведений,
примерно 20% уроков литературы, в т.ч.
уроков подготовки к классным или домашним сочинениям, содержат выборочные
пересказы, когда применительно к учебным целям осуществляется характеристика
героев произведения, определение места программного произведения в ряду
однотемных или однопроблемных произведений, групповая характеристика героев
художественного произведения и т.д.
Какие функции выполняют все эти виды
пересказывания?
Как правило, они являются подтверждением
тех или иных концептуальных положений, которые формулирует учитель-словесник
в процессе анализа программного художественного произведения или используются
как повод для введения проблемы. Очень часто пересказ нужен для того чтобы
выделить и укрупнить некоторые части оригинала. Необходимость укрупнения,
более полного представления таких компонентов вызывается тем, что в контексте
общего пересказа они выступают в сокращенном варианте и не предоставляют
возможности судить о механизмах их конструирования в полном объеме. Этим и
объясняется выделение в ранг самостоятельных жанров пересказов сюжета, фабулы,
эпизодов и фрагментов произведения.
Принцип крупного плана имеет и методический
смысл: учителю-словеснику в соответствии с теми или иными учебными целями
довольно часто приходится автономизировать в своих речевых партиях пересказы
эпизодов, фрагментов, фабулы или сюжета изучаемого произведения, и знание
компонентного состава в этих видах пересказывания, приемов их сопряжения и
способов развертывания содержания является основой профессиональных умений.
В обзорах литературы пересказ отдельных
произведений или групп однотемных или однопроблемных произведений является
материалом комментария.
В процессе анализа или характеристики
художественного образа обращение к тексту оригинала и подробный потекстовый
пересказ соответствующих фрагментов первичного текста является средством
анализа и характеристики.
Анализ классных или домашних сочинений
предполагает обязательное представление содержания каждого сочинения или их
групп и их комментарий.
Большинство способов пересказывания хорошо
описаны в литературе, осмыслены с точки зрения их функционального назначения.
Поэтому далее мы охарактеризуем лишь те виды пересказывания, которые редко
используются в учебном обиходе учителя. Это: 1) пересказ в контексте обзоров
литературы, 2) потекстовая характеристика литературных героев и 3) анализ
классных и домашних сочинений школьников.
Их введению мы предпосылаем примеры
пересказа диалогов, монологов и эпизодов, — без знания способов их пересказа
оказывается затруднительным пересказ всего произведения.
|