В
поисках «Сильвестровых следов» Шахматов углубляется в летописный
рассказ о страшном злодеянии, происшедшем лет за 20 до «смены»
летописцев. В 1097 году, сообщает «Повесть временных лет», все князья
собираются на съезд в городе Любече и говорят друг другу: «Зачем губим
Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю
расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих
пор объединимся чистосердечно, и каждый да держит отчину свою».
После
съезда Давыд Игоревич, князь Владимирский, замышляет расправиться с
князем Васильком и внушает Святополку, что Василько якобы вступил в
сговор против него с Владимиром Мономахом. Василько, проезжая через
Киев, останавливается в Михайловском Выдубицком монастыре.
Святополк приказывает схватить Василька и ослепить.
После
этого возобновляется смута. Разгневанные князья во главе с Владимиром
Мономахом требуют ответа у Святополка и Давыда. В междоусобицу
вмешиваются поляки, венгры, половцы. В конце концов слепой Василько
разбивает своих противников. На новом съезде в Витичеве в 1100 году
князья договариваются о повторном разделе Русской земли, причем у
вероломного Давыда отнимают его княжество, а напуганный Святополк
клянется «блюсти мир».
Шахматов читает и перечитывает строку за строкой этого длинного и печального повествования…
Вот
любопытное место: Владимир Мономах и Олег Черниговский собираются
наказать Святополка за совершенное преступление. «Святополк же хотел
бежать из Киева, но не дали ему киевляне бежать, но послали Всеволодову
вдову и митрополита к Владимиру, говоря: «Умоляем, князь, тебя и братьев
твоих, не губите Русской земли…» Выслушав это, Владимир расплакался и
сказал: «Воистину, отцы наши и деды наши сохранили землю Русскую, а мы
хотим погубить…»
После
заключения мира Святополк вновь стал умышлять на земли Василька,
говоря, что «это волость отца моего и брата». Дело дошло до битвы, но
Святополк, «увидев, что лютый бой разгорается, побежал…»
Шахматов
знает, что эти строки Нестор не писал. Ведь печерский летописец везде,
где представляется случай, восхваляет Святополка, а здесь сей князь
выглядит весьма мерзко: явно замешан в преступлении, намеревается
трусливо скрыться из Киева после ослепления Василька, бежит с поля боя.
Зато
Владимир Мономах готов мстить преступникам, но благородно уступает
настояниям митрополита и своей мачехи, пекущихся о мире. Проливает слезы
из-за раздоров на Русской земле. В одном месте повествование даже
прерывается специальным панегириком Мономаху, его доброте и уважению к
духовным лицам.
Следовательно,
весь отрывок написан сторонником Владимира. Когда же именно? В самом
тексте есть зацепка: «Давыд Игоревич умер в Дорогобуже». Это было в 1112
году.
На
лице Василька «рана видна и сейчас»! А Василько умер в 1124 году.
Значит, рассказ появился между этими датами. Как раз между 1112 и 1124
годами, около 1116 года, летопись была в руках Сильвестра! Значит…
Однако
академик не торопится. Не торопится объявить Сильвестра автором
рассказа 1097 года. Пока можно лишь заключить, что игумен вставил этот
отрывок в летопись. Но он ли сочинитель этого отрывка?
И Шахматов рассуждает дальше.
Несомненно,
ослепление Василька описано современником и очевидцем события. Кто же
еще мог запомнить, что «заперли Василька 5 ноября и сковали его двойными
оковами, приставили к нему стражу на ночь», что палачами Василька были
«Сновид Изечевич, конюх, Святополков, Дмитр, конюх Давыдов, овчарь
Святополков», что «когда князя вели, пройдя Звижденский мост, на
торговом месте остановились и стащили с него окровавленную сорочку и
дали попадье постирать».
Через несколько строк читаем: «Когда Василько был во Владимире… и я был тогда во Владимире».
Этот я — и есть автор.
Испугавшись
возмездия за свои преступления, Давыд пытается вступить в переговоры с
ослепленным Васильком. Автору приходится быть посредником:
«Однажды
ночью прислал за мной Давыд и сказал мне: «И вот, Василь, посылаю тебя,
иди к Васильку, тезке твоему, и скажи ему так: «Если хочешь послать
мужей своих и если Владимир (Мономах) повернет (то есть не будет
мстить), то дал тебе любой город». Я же пошел к Васильку и поведал все,
сказанное Давыдом».
Значит,
события 1097 года записаны не Сильвестром, а каким-то Василием. Опять
новый летописец… Все еще больше осложняется, запутывается!!
Теперь надо заняться Василием…
Безусловно, Василий — человек, близкий к Васильку. Он явно сочувствует князю и, судя по всему, делит с ним неволю.
Но,
поддерживая Василька и скорбя за него, он не всегда одобряет своего
«тезку». «И приказал Василько рубить их всех (жителей принадлежавшего
Давыду города), и учинил мщение над людьми неповинными…»
Позже
Василько казнил двух воевод Давыда. Василий замечает: «Это второе
отмщение совершил он, которого не следовало совершать, чтобы бог
мстителем был».
Такие
призывы к христианскому смирению скорее всего исходят от лица
духовного, а так как Василий близок к князю, делит его участь, знает его
мысли, то, вероятно, он не кто иной, как духовник Василька.
Образ
нового летописца проясняется: Шахматов величает его «поп Василий,
духовник князя Василька Теребовльского» и продолжает расшифровывать его
биографию.
Написал
свою повесть Василий, как уже было замечено, не раньше 1112 года, то
есть больше чем через 15 лет после самого события. Жил и писал в
Теребовле, в Галицкой земле.
Но не всегда Василий мог быть свидетелем того, что описывает.
Откуда
он знает, например, что происходило в Киеве в то время, когда он
сопровождал Василька, захваченного Давыдом? А ведь в рассказе много
киевских подробностей о том, что делал Святополк да что сказал Мономах… И
откуда бы Василию знать о ходе княжеского съезда в Витичеве в 1100
году? Источником этих сведений могла быть для него только летопись. Как
раз в эти самые годы Нестор и работал над своим трудом. Вероятно,
Василий обратился за помощью к печерскому монаху и использовал для
своего рассказа «Повесть временных лет», прибавив ряд фактов к своим
личным наблюдениям.
Шахматов даже замечает любопытное совпадение.
Вот
конец рассказа 1097 года: «Святополк, Владимир, Олег… призвали Давыда
Игоревича и дали ему Дорогобуж, где он и умер. А Святополк взял себе
город Владимир и посадил в нем сына своего…» Это пишет Василий.
А
вот заключительные слова записи 1100 года, сделанной Нестором: «И
сказали ему (Давыду): «Не хотим дать тебе стола Владимирского, потому
что вонзил ты нож в нас, чего еще не было в Русской земле. И вот мы тебя
не трогаем, но вот что даем тебе — садись в Бужском остроге. И Давыд
сел в Бужске, и затем Святополк дал Давыду Дорогобуж, где тот и умер; а
город Владимир отдал сыну своему…»
Оба
рассказа очень похожи, некоторые фразы почти полностью совпадают. Но у
Нестора события 1100 года освещены более подробно. Значит, он писал
раньше, а Василий переписал у него лишь то, что его интересовало,
опустив отдельные детали. Ежели Василий был знаком с Нестором и даже у
него списывал, то получается, что он писал позднее 25 мая 1112 года
(дата смерти Давыда), но раньше 1114–1116 годов, когда Несторова
летопись была изъята и переработана. Скорее всего, Василий написал свой
труд в 1113 году. Он, верно, и не подозревал, что его рассказ скоро сам
попадет в летопись.
Но
Василий живет на далекой окраине Руси — в Галицком княжестве. Как же
его сочинение столь быстро попадает в руки Сильвестра и вставляется в
летопись?
Вопрос
нелегкий. Возможно ли спустя восемь веков по одному отрывку установить
такие подробности? Но Шахматов ведет в тексте глубокие раскопки. Он
вспоминает: ведь князь Василько по приезде в Киев (перед своим
ослеплением) отправляется прежде всего погостить в Михайловский
Выдубицкий монастырь, то есть в тот самый, игуменом которого был позже
Сильвестр. Значит, Теребовльский князь и, разумеется, его духовник были
связаны с этим монастырем, дружили с братией. Кто знает, может быть,
Василий был даже выходцем из этой обители! Связь, конечно, не
прерывалась и после 1097 года. По этому «каналу» вести из Теребовля
легко могли дойти до Киева, особенно до выдубицкого игумена.
Когда Сильвестр стал поправлять Нестора, он, наверное, сразу же обратился к старому знакомому, Василию.
Казалось
бы, все! Больше из этой летописной статьи не выжать, «раскопки»
закончены, результат самый определенный. В летопись Нестора вставлен
рассказ Василия. Вставлял Сильвестр.