|
Круг основных историко-литературных и теоретических понятий |
Поурочное планирование элективного курса |
1 |
Книжная и письменная культура |
Античность и Древний мир. Возникновение литературы |
2 |
Поэтика, трагедия, катарсис |
Жанр трагедии: от мифа к драме |
3 |
Классика, ода, сатира |
Древняя Греция и Древний Рим. Римская классика: Гораций в русских переводах |
4 |
Оратор, гражданин |
Эволюция римской культуры в свете исторической мысли. Жанр басни |
5 |
Культурный герой, эпическая дистанция |
Понятие «Средние века». От мифа к эпосу: происхождение героических преданий, особенности эпической формы |
6 |
Герой и автор |
«Песнь о Роланде». Черты христианской и рыцарской морали в образе эпического героя |
7 |
Карнавал, схоластика, готика, куртуазность |
Три типа средневековой культуры. Куртуазная поэзия |
8 |
«Новый сладостный стиль», аллегория и метафора |
Данте: его жизнь и его время |
9 |
Платонизм |
«Новая жизнь». Почему любовь становится поводом нового отношения к миру? |
10 |
Гуманист, гуманизм |
Гуманист: стиль жизни и стиль мышления. Был ли Петрарка гуманистом? |
11 |
Новелла, рассказывающий человек |
Новелла — жанр раннего Возрождения. Дж. Боккаччо. «Декамерон» |
12 |
Роман, пародия, утопия |
Какие жанры пародирует ренессансный роман? Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» |
13 |
Карнавальность, воспитание, говорящий человек |
Рождение и развитие ренессансного романа: от Рабле к Сервантесу |
14 |
Реформация |
Северное Возрождение. Гуманизм и Реформация. Был ли Эразм Роттердамский союзником Лютера? |
15 |
Фаустовский человек |
Народная книга о докторе Фаусте |
16 |
Трагический гуманизм, трагедия мести |
Эпоха трагического гуманизма. Повторение: У. Шекспир. «Гамлет» |
17 |
Макиавеллизм |
Может ли достойный человек
быть хорошим политиком? Как Шекспир отвечает на вопрос, поставленный
Н. Макиавелли? «Ричард III» |
18 |
Хроника и трагедия |
Сравнительный анализ хроники «Ричард III» и трагедии «Макбет» |
19 |
Развитие трагического сюжета |
Что означает метафора бури в трагедии «Король Лир»? |
20 |
Судьба утопии |
Почему Шекспир назвал свою последнюю пьесу «Буря»? |
21 |
Двойное подражание, страсть и разум |
Барокко и классицизм. Происхождение понятий. Противоположность стилей |
22 |
Кончетти, остроумие |
Метафизическая поэзия в Англии. Дж. Донн. «Прощание, запрещающее печаль» — особенность барочного остроумия |
23 |
Закон трех единств, долг и честь |
Рождение классицистической трагедии. П. Корнель. «Сид» |
24 |
|
Повторение: комедия Мольера. Мольер и Грибоедов |
25 |
Нормативная поэтика |
«Поэтическое искусство» Буало: характеристика основных жанров |
26 |
Басня |
Жанр басни. Лафонтен и русские баснописцы |
27 |
Разум, веротерпимость, памфлет |
Эпоха Просвещения: новое в философии и новое в литературе. Документальные жанры: памфлет и эссе |
28 |
Роман воспитания |
Рождение просветительского романа. Повторение: Д. Дефо |
29 |
Гротеск, мистификация |
Просветительские идеи в зеркале сатиры. Дж. Свифт |
30 |
Деизм, вольтерьянство, оптимизм |
Эпоха в оценке французской философии. Вольтер |
31 |
Сентиментализм, чувствительность, «кладбищенская поэзия» |
Идеал чувствительного человека в сентиментализме. Т. Грей в переводе В. Жуковского |
32 |
Руссоизм, детскость, культ природы |
Руссо и руссоизм |
33 |
Штюрмерство, баллада |
«Буря и натиск» в Германии. Гёте. «Страдания юного Вертера» и лирика |
34 |
Мещанская трагедия |
От штюрмерской трагедии к философскому осмыслению эпохи. Гёте. «Фауст» |
35 |
Компаративный сюжет |
Гёте и Пушкин |