К
началу XII века наступило некоторое успокоение. На короткое время
стихли усобицы (угомонился даже Олег Святославич), и сразу нашлись силы
против половцев. На киевском престоле по-прежнему — Святополк Изяславич. Шахматов
соединяет все известное о Святополке из летописных и других старых
книг. Ведь этот князь живет в одно время с великим летописцем и в одном
городе… Однако сведения о Святополке весьма скудны, иногда и подслащены.
То немногое, что известно, открывает человека двуличного, мстительного,
завистливого. Всю
жизнь он ненавидит и боится двоюродного брата Владимира Мономаха,
настоящего воина, сурового и дальновидного, знатока языков и смелого
охотника, богатого феодала и хитрого дипломата. На военных советах
Святополк всегда с ним спорит, но прочие князья и дружинники
прислушиваются к умным речам Мономаха. В совместных походах против
половцев командуют оба князя, но как-то всегда получается, что решающее
слово за Владимиром. Он не пытается пока отнять Киев у Святополка, а
Чернигов у Олега. Зато в народе идет слава о князе без корысти… А при Святополке в Киеве налоги все тяжелее. Бедняки все больше должают ростовщикам. «Не
разгневай мужа в нищете его», — поучает богачей «Изборник Святослава» —
одна из популярнейших в то время книг. «Алчущего — накорми, жаждущего —
напои, странника введи, больного — посети, к темнице дойди, увидь беду
их и вздохни». Не так уж много требуется — нищий останется нищим, но
«вздохни», «не разгневай»… Приблизительно таких правил придерживается
Мономах. А в Киеве нарастает «гнев нищеты». Святополк,
как его отец и дяди, вовсе не хочет серьезно ссориться с церковью.
Князья и церковь не враги. Церковь — надежная опора против «озлобленной
черни» и соседей-соперников. Особенно такие монахи, у которых слава
народных заступников. И
вот правитель, учинивший такую расправу с Печерским монастырем, как
никто до него, вдруг меняется на глазах и превосходит всех сородичей
щедротами и милостями. Около
1100 года Иван возвращен из Турова и обласкан. Как отнесся к этому
опальный игумен — неизвестно: после своего возвращения прожил недолго,
но его преемник Феоктист вскоре полностью примиряется с князем. Отныне
Святополк — частый гость, друг монастыря. Шахматов внимательно следит
по летописи и патерику за этой дружбой. Феоктист вскоре начинает внушать
князю, что хорошо бы вписать Феодосия в синодик, то есть причислить к
святым. Князь дает согласие. Авторитет монастыря сильно возрастает —
ведь теперь он имеет собственного святого! Князь
щедро одаряет обитель селами, деньгами и всяким иным добром. В
благодарность за милости печерцы перед тысячами странников, нищих и
убогих все горячее возносят хвалу «Святополку Изяславичу, великому князю
Киевскому…» С тех пор пи в летописи, ни в патерике уж не встречаются смелые речи печерцев против властителей. Шахматов
все замечает. Нестор пишет летопись именно в эти годы — в конце XI —
начале XII века. Святополк знает, конечно, о его труде и следит за ним.
Нестор не сельский певец или сказитель. Он записывает свои мысли на
пергамене… В
«Житии Феодосия» Нестор куда откровеннее, чем в летописи: князья не раз
ссорятся с Печерской обителью, совершают ряд неблаговидных поступков. В
летописи же властители ничего подобного не делают. Летопись — документ
государственный, политический; патерик же — для себя, для «внутреннего
пользования». Князь, понятно, предпочитает встретиться в летописи не с
собственной реальной персоной, а с приукрашенной — доброй и щедрой. Чтобы
завершить свой труд, Нестор должен считаться со Святополком. Еще
Татищев думал, что Нестор и Сильвестр «может быть, настоящих времен и
писать опасались, ибо из того писателям многократно беды приключаются». Шахматов
замечает: на тех страницах «Повести временных лет», где изображаются
события начала XII века, то тут, то там восхваляется Святополк. И князь
не остается в долгу. Он даже помогает летописцу. В самом деле, откуда,
например, печерский монах достал и ввел в летопись длинные тексты
договоров Олега и Игоря с Византией? Договоры
хранились, конечно, в архиве князя. Но если монах-летописец князя
устраивает, то его могут допустить и к фамильным бумагам повелителя… |