Два любопытных летописных рассказа: 1096 год Теперь
же я хочу рассказать, о чем слышал четыре года тому назад от Гюряты
Роговича новгородца, который поведал так: «Послал я отрока своего в
Печору, к людям, дающим дань Новгороду. И когда пришел отрок мой к ним,
то от них попал он в землю Югорскую. Югра же — это люди, говорящие на
непонятном языке, и соседят они с самоядыо, в северных краях. Югра же
сказала отроку моему: «Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали
раньше… Есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою до неба, и в
горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая
высечься из нее; в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и
не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося
железа; и, если кто даст им нож или секиру, они в обмен дают меха. Путь
же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не
доходим до них никогда; этот путь идет и дальше на север». Я же сказал
Гюряте: «Это люди, заклепанные Александром Македонским царем, как
рассказывает о них Мефодий Патарский…» 1114 год В
тот год Мстислав заложил город в Новгороде больше прежнего. В тот же
год заложена была Ладога из камня на насыпи Павлом посадником, при князе
Мстиславе. Когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что «здесь,
когда бывает туча великая, находят дети наши глазка стеклянные и
маленькие и крупные проверченные, а другие подле Волхова собирают,
которые выплескивает вода». Этих я взял более ста, все различные. Когда я
дивился этому, они сказали мне: «Это неудивительно; живы еще старики,
которые ходили за югру и за самоядь и видели сами в северных странах,
как спустится туча и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только
родившиеся, и выросши расходятся по земле, а в другой раз бывает другая
туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и выросши расходятся по
земле. Этому у меня есть свидетель посадник Павел ладожский и все
ладожане. Если же кто этому не верит, пусть прочитает Хронограф…» Это
древнейшие в русской истории рассказы о дальнем Севере. Горы,
упирающиеся в луку морскую, — конечно, Урал, «край земли», до которого в
те времена добирались только самые отчаянные новгородские ушкуйники. Для древнего славянина это почти невероятная даль (месяцы, может быть, годы пути!), окутанная легендой и тайной. Те,
кто возвращаются, приносят рассказы, где причудливо смешаны быль и
фантастика: маленькие белки и оленьцы, выпадающие из туч, люди,
заклепанные в горах; «знаки руками» и «меха в обмен на железо» — так
называемая немая торговля с северянами. Повествуя
о ладожских стеклянных глазках, летописец, сам не подозревая,
становится древнейшим на Руси археологом: и по сей день Волхов близ
Ладоги выплескивает на берег стеклянные, похожие на глазки, бусинки. Они
служили украшениями для ладожанок задолго до летописца, в VIII–IX веке. Но Шахматов думает сейчас не о «немой торговле» и ладожских бусах, а о двух летописных рассказах — 1096 и 1114 годов. Рассказы эти написал один человек: они слишком похожи, эти рассказы-близнецы. Шахматов
определяет, что этот человек бывал на Севере. Именно в 1114 году в
Новгородской земле, в городе Ладоге, он слышал рассказы о далеких
северных народах (югра, самоядь и другие). Оба рассказа «запись
впечатлений» 1114 года. Только один из них почему-то помещен пораньше, в
тексте 1096 года по соседству с «Поучением Мономаха». Остается
выяснить: когда эти рассказы записаны? Мало ли под каким годом их
«разместили» в летописи. Важно, когда действительно они написаны! По во втором рассказе говорится: «Теперь же я хочу рассказать, о чем слышал четыре года назад». Если
человек путешествовал по Новгородской земле в 1114 году и пишет потом,
что это было «четыре года назад», то не ясно ли, что запись сделана в
1118 году (1114 плюс 4!). Снова 1118 год… На
летописных листах обычно пестрят названия южных рек и крепостей,
киевских улиц и храмов; лишь изредка вклинивается новгородское известие.
Северная Русь для Нестора и Сильвестра — очень далека и туманна. И
вдруг — две столь подробные северные записи, сделанные рукой очевидца!
Притом именно в 1118 году, когда в летопись кто-то внес описание
последних событий, а также «Поучение Мономаха». «Да
это все он, все тот же незнакомец», — решает Шахматов. А вывод из всего
этого простой и удивительный: у «Повести временных лет» был еще один
автор… |