Такого не было прежде на Руси, И после него не будет такого. Летопись Между
1113 и 1118 годами. Крестоносцы продолжали удерживать Иерусалим.
Сунские императоры Китая искали ответа на трудные государственные
вопросы в 294 книгах Сыма Гуана «Всеобщее зерцало, помогающее
правлению». Арагонские рыцари выбили мавров из Сарагоссы. Король Людовик
Толстый начал 350-летний труд, именуемый объединением Франции, другой
же француз, Пьер Абеляр, заговорил о разуме против церкви. В Мексике и
Гватемале росли города среднего царства Майя. Норманнские короли все еще
не желали изучать язык покоренной Англии. С Ливанских гор спускались
посланные «горным старцем» фидаи, или «жертвующие жизнью», чтобы убить
враждебного государя или визиря. В Персии дописывал последние
четверостишия и пил последние кувшины вина великий математик и поэт Омар
Хайям. После
падения Римской империи прошло 650 лет. До первых буржуазных революций
оставалось полтысячелетия. Именно в эту пору в Киеве довели до конца
«Повесть временных лет» Нестор, а вслед за ним два его «соавтора». С этих лет начались странствия летописей по городам и векам. Спустя
десятилетия появилось уже несколько летописей, через столетия —
десятки, через полтысячелетия — сотни. В начале этих сотен летописей
лежит «Повесть временных лет». Но чей же вариант, чью «редакцию» использовали поздние летописцы: Нестора, Сильвестра или Мстислава? Восемьсот
лет спустя в России вышла книга под тем же названием: «Повесть
временных лет». Только новый «летописец» именовался на обложке Алексеем
Шахматовым. Из 480 страниц собственно Шахматову принадлежало 80. А около
400 занимал текст летописи. Той самой летописи, которую читали в
XII–XVII веках. Шахматов
не позволил себе ни одного лишнего слова: только замечания на полях:
«2-я редакция» (Сильвестра), «3-я редакция» (Мстислава). Почти для
каждой фразы теперь был установлен автор: Нестор, Сильвестр, Василий,
летописец Мстислава… Даже
третьему летописцу, спустя пять лет после Нестора, такую работу бы не
сделать: он уже вряд ли мог различить, что написал Нестор, а что
приписано. Пять лет — слишком маленький промежуток. Понадобилось ровно
восемьсот, чтобы в этом разобраться. «Чистый
Нестор» (без поправок Сильвестра и др.), как известно, до нас не дошел,
да и не только до нас. Уже в 1118 году третий автор, видимо, не мог
достать Несторова списка. Последние следы Несторова летописания ведут в
Галицкую Русь и там исчезают. Только в Хлебниковском списке есть имя
печерского монаха. Но, кроме заглавия, эта летопись ничем не отличается
от других. Чистого текста «Повести временных лет» в ней тоже нет. Может
быть, этот текст был в тех списках (с именем Нестора), которые двести
лет назад читал Василий Никитич Татищев? Но в настоящее время ни в одной
из существующих летописей не найдем первоначальной редакции Нестора. Что же дошло, что уцелело? Прежде всего вторая редакция, Сильвестрова. За несколько веков с ней произошло многое. Из
Выдубицкого монастыря Сильвестр переходит епископом в Переяславль,
экземпляр «Повести временных лет» с собственными поправками берет с
собой, однако к работе над летописью не возвращается, в 1123 году
умирает. Какой-то переяславский монах затем приписывает к старому тексту новые страницы, новые известия. Проходит 60 лет. Усиливаются «полнощные» (северные) княжества: суздальские земли, Ростов, Владимир, позже — Москва. В
конце XII и в XIII веке летопись продолжают во Владимире. В 1239 году, в
дни Батыя, к «Повести» прибавляются скорбные ростовские записи. Около
1284 года ее читают и пишут в Твери. В 1305 году безымянный тверской
или костромской монах еще раз переписывает и дополняет труд Нестора,
Сильвестра и их продолжателей. Через 72 года ветшаный тверской список — у Лаврентия. Еще через 400 с лишним лет Лаврентьевская летопись у графа Мусина-Пушкина… Но прежде, по дороге, выросли и расцвели боковые ростки летописного древа. В
конце XIV века, после Куликовской битвы, московский митрополит Киприан
раздобывает, скорее всего в Твери, один из списков Нестора — Сильвестра и
переписывает его, дополнив известиями о Москве: появляется так
называемая Троицкая летопись. Первый московский свод был лишь немного
моложе Лаврентьевского. Троицкая летопись тоже пережила века, но погибла в московском пожаре 1812 года[15]. От
Троицкой и других летописей пошла большая семья летописей московских;
один из самых поздних ее «отпрысков» — громадный Никоновский свод.
Последняя запись в нем за 1630 год. Начало же свое эта летопись берет
все в той же «Повести временных лет» — в Сильвестровой редакции. Но
и это еще не все: во Владимире в начале XIII века некий художник
украшает один из списков многочисленными иллюстрациями-миниатюрами.
Затем летопись с картинками неведомыми путями попадает в Смоленск. Ее
еще раз переписывают и перерисовывают. Через 150–200 лет она
перекочевывает в библиотеку польского князя Радзивилла, оттуда — в
Кенигсберг, а в 1758 году — в Россию. Таков путь списка
Радзивилловского, или Кенигсбергского. Лаврентьевская,
Троицкая, Никоновская, Радзивилловская и некоторые другие летописи —
это прямые потомки «Повести временных лет» в редакции Сильвестра. |