ХОРЕЙ, или трохей (от греч. choros — хор),— двусложный размер,
где ударения приходятся на нечетные — 1-й, 3-й, 7-й и т. д. слоги, хотя- очень
часто встречаются пропуски ударений на положенном месте — пиррихии (см.).
...
Читать дальше »
|
ХРОНИКИ (от греч. chronicos
— относящийся ко
времени) — историческое повествование, где достопримечательные события записаны
по годам, появившееся в античную эпоху и особенно распространившееся в средневековой
Европе и Азии. Многие писатели перерабатывали сюжеты
...
Читать дальше »
|
ЦЕЗУРА (от лат. caesura
— рассечение,
разрез) — внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия
— равные или неравные. В шестистопном стихе Ц. обычна после третьей стопы:
Румяный крит
...
Читать дальше »
|
ЧАСТУШКА — жанр фольклора:
двухстрочные и четырехстрочные рифмованные куплеты песенно-декламационного характера
с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Виды частушек: лирические
п о п е в к и («Лучше кету того цвету, / Когда яблоня цветет, / Лучше
нету той минуты, / Когда миленький придет»); их особый вид — страдания («Приду домой, стукну в сенцы,/ Мать
не знает, что на сердце»); комические п а р о д и и-нескладухи («Я с высокого
забора / Прямо в воду упаду, / Ну, кому какое дело,
...
Читать дальше »
|
ЭВФЕМИЗМ (от греч. euphemismos
— хорошо говорю)
— один из тропов (см.), иносказание, вежливое выражение, смягчающее или
маскирующее неприятное, слишком откровенное или грубое слово: «Он сочиняет»
вместо «Он врет», «Пороху ему не выдумать» вместо «Он глуп». (См.: Н. В.
Гоголь. Мёртвые души.— Эвфемизмы, излюбленные губернскими дамами).
|
ЭКЛОГА (от греч. ecloge
— выбор).
Первоначально понятие прилагалось к стихотворным сборникам и к каждому стихотворению
сборника. В большинстве манускриптов такое название имели «Буколики» римского
поэта Вергилия (
...
Читать дальше »
|
ЭЗОПОВ ЯЗЫК — вынужденное иносказание,
художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками. Выражение
восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа,
создателя жанра басни (см.). Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить
правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим
образам животных, птиц (см. Аллегория). В дальнейшем Э. я. нашел
широкое применение в сатире (см.)
...
Читать дальше »
|
ЭКРАНИЗАЦИЯ — создание кино- или
телефильма на основе литературного произведения. Уже на заре кино как
искусства, в самом начале XX века, были перенесены на
экран «Робинзон Крузо» Дефо и «Путешествия Гулливера» Свифта. Первые Э. в
силу несовершенства технических средств и отсутствия дост
...
Читать дальше »
|
ЭКСПОЗИЦИЯ (от лат, expositio
— изложение,
объяснение) — изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки,
в которых они находятся до начала действия. Э. мотет быть краткой, данной всего
в нескольких строках («Смерть чиновника» Чехова), или распространенной (первые
шесть явлений «Горе от ума» Грибоедова, первые главы романа Гончарова
«Обломов»), Она может быть прямой» т. е. предшествовать завязке («Рудин»
Тургенева), или задержанной, т. е. следов
...
Читать дальше »
|
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от франц.
expression —
выражение) — одно из авангардистских течений (см. Авангардизм) в искусстве
и литературе 10-х годов
...
Читать дальше »
|
ЭКСПРОМТ
(лат, expromptum)
— небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение, написанное или сказанное
сразу, в законченном виде под впечатлением нахлынувшего чувства. Э. близок к
импровизации, прост по мысли и строению. Стихи, получившие сразу законченную
форму, можно встретить у многих поэтов. Пример Э. у А. Пушкина «На Огареву»
(1816):
В молчаньи пред тобой сижу,
...
Читать дальше »
|
ЭЛЕГИЯ (возможно, от фригийск. elegn
— тростниковая
флейта) — жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней
Греции в ТГвёке до н. э. как стихотворение, написанное независимо от
содержания элегическими двустишиями (см.). Первоначально темы Э. многообразны,
от высокое божестве
...
Читать дальше »
|
ЭПИГРАММА (от греч. epigramma
— надпись) —
один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее
какое-либо лицо или общественное явление. В Древней Греции изначально — жанр
лиро-эпической поэзии, краткая надпись на предметах, выполненная гекзаметром.
Уже на этом этапе отличительная черта Э.— относительная краткость и присутствие
субъективного элемента, все возрастающая роль авторской оценки в изображении лица,
события, явления. В римской лите
...
Читать дальше »
|
ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe
— надпись,
заглавие, оценка) — первоначально, в античном мире, надписи на предметах, к ним
непосредственно
относящиеся» В новое время — слова (пословицы, цитаты), предпосланные
художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и
призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторск
...
Читать дальше »
|
ЭПИГОНСТВО
—
художественная несамостоятельность, обусловленная подражанием литературному
предшественнику. Э. лишает литературу глубины: оно воспринимает в избранном для
подражания образце лишь какие-то формальные особенности. Эпигон превращает традицию
(см.) в стандарт, лишает ее подлинной жизненности. Эпигонами Пушкина с его
идеалами ясности, красоты и свободы были некоторые представители так
называемого «чистого искусства». Свобода и красота понимались эпигонами
в отрыве от глубоких общественных и философских идеалов поэта (см. также Влияние
литературное).
|
ЭПИЗОД (от греч. episodios
— привходящий,
посторонний) — та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная
часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный
в судьбе персонажа момент (например, Э. возвращения Остапа и Андрия в дом отца
в «Тара
...
Читать дальше »
|
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА (греч. epistole
— письмо, послание)
— произведение, построенное в форме переписки действующих лиц. Первоначально в
XVIII веке
Э. ф. использовалась для описания путешествий («Письма русского путешественника»
Н. М. Карамзина). Одновременно развился и получил популярность жанр романа в
письмах («Новая Элоиза»
...
Читать дальше »
|
ЭПИТАФИЯ
— надгробная
надпись, часто в стихах. Иногда — иронического характера, что сближает ее с эпиграммой.
Он умер оттого, что был он скуп:
Не полечился — денег было жалко,
Но если б знал он цену катафалка,—
...
Читать дальше »
|
|