Итак, схема Шахматова проста и почти все объясняет: Нестор, за ним Сильвестр, третий летописец и затем их продолжатели. Но
из этой схемы еще неясно, откуда первый летописец, великий Нестор,
узнал о событиях, происходивших задолго до него. Он, конечно,
расспрашивал людей, доставал и читал старые книги. Это источники его
трудов, истоки первых ручейков, из которых образуются «напоящие
Вселенную» реки — книги. Иногда
установить эти источники совсем нетрудно. Например, архив князя
Святополка, где хранились договоры с греками. Автор летописи также не
скрывает, что читал и делал выписки из четырехтомной «Хроники»,
составленной около 867 года византийским монахом Георгием Амартолом. Там
и сям Нестор цитирует тексты из сочинений патриарха Никифора, Мефодия
Патарского, Антония Великого, Епифания Кипрского, Иоанна Малалы —
греческих писателей, живших в разное время — с III по X век. Нестор
переписывает из книг то, что ему надо, но порою изменяет текст. «Почтен
был Роман кесаревым саном», — пишет византийский летописец. Нестор
убавляет торжественность и пишет просто: «Поставлен царь Роман у
греков». Устраняет печерский летописец и те места, которые, по его
мнению, умаляют русскую славу: «И
было видно странное чудо. И испугались русские пламени. И бросались в
воду морскую, стремясь спастись». Так описывает грек поражение войск
Игоря от «греческого огня». «И
было видно странное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду
морскую, стремясь спастись». Так пишет Нестор, решительно выбрасывая
слово «испугались». Конечно,
в «Повесть» вносятся и личные наблюдения Нестора, и рассказы бывалых
людей. Летописец еле спасается при набеге половцев на монастырь в 1096
году. Ему не нужны книги и архивы, чтобы знать, каких половецких князей
взяли в плен в 1103 году, когда постриглась в монахини несчастная сестра
Мономаха Евпраксия, какого числа в 1107 году «тряслась земля на
рассвете», как везли в санях тело умершего Святополка. Нестор
часто ссылается на современников, приводит их рассказы о событиях. «О
детстве Феодосия рассказал мне келарь Федор», о том-то «исповедал
Иларион», о другом «узнал от Павла». Одного человека он выделяет особо;
«От него много рассказов слышал, которые я записал в летописании этом». |